Дочерняя компания государственного «Аэрофлота», лоукостер «Победа» оспаривает в суде норму безопасности перелетов, установленную Ространснадзором, по которой во время полета хотя бы один из родителей должен сидеть рядом с детьми. Перевозчик настаивает, что это должно быть дополнительной платной опцией. Также компания судится за право брать плату за малогабаритные женские рюкзаки, не считая их «дамскими сумочками». Проиграв суд пассажирке-депутату, авиаперевозчик обещает на треть поднять стоимость перелета для всех, если решение суда вступит в силу.
В начале июля «Победа» изменила систему бронирования так, что пассажиры, забронировавшие билеты вместе, могут оказаться на соседних креслах, только если оба оплатят услугу выбора места – от 149 до 1000 рублей каждый. По требованиям безопасности перелетов, установленным Ространснадзором, эта норма не касается перевозки детей: ребенок должен сидеть рядом хотя бы с одним из родителей, независимо от тарифных пожеланий любых перевозчиков. Сейчас перевозчик оспаривает эту норму безопасности в суде, чтобы на рейсах «Победы» родители могли сидеть с детьми, только оплатив эту услугу дополнительно.
Вводя новые правила перевозки, в «Победе» особо указали, что нововведение не касается родителей с детьми. Выполнялось ли это обещание (и норма безопасности) на практике, можно судить по тому, что компания получила предписание Ространснадзора, который потребовал от «Победы» прекратить нарушение закона. В ответном иске авиакомпания потребовала от суда признать недействительным и отменить требование Ространснадзора, согласно которому размещение детей в самолете вдали от родителей является грубым нарушением законодательно установленных норм безопасности перелетов. Как сообщает РИАН, 20 июля прошли предварительные слушания по этому делу. Рассмотрение дела по существу начнется 24 августа.
Авиакомпания судится сейчас и по другим вопросам своей уникальной тарифной политики. Накануне Арбитражный суд Москвы подтвердил законность постановления Ространснадзора, который предписал авиакомпании «Победа» изменить правила: снять ограничения на бесплатный провоз в салоне самолета ручной клади, в частности, дамских сумочек и портфелей. Заявление «Победы», требовавшей отменить предписание ведомства, было отклонено.
Проверка была проведена после обращения депутата Госдумы Алены Аршиновой, которую перевозчик обязал доплатить 2000 рублей за перевозку в салоне малогабаритного женского рюкзака. «Мы опираемся на пункт 135 ФАП-82, где про рюкзаки ничего не сказано», – пояснил представитель «Победы». Другими словами, в авиакомпании сослались на то, что рюкзаки независимо от их габаритов, не могут бесплатно провозиться в салоне. Суд определил, что ключевым фактором являются массогабаритные показатели и рюкзак размерами и весом с женскую сумочку должен считаться таковой. Рассматривавшая дело судья сочла различие между дамской сумочкой и небольшим рюкзаком «игрой формулировок», отмечает «Коммерсант».
Представители авиакомпании пообещали обжаловать решение суда. Если апелляция не изменит решение суда, перевозчик обещает вдвое увеличить минимальный тариф и на треть – прочие тарифы. По данным газеты «Ведомости», в структуре выручки «Победы» около 30% приходится на оплату сверхлимитного багажа и ручной клади. Годовая выручка лоукостера составила около 10 миллиардов рублей. В салон с кладью, не входящей в список бесплатных, можно пройти за 999 рублей при оплате заранее на сайте или за 1500-2000 рублей при оплате в кассе аэропорта. По данным самой авиакомпании, максимальный сбор в 2000 рублей приходится оплачивать примерно каждому десятому пассажиру рейсов «Победы». За 2015 год лоукостер перевез больше трех миллионов пассажиров (по данным издания Airline Business). Получается, что только на максимальной доплате за багаж в салоне «Победа» за год заработала 600 миллионов рублей. 600 миллионов только с тех клиентов, которых заставили доплатить в последний момент, буквально на стадии регистрации на рейсы. И это без учета выручки от тех пассажиров, которые заплатили за дополнительный багаж заранее, на стадии заказа билета.
В середине июля аэрофлотовский лоукостер втрое увеличил сбор за провоз товаров из магазинов беспошлинной торговли. Впервые покупки из duty free лоукостер обложил пошлиной осенью прошлого года. Тогда плата за то, чтобы пронести в салон пакет из магазина в аэропорту составила 10 евро для рейсов из-за рубежа и 700 рублей для рейсов из России. Теперь плата за пользование пассажирами duty free составит 35 евро для тех, кто возвращается в Россию из-за границы и 2000 рублей для клиентов российских беспошлинных магазинов.
К компании есть претензии и у Роспотребнадзора. В ведомстве обнаружили, что «Победа» взимает комиссию с покупателя в зависимости от способа оплаты. Цена билета в кассе аэропорта при оплате наличными ниже, чем при безналичных операциях: оплата картой увеличивает стоимость билета на 2%, а оплата через Qiwi – на 3%. «Закон о защите прав потребителей запрещает продавцу при оплате товаров (работ, услуг) устанавливать различные цены на один вид товара в зависимости от способа оплаты (наличный расчет или в рамках применяемых форм безналичных расчетов)», – заметили на это в Роспотребнадзоре.
Перевозчик старается заработать буквально на всех аспектах перевозки пассажиров. Например, компания сделала платными звонки в собственный колл-центр. А те опции, которые невозможно обложить дополнительной таксой, отключаются, порой вопреки здравому смыслу. Например, по словам корпоративных клиентов и отдельных пассажиров, на их рейсах были принудительно заблокированы все кресла в салоне – их было невозможно откинуть.
Крупнейший лоукостер мира Ryanair разрешает бесплатно взять в салон любой багаж с определенными габаритами плюс маленький предмет. У второго по величине европейского лоукостера – EasyJet допускаются более крупные предметы. Выбор размещения в салоне у многих перевозчиков является платной опцией, но на практике, утверждают клиенты европейских бюджетных перевозчиков, авиакомпании часто сами предлагают тем же пассаждирам с детьми сесть на более удоные места.
«Вспомнила, как меня обуяла жадность и я не оплатила выбор места на лоукостере Wizz Air. Подумала: с детьми не рассадят! А муж только рад будет – поспать где-нибудь в другом конце салона. Но, как оказалось, сотрудники венгерской авиакомпании куда лучше относятся к людям с детьми, чем «Победа». Они, во-первых, специально не рассаживают пассажиров, а во-вторых, право зайти в самолёт первыми и выбрать места предоставляется не только тем, кто оплатил эту услугу, но и пассажирам с детьми. Так что летели мы тогда и развлекали детей вместе – не случилось у мужа двух часов тишины» – поделилась с The Village опытом общения с восточноевропейскими дискаунтерами Ольга Савина, продюсер телеканала «Москва 24».
«Победа» вошла в рейтинг Топ-100 лоукостеров мира, заняв 71-е место. По мнению специалистов по логистике, перевозчику далеко до ведущих перевозчиков-дискаунтеров, в том числе по финансовым показателям: «В сравнении с европейскими лоукостерами пассажиропотоки будут неважны, потому что в Европе все-таки единый рынок на 400 млн человек».
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 21.07.16
Туриндустрия России взбудоражена: Египет могут открыть уже осенью. Каир заявил о повышении требований безопасности авиаперевозок. / «ВИМ-авиа» могут запретить чартерные перевозки. Рассказы о злоключениях туристов отложенных рейсов всколыхнули соцсети (ФОТО). / Сегодня одиннадцать: в Симферополе вновь отменяют авиарейсы. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»