Истории Нового Дня

История детских лагерей на Урале: от колонии — к пионерии

Истории Нового Дня
Лето, каникулы. Для нескольких поколений детей послеучебный отдых неразрывно связан с поездкой в лагерь. Когда-то – с галстуком и чемоданом, сейчас – с телефоном и рюкзаком. История детских лагерей – как они создавались, какие превращения пережили в течение ХХ века и какие традиции забрали с собой в ХХI век – читайте в нашем проекте.

Лето, каникулы. Для нескольких поколений детей послеучебный отдых неразрывно связан с поездкой в лагерь. Когда-то – с галстуком и чемоданом, сейчас – с телефоном и рюкзаком. История детских лагерей – как они создавались, какие превращения пережили в течение ХХ века и какие традиции забрали с собой в ХХI век – читайте в нашем проекте.
Прообраз городских лагерей – ясли
Рассказывая о детском летнем отдыхе в России, принято обычно говорить о пионерских лагерях, которые появились уже после революции, в 1920-е годы и действительно были местом, где до распада СССР отдохнули миллионы советских школьников. Но мало кто знает, что у лагерей – городских и загородных – были свои прообразы и в дореволюционной России, в том числе в Пермской губернии (на рубеже XIX и XX веков это была крупнейшая губерния на Урале, Екатеринбургский уезд входил в ее состав).

Как пишет в своей статье кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) Татьяна Дорохова (статья опубликована в журнале «Педагогическое образование», 2017, №5), прообразом первых детских городских лагерей – с дневным пребыванием – можно считать ясли. Первоначально они создавались летом для детей из беднейших семей – на время посевной кампании и летней страды туда отдавали малышей, а содержали подобные учреждения благотворительные общества. Ясли должны были не только занять детей крестьян, но и социализировать их.

Кроме того, условно можно назвать первым городским лагерем в Екатеринбурге летний сад, который организовало Екатеринбургское общественное собрание в 1899 году. В саду собирали детей со всего города для совместных детских игр. И впоследствии такие площадки стали появляться повсеместно. Причем уже тогда одной из форм занятости детей в «лагере» была физкультура.

Пруд в парке Дворца пионеров, 1946
Фото Госархива Свердловской области
«Впоследствии организация летнего детского отдыха в Екатеринбурге стала одной из функций образованного в 1905 г. благотворительного общества – «Семейно- педагогического кружка». Одним из средств для решения указанной задачи стало открытие летом 1906 г. площадки для игр, которая стала действовать ежегодно. В 1907 г. коммерческим собранием кружку было предоставлено место для этой площадки в Харитоновском саду.
Пруд в парке Дворца пионеров, 1948
Фото Госархива Свердловской области
Игры проводились под руководством и наблюдением воспитательницы, выпускницы курсов Лесгафта. Помимо подвижных игр организаторы площадки проводили экскурсии для детей по окрестностям города. «…Кроме того, ребята регулярно выезжали на прогулки за город, например, на Верх-Исетские дачи, где отдыхали (играли, соревновались) на природе», – описывает автор статьи.
Прогулка детей по лесу с площадки сада им. Павлика Морозова, 1952
Фото Госархива Свердловской области
Пруд в парке Дворца пионеров
Фото Госархива Свердловской области
Физзарядка в лагере
Фото Госархива Свердловской области
С каждым годом площадки посещало все больше детей, поэтому с появлением в эпоху СССР городских лагерей уже существовали некоторые традиции: физкультура (зарядка), прогулки за город, кружки и так далее.
Игры детей на площадке сада им. Павлика Морозова, 1948−1952
Фото Госархива Свердловской области
Прообраз загородных лагерей – колонии
Из той же статьи «Организация детского летнего отдыха в Пермской губернии конца XIX – начала ХХ веков» можно сделать вывод, что прообразами загородных лагерей были и так называемые колонии. Первоначально они появились в Москве. Но к 1908 году опыт дошел и до Екатеринбурга. И открыл первую колонию все тот же Екатеринбургский семейно-педагогический кружок. Первая колония располагалась в Камышловском уезде, селе Курьинское. Как писала тогда газета «Уральский край», на которую ссылается автор статьи, детей обоего пола вывезли туда потому, что им «приходится лето проводить в городе, что, конечно, не может не отразиться отрицательно на их здоровье».

Первые колонии на Урале, как и в других регионах, располагались часто на дачах богатых людей, занимавшихся благотворительностью. Первая колония под Екатеринбургом проработала в 1908 году всего месяц, а летом 1909 года – уже два месяца, тогда ее перенесли под Верхний Тагил.

«Под руководством опытных педагогов колонисты занимались разнообразной развивающей деятельностью: ставили спектакли, проводили литературно-музыкальные вечера, издавали журнал «Друг колонистов», содержащий описание видов экскурсий, характеристики ребят, карикатуры, стихи, вели дневник колонии с записями происходивших там событий», – описывает досуг колонистов Татьяна Дорохова.

