Плохая организация и равнодушное отношение способны убить любую, даже самую замечательную инициативу. Даже такую, как Бессмертный полк.
Неоднократно отмечалось, что эта идея – едва ли не самая лучшая с июня 45-го года, когда к мавзолею бросили фашистские штандарты. Потому что пришла «снизу» – из народа, потому что от души, потому что не имеет никакого отношения к набившим оскомину торжественным речам и фальшивому ура-патриотизму. Это личное, а потому настоящее. И это посильнее любого парада и фейерверка, потому что никакое шоу не вызывает такого чувства гордости и сопричастности, как возможность поднять высоко над головой и продемонстрировать всем фотографию того, кто действительно проливал кровь за ныне живущих и чья кровь теперь живет в тебе. Эта идея была обречена на успех. Но в Челябинске умудрились испортить и ее.
С Бессмертным полком в этом городе не заладилось с самого начала. Одно дело – развесить на каждом углу баннеры и растяжки «Легендарный Танкоград» и без устали крутить военные песни, другое – собрать спонтанно пришедших людей в одну колонну и превратить их порыв в марш потомков победителей. Оказалось, что город, кичашийся своим умением организовывать международные состязания, не может или не хочет собрать Бессмертный полк и организовать его шествие. Поэтому в прошлом году горожанам, желавшим поддержать инициативу, разрешили постоять в задних рядах на церемонии возложения венков. А особо настойчивым , так и быть, выделили 100 метров между Мемориалом танкистам-добровольцам и огнем – мол, ходите, сколько хотите, но так, чтобы никому не мешать. С рекламой и прессой не помогли, общественникам пришлось выкручиваться самим. Разумеется, получилось плохо – пришло десятка два. Но как гордо – под удивленными взглядами прохожих – они шли, подняв над головой своих отцов и дедов. Эта гордость была так заразительна, что прохожие присоединялись – в финальную точку эта мини-колонна пришла в бОльшем составе, нежели ушла с исходной.
А в это время в других городах России Бессмертные полки, собирая тысячи человек, шествовали по главным улицам и площадям, открывали и закрывали парады. И челябинцы в недоумении спрашивали: почему у нас не сделали так же?
NDNews.ru задал этот вопрос чиновникам: почему нашу Бессмертную роту (до полка в прошлом году явно не дотянули) не пустили на площадь – пусть бы в конце парада перед ветеранами и зрителями не замерзшие и уставшие от ожидания дети плясали, а «прошли» погибшие герои войны. Разве это не самое лучшее завершение подобного мероприятия? И получили ответ: из соображений безопасности, как можно на такое мероприятие выпустить людей, стихийно собравшихся? Вот, значит, на демонстрацию или митинг в поддержку президента можно, а Бессмертный полк нельзя? Чей безопасности он может угрожать? Стоящих на трибуне випов? Так уберите их оттуда, если им так страшно – в этот момент они никому не нужны, в этот момент по площади шли бы настоящие герои, и до того, что вип-трибуна опустела никому не было бы дела. Но нет.
Однако Бессмертный полк стал общероссийским движением, и Челябинск поспешил вписаться в тренд: заранее собрали пресс-конференцию и сообщили: в прошлом году по всей области (!) собрали 4, 5 тысячи человек, в этом будет 5 тысяч. Организуют настоящее шествие – от Комсомольской площади до сада Победы. «То есть на главную площадь опять не пустят? Почему?» – спросили мы. «Потому что так удобнее», – последовал ответ. Кому? «И вообще, сказали организаторы, – мы пойдем по тому же пути, что наши танковые бригады уходили на фронт. Это символично». Получился действительно символичный провал.
Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
От агрессивной рекламы опять отказались – это вам не штампованные заявления единороссов о том, что подвиг ветеранов будет жить в веках, и не бесконечное высаживание номенклатурой саженцев победы (большинство из которых сразу же гибнет, потому что сажать надо с умом, а не по случаю праздника). Мероприятие даже не включили в официальные планы, ежедневно рассылаемые СМИ. То, что при такой организации, удастся собрать хотя бы тысячу человек, казалось фантастикой.
Но люди пришли. С детьми, с цветами. 3,5 тысячи человек по данным полиции. В Челябинске с утра проливной дождь, поэтому многие, особенно те , что с малышами, не рискнули ехать на Комсомольскую площадь к полудню – началу сбора участников, подтянулись к 13:00 – началу шествия… и увидели хвост колонны. Организаторы, возможно, пожалели тех, кто пришел раньше, и двинулись минут за 15 до назначенного срока. Но, господа-товарищи! Так подобные дела не делаются. Прогноз погоды был известен за 2 дня – о нем рассказали все СМИ. По уму, 8 мая надо было собрать срочную пресс-конференцию и проговорить все возможные сценарии: сократить период сбора, сократить маршрут, отменить митинг – каждый сам дошел, возложил цветы, помолчал, ушел, или четко оговорить время митинга, расставить в месте сбора точки с горячим чаем – вариантов масса. Но назначать шествие на 13:00, а увести колонну в 12:45 – это просто неуважение к людям. Подлянка, выражаясь современным сленгом.
В 12:55 челябинцы прибывали, колонна удалялась, оказавшиеся на месте волонтеры и сотрудники ГИБДД весело подбадривали: быстрее-быстрее, догоняйте! Это оказалось непросто – даже молодым парням удавалось с трудом, а наблюдать, как пожилые люди и дети скачут по лужам, силясь нагнать ушедших, было просто дико.
Тем, кто успел, тоже приходилось несