Русскоязычные и европейские новости о событиях в Турции оставляют читателей в недоумении: только во влажных снах «зеленых» и прочей леволиберальной публики полярные общественные группировки могут объединиться и начать противостояние с полицией и правительством из-за пары старых деревьев. Турецкие СМИ дают совсем иную картинку. Турки не зря маршируют с портретами Ататюрка: возмущение населения началось с того, что Эрдоган решил снести памятник Ататюрку и культурный центр его имени, построив на их месте мечеть. Что в действительности подвигло светскую часть Турции объединиться и выступить против премьера Эрдогана и как это пытаются цензурировать СМИ – читайте в колонке «Нового Региона».
Европейские и российские СМИ и разнообразные «профессиональные блоггеры», освещая события последних дней в Турции, доносят до читателей идиллическую картинку: десятки тысяч жителей Анкары и других крупных городов вышли на улицы, чтобы защитить от уничтожения парк Гези на площади Таксим.
Сообщения очевидцев, которые рассказывают о том, что в противостоянии турецкого общества и политики Эрдогана (соединившего национал-социализм с исламской основой), объединились полярные и непримиримые прежде общественные группы, заставляют усомниться в реальных причинах этого единения.
«Дорогой премьер-министр, вы не представляете как я вам сегодня благодарен. Вы даже не знаете, какое благое дело сделали для страны сегодня. Сегодня я впервые видел как фанат Фенербахче помог подняться с земли галатасарайцу после приказа полиции «убивать». Сегодня турки и курды делились водой и хлебом. Сегодня женщины, которых вы называете проститутками, вышли из публичных домов, чтобы промыть раны пострадавших и напоить их лимонной водой», – на страницах в Facebook* приводятся переводы сообщений из турецких социальных сетей.
А теперь представьте, что питерская околофутбольная публика внезапно бросилась на помощь фанатам «Анжи». Что для этого должно произойти? Каким должен быть повод, который объединит абсолютно полярное население? Старый парк? Не смешите, мы не на хиппи-фестивале.
Ответ можно найти в турецких газетах. По данным влиятельной газеты «Харриет», Эрдоган вызвал взрыв протеста, объявив, что собирается снести находящийся на площади Таксим Культурный центр Мустафы Кемаля Ататюрка (АКМ). Заодно, и памятник основателю светской Турецкой Республики. На месте Культурного центра Ататюрка Эрдоган решил построить мечеть. Хотя мечеть на площади Таксим уже есть – Taksim Mescid Camii.
«На площади Таксим должна быть построена мечеть» – цитирует hurriyetdailynews.com заявление Эрдогана.
Премьер выразился однозначно: «Культурный центр Ататюрка должен быть разрушен» (Ataturk Cultural Center (AKM), also on Taksim Square, should be demolished).
Именно нападки Эрдогана на символы культа Ататюрка и светской жизни стали катализатором многотысячных выступлений. Да, роль парка тоже значительна, но это лишь еще один элемент политической фрески, не центральная композиция.
Турецкий культ основателя Республики трудно сравнить с почитанием исторических деятелей в других странах. Даже сложные отношения постсоветских людей к фигурам Ленина или Сталина «не дотягивают» до той глубины безусловного почитания, которым окружена фигура основателя современного турецкого государства.
В роли Ататюрка в турецкой истории и кроется причина нападок на его культ Реджепа Эрдогана и его окружения и сопротивление им турецкого населения. Мустафа Кемаль, опираясь на армию, вычистил Турцию от любых признаков «мусульманского государства», превратив гниющие останки Османской империи в европеизированную, светскую страну. «По заветам Ататюрка» до последнего времени армия оставалась опорой светских властей и защитой от исламизации.
Эрдоган все 10 лет своего правления посвятил тому, чтобы лишить армию централизующей роли в обществе, заменив офицерский корпус имамами. В последние годы нарастала «эпидемия» увольнений, уголовных дел и скандалов в отношении турецких офицеров и генералов, которых обвиняли в попытках государственного переворота, в коррупции и много чем еще. А после скандальных процессов команда Эрдогана понемногу «перерисовывала» законодательство.