После революции: пионерлагеря
Но, конечно, расцвет системы детского отдыха пришелся на послереволюционные годы. Как следует из открытых источников, в начале 1920-х годов дискуссия о необходимости оздоровления детей и их воспитании была поднята на государственном уровне. Одним из инициаторов появления лагерей в СССР был Зиновий Соловьев, создатель «Артека».

Конечно, на Урале нет моря. Поэтому большинство пионерлагерей создавались в лесной местности близ чистых рек, чтобы у детей была возможность купаться.

Пионеры завтракают около Талькова Камня, 1946
Фото Госархива Свердловской области
Как пишет в статье «Педагогика уральских каникул: региональный подход» доктор педагогических наук, профессор УрГПУ Евгения Коротаева (статья опубликована в журнале «Педагогическое образование в России, 2017, №5), в 20-30-е годы пионерлагеря организовывались как форма классовой закалки, а также пролетарской помощи города селу.
«Редколлегия» в пионерском лагере Уралтяжтрубстроя, село Косулино, 1930
Фото Госархива Свердловской области
Стенгазетчики пионерского лагеря Уралтяжтрубстроя, 1942
Фото Госархива Свердловской области
«Дети из пионерских лагерей устраивали пикеты у сельских храмов, проводили тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы: героика прошлого и настоящего Страны Советов, война с Финляндией, достижения советских летчиков, завоевание Северного полюса, открытия в области науки и техники и т. д. …Климат Урала заметно отличался от южных краев более суровыми природными условиями. Но и здесь тоже создавались летние пионерские лагеря. Чаще всего они представляли собой небольшую огороженную территорию на природе с минимумом удобств и палатками», – пишет автор.
Столовая пионерлагеря Уралтяжтрубстроя, 1943
Фото Госархива Свердловской области
Кухня пионерлагеря Уралтяжтрубстроя, 1943
Фото Госархива Свердловской области
Тот же лагерь, 1942 год
Фото Госархива Свердловской области
Так, с 1927 года начал работу пионерский лагерь на «Соколе» (Лысьва), работало три «очереди» (смены), в которых отдохнуло более 400 детей. А трестом «Союзасбест» в начале 30-х было принято решение о создании на берегу реки Пышмы летнего лагеря отдыха для детей рабочих. Название лагеря «Заря» символизировало начало новой эры в истории человеческой цивилизации.
Фото предоставлены лагерем «Заря»
Кстати, именно «Заря» – один из самых старых лагерей на территории современной Свердловской области. Он работает до сих пор. Смена в 2018 году начнется 3 июня и будет посвящена теме дружбы.
Лагерь с 80-летней историей открывает первую смену
Сохранились даже воспоминания пионеров, которые отдыхали в лагерях в 30-е годы. Одно из них приводит в своей работе Евгения Коротаева. Это воспоминание мальчика, который в 1935 и 1936 годах отдыхал в лагере поселка Кын (современный Пермский край).

«В лагере поселка Кын я отдыхал дважды, в 1935 и 1936 годах. Жизнь для нас была интересной: проводились военные игры, эстафеты, экскурсии на утесы по р. Чусовой. Линейка проходила на небольшой площадке, но видно было всех – 8 отрядов по 20 человек. Все мероприятия проходили под звуки детского духового оркестра. Запомнился стрелковый кружок», – писал пионер.

Линейка в пионерском лагере Уралтяжтрубстроя, 1942
Фото Госархива Свердловской области
Лагеря и война
Информации о военном десятилетии в истории пионерских лагерей очень мало. Но известно, что в пионерские лагеря на Урале (Свердловск, Нижний Тагил, Каменск- Уральский, Талица, Красноуральск, Серов, Ирбит) отправляли прежде всего детей тех, кто ушел на фронт.
Родители приехали проведать своих детей в лагерь Уралтяжтрубстроя, 1943
Фото Госархива Свердловской области
Дети фронтовиков Отечественной войны, тот же лагерь, 1943
Фото Госархива Свердловской области
Дети в пионерлагере, 1943 год
Фото Госархива Свердловской области
Дети в пионерлагере, 1943 год
Фото Госархива Свердловской области
«Пионеров привлекали к помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, организации концертов в госпиталях, сбору дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолетов. В послевоенное время пионерские лагеря стали основной формой отдыха и оздоровления детей», – пишет исследователь.
В 1950-1960-е годы количество пионерских лагерей продолжало расти. Одну из главных ролей играла компартия, которая воспитательную роль в лагерях брала на себя. Сопротивляясь этому, подростки и молодые люди в 1960-1980-х годах стали создавать альтернативные формы занятости – клубы по интересам, кружки, самоорганизации. В Свердловской области, например, одной из таких стала известная «Каравелла».

Ну а последним этапом жизни пионерлагерей в прямом смысле слова можно считать перестройку. В 1990-е годы шли значительные изменения в формах собственности, в том числе и промышленных предприятий – «шефов» пионерских лагерей, сокращались внешкольные учреждения, клубные объединения.

