Правительство РФ не нашло денег на монополию в Арктике Минфин требует урезать финансирование строительства новых ледоколов
Россия ранее заявила себя как будущего транспортного монополиста на Северном морском пути, который становится все доступнее из-за таяния арктических льдов. Для этого 2 года назад было запланировано строительство девяти ледоколов: трех универсальных атомных и шести дизель-электрических. Однако эти планы могут остаться лишь на бумаге: Минфин требует урезать программу строительства ледоколов. Крупные нефтегазовые компании также отказываются финасировать увеличение ледокольного флота, ссылаясь на достаточность существующего. Действительно, пока ледокольный флот в РФ в разы превосходит арктические флоты США и Канады. Однако часть судов построена еще в 70-е годы.
«Сам Севморпуть и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта. В наших планах – модернизация речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, аэропортов, обновление полярной авиации. Мы намерены существенно увеличить российский ледокольный флот. Сегодня у нас 10 линейных ледоколов. До 2020 года будут построены ещё три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических. Мы только до 2014 года, в ближайшие несколько лет выделяем 38 млрд рублей на эти цели» – заявил Владимир Путин еще в 2011 году, в роли премьер-министра.
Затем секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев объявил о создании в Арктике транспортно-логистических комплексов и международном использовании Северного морского пути на российских условиях. Патрушев пообещал, что в ближайшие годы объем грузопотока на Севморпути увеличится до 50 миллионов тонн. Севморпуть короче на 2440 морских миль, чем трасса через Суэцкий канал, проход по нему сокращает длительность рейса на 10 суток, экономит около 800 тонн топлива для среднестатистического судна.
Когда дело дошло до исполнения этих программ, в правительстве внезапно обнаружили, что у государства нет денег на строительство новых ледоколов. Теперь Минфин требует, чтобы бюджет оплатил только 30-40% стоимости первых двух серийных судов, то есть «Росатому» нужно найти на них дополнительно более 56 млрд руб. Где взять деньги, в госкорпорации не знают. Клиенты в лице крупных нефтяных и газовых компаний, под проекты которых грузопоток Севморпути требуется увеличить более чем на порядок, не собираются ни участвовать в финансировании ледоколов, ни заключать пока твердые контракты на их работу. Более того, и они, и эксперты начинают сомневаться в необходимости расширения атомного ледокольного флота, сообщает «Коммерсант».
Правительство до сих пор не согласовало параметры финансирования строительства двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК-60), заказчиком которых является ФГУП «Атомфлот» (входит в ГК «Росатом»). Конкурс на строительство судов был объявлен еще в январе, изначально его итоги планировалось подвести к концу февраля. В последнем извещении на сайте госзакупок говорится, что победитель конкурса должен быть определен 3 июня. Начальная цена первого ледокола установлена на уровне 42 млрд руб., второго – 44,1 млрд руб.
Замминистра финансов Андрей Иванов в письме от 26 марта заместителю гендиректора «Росатома» Татьяне Ельфимовой отметил, что бюджет должен дать только 38,9% от стоимости первого ледокола, то есть 16,3 млрд рублей. а в 2016-2019 годах финансирование строительства ледоколов должно быть обеспечено «исключительно за счет внебюджетных источников». На другие варианты Минфин не готов.
Ранее, в ноябре 2012 года, Минэкономики согласовало проект постановления, по которому бюджет должен был оплатить ледоколы полностью. В «Росатоме» также ожидали, что строительство ледоколов будет финансироваться из бюджета. «Росатом» не устраивает вариант, при котором «под внебюджетным финансированием рассматриваются средства самой госкорпорации», у которой «и так достаточно инвестиционных проектов» – приводит газета комментарии сотрудников госкорпорации. По одной из новых версий, средства могут быть найдены у грузоотправителей, которым нужны ледоколы для проводки судов по Севморпути. Компромисс между сторонами должен быть найден на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина 23 апреля.
В «Атомфлоте» и на Балтзаводе, который уже строит головной ЛК-60 и считается основным претендентом на строительство двух серийных ледоколов, от комментариев отказались. Потенциальными потребителями услуг новых ледоколов в первую очередь являются НОВАТЭК и «Газпром». НОВАТЭК планирует в конце 2016 года запустить проект «Ямал СПГ», введя тремя очередями завод общей мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. По оценке «Совкомфлота», для транспортировки потребуется 16 танкеров-газовозов. «Газпром» планирует после 2019 года вернуться к разработке Штокмановского месторождения в Баренцевом море; «Роснефть», получившая основную массу лицензий на освоение шельфа Арктики, собирается в 2016 году начать бурение в Карском море. В результате Минтранс ждет резкого роста грузопотока по СМП. На прошлой неделе замминистра Виктор Олерский заявил, что к 2030 году он вырастет до «50-80 млн тонн» в год.
Объем грузопотока по Севморпути в 2012 году составил около 5 миллионов тонн. Длина маршрута Роттердам – Иокогама – 7345 миль (13 600 км), что на треть короче пути через Суэцкий канал – 11 205 миль (20 750 км). Использование Севморпути сокращает длительность рейса на 10 суток, экономит около 800 тонн топлива для среднестатистического судна. Это козырь для России: на самом трудном участке маршрута торговые и пассажирские корабли могут проходить Северный морской путь только в сопровождении российских атомных ледоколов. Однако сейчас фрахт атомных ледоколов нивелирует эти преимущества. Фрахт ледокола втрое дороже, чем фрахт контейнеровоза, средний тариф составляет около 100 тысяч долларов в день. При этом «Атомфлот» остается убыточным предприятием: в августе 2012 года заместитель гендиректора предприятия Станислав Головинский говорил, что ФГУП сейчас дотируется на 1,2 млрд руб. в год.
Интерес к расширенной эксплуатации Северного морского пути проявляют Китай, США, Канада и прочие государства-члены НАТО. Именно Геологическая служба США опубликовала исследование, в котором говорилось о том, что в Арктике находится около 25% неразведанных мировых запасов углеводородов. Ответом на это исследование стала знаменитая экспедиция Арктика-2007, участники которой установили на дне Северного Ледовитого океана капсулу с российским флагом и собрали пробы грунта, что было воспринято конкурентами как сигнал к началу нового «холодного» противостояния. «На дворе не XV век. Нельзя ездить по миру, устанавливать какие-то флаги, а потом заявлять: «Это наша территория» – объявил тогда глава МИД Канады Питер Маккей.
В целом за территорию Арктики соперничают восемь стран: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Швеция. Борьба между основными игроками ведется с переменным успехом, хотя пока что российский флот явно лидирует в регионе. Сейчас РФ является лидером по ледокольному флоту. Ее основной соперник – США располагает всего тремя ледоколами, лишь один из которых готов к решению современных задач, в то время как последний российский атомный ледокол «50 лет Победы» был спущен на воду в 2007 году.
Ссылки по теме:
Россия, США и Норвегия заверили, что им нечего делить в Арктике Но военное присутствие будет увеличено >>>
«Зеленые» через ООН отбирают у русских Арктику «Гринпис» хочет для Арктики статус «достояния всего человечества» >>>
В Госдуму внесен законопроект, регулирующий перевозки по Севморпути На строительство новых ледоколов потратят 38 миллионов >>>
ВМФ РФ готовится к разделу Арктики с НАТО К 2019 году Северный Ледовитый океан освободится от льдов >>>
Северный морской путь может стать альтернативой Суэцкому каналу Арктическая нефть и торговые пошлины будут добываться под присмотром Совбеза РФ >>>
Москва – Салехард, Алексей Усов
© 2013, «Новый Регион – Ямал – Югра»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».