Сам Эрдоган с 2007 года, не скрываясь, говорит о «неизбежной исламизации» страны. А также ведет «холодную войну» против США, Израиля и России. Чеченские, ингушские и дагестанские боевики финансировались и до сих пор, часто, снабжаются Анкарой. В чеченских войнах были «турецкие амиры» («амир билал»). Среди ликвидированных «федералами» боевиков турок было не меньше, чем саудитов.
У себя в стране Эрдоган проводит политику нео-османизма, которую проще всего описать как адскую смесь национал-социализма (по образцу баасизма Саддама Хуссейна) и суннизма.
В отличие от повешенного США Хуссейна, Эрдогану удалось добиться признания и среди турецкого «дна», и в Европе. Из европейских стран современную турецкую политику активнее всего поддерживают Испания и очень тесно связанная с Турцией Германия. В прошлом одним из главных союзников Анкары был Будапешт, но после смены правительства Венгрии на правоизоляционистский кабинет, одним союзником в ЕС у Эрдогана стало меньше. В целом, Эрдоган – любимчик европейских социалистов, находящихся у власти. Он для них – воплощение их идеалистического представления о «разумном исламе». Другие питомцы «идеалистов» ЕС как-то не оправдали ожиданий: то сердца врагов пожирают перед камерами, то между собой кровопролитные бои устраивают. То в Мали вторгаются, да так, что Lеgion Еtrangеre их уже полгода по пустыне гоняет. А то, что взращивает в Турции Эрдоган, пока явно не успело проявить свою сущность. Разве что 100 лет назад, в Армении…
На родине Эрдогану, после десяти лет подготовки по смене ключевых общественных приоритетов, осталось преодолеть одно – неистребимое почтение современных турков к Мустафе Кемалю и его «заповедям» о том, каким государством должна быть Турция. Потому решение снести Культурный центр Ататюрка для Эрдогана должно было стать чем-то вроде холостого выстрела «Авроры» по Зимнему дворцу: символическим низвержением культа. Турки оценили этот ход и ответили, выйдя на улицы с портретами Ататюрка и лозунгами «Мустафа Кемаль, мы с тобой».
Реакцию евросми на события в Турции можно назвать комической. Есть стойкое ощущение, что редакторы и владельцы откровенно растерялись – как подавать миру турецкие события?
С одной стороны, всемерная поддержка исламизации – один из ключевых трендов левых медиа, к которым относятся большинство международных СМИ, как, например, BBC. А тут – откровенно антиисламское движение, на горизонте которого маячит армия – совсем не «демократический» ресурс. И сам Ататюрк – европеизатор, но и диктатор, в стиле Франко принудивший общество к соблюдению норм европейской цивилизации. С другой стороны – в эти дни по всем канонам неолиберализма произошло всенародное единение, волеизъявление мирными средствами с консолидацией через Facebook* и Twitter.
Евросми преодолели свой когнитивный диссонанс, найдя удобные для себя идеологические умолчания: информации о Турции мало, а те немногие сюжеты, что выходят – представляют протест последних дней чем-то вроде «Химкинского леса». «Протестуют из-за вырубки парка» – и все. Старательно пытаются обойти упоминания про антиисламскую риторику митингующих, но это им удается слабо. А про Ататюрка – ни слова.
Позиция по Турции «профблогеров» и части российских СМИ комична в квадрате: либо трансляция точки зрения BBC итп, либо она же с добавлением мантры «оранжад-фейсбук-химкинский* лес» против «стабильности».
Москва – Анкара, Алексей Усов
Москва – Анкара. Другие новости 03.06.13
Турецкий бунт повторится в Одессе. Авторская колонка депутата Игоря Димитриева. / Стамбульская Революция: Как мирный гражданский протест перерос в события, которые потрясли весь мир (ФОТО, ВИДЕО). Авторская колонка «НР» с площади Таксим. / Эхо стокгольмских бунтов: возможна ли в России «война пригородов»?. Авторская колонка корреспондента «НР» Екатерины Норсеевой. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».