Что стало с лагерями
Так, только в Сысертском районе, где насчитывалось порядка 50 загородных учреждений, сейчас действует 13. Бывшие пионеры, отдыхавшие в этих лагерях, иногда вспоминают про места, где проводили летние дни, обсуждают их на форумах, организовываются целые сообщества, обменивающиеся фотографиями и воспоминаниями, а трип в выходные с посещением территорий бывших лагерей превратился в новый тренд для путешественников.
«Закончилась целая эпоха, связанная с пионерским летом», — констатируют исследователи.
Современность:
От пионерских лагерей остался только распорядок дня
Сегодня, как говорят старожилы лагерей, от прошлых традиций мало что осталось. Пример тому – один из старейших лагерей в Свердловской области «Чайка». Он был организован в 1944 году администрацией Уральского государственного университета для детей сотрудников. Тогда, в военное время, с 15 июня по 30 августа в бревенчатом здании школы недалеко от станции Баженово прошли первые три смены. В 1968 году лагерь «Чайка» сменил дислокацию. С тех пор он находится в поселке Шиловка (под Березовским), в сосновом лесу на берегу Шиловского водохранилища.

Дети до сих пор живут там в старых одноэтажных корпусах, где и 50 лет назад жили их сверстники. Хотя, конечно, быт изменился.
Табличка с названием лагеря сохранилась со времени его создания. Ее лишь обновляют и подкрашивают каждый год
«Здания у нас кирпичные, поэтому они прочные. Ремонт делается каждый год. Давно стоят пластиковые окна. Туалет несколько лет уже не на улице, а в корпусе. Отопление сделали электрическое, поскольку котельная уже не работала. Так что корпуса благоустроенные. Но это те же корпуса, что были и в 1968 году», – рассказала РИА «Новый День» директор ДОУ «Чайка» Людмила Резникова, которая работает здесь уже не одно десятилетие.

Но кроме зданий от бывшего пионерлагеря мало что осталось. Разве что распорядок дня и главная задача – оздоровление детей. По словам директора, пионерские традиции давно ушли в прошлое, новой идеологии не появилось, и дети сегодня трудно вовлекаются в лагерную активную жизнь.

Развлечения пионеров повторить сегодня в современных условиях почти невозможно. В лагере готовы бы проводить «Зарницы», но правилами запрещено выходить за территорию – это небезопасно. Купаться в водоемах тоже нельзя без отмашки Роспотребнадзора. Из пионерского сохранились костры. Но только один раз – в конце смены. Разжигание открытого огня чаще всего не приветствуют надзорные органы.

«Конечно, сохранилась ежедневная зарядка, питание пять раз – такие режимные моменты, которые направлены на оздоровление детей. Проходит у нас спартакиада вместо «Зарницы». Работают кружки по разным темам, но они далеки от пионерских – кружки каждый год разные, зависит от того, каких вожатых наберем на смены, чему они могут научить», – рассказала директор «Чайки».

«Ни для кого не секрет, что сегодня дети живут в своих телефонах и гаджетах. Стоит из воспитательных целей забрать их – и сразу начинаются жалобы родителям «Забери меня домой!». Инициативы сделать что-то в реальной жизни от детей мало», – призналась вожатая со стажем.

Кстати, в «Чайке» несколько лет назад пытались воскресить пионерию. Хотя бы на одну смену, которую сделали тематической. Ввели галстуки, разучили измененную «Взвейтесь кострами», пытались воскресить былой дух. Но, как признаются работники лагеря, интересна такая «игра в прошлое» была только вожатым с опытом, для которых пионерская смена стала ностальгической. Дети же не поняли и не оценили пионерских забав.

Еще один ведомственный лагерь, который в 2020 году отметит 35-летие – газпромовский «Прометей». Созданный в 80-е годы лагерь пережил и пионерскую эпоху, и переходный период, и сейчас пришел к новому формату.
Фото лагеря «Прометей» из архива «Газпром трансгаз Екатеринбург»
«Многие положительные моменты из пионерского периода мы сохранили и в современных реалиях, – рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом «Газпром трансгаз Екатеринбург» Иван Ипатов. – В том числе линейки, традицию поднятия флага. Обязательно присутствуют отрядные кричалки, а каждая смена завершается большим пионерским костром».
Фото лагеря «Прометей» из архива «Газпром трансгаз Екатеринбург»
На предприятии говорят, что даже сейчас не планируют избавляться от детского лагеря — хотя большинство организаций давно передали эти учреждения муниципалитетам.
Фото лагеря «Прометей» из архива «Газпром трансгаз Екатеринбург»
Благодарим за предоставленные материалы:
  • Государственный архив Свердловской области, главного архивиста отдела публикации и использования документов Олега Сарафанова.
  • Пресс-службу ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
  • Администрацию лагеря «Заря».
Над проектом работали:
Татьяна Пакулова
Павел Феоктистов
Ольга Тарасова
Майя Пакулова
Наталья Селиванова
Фото, видео:
Александр Саливанчук
Семен Саливанчук
Антон Отман
Телефон редакции:
+7 (343) 380-23-37
По вопросам сотрудничества
обращаться: snv@ndnews.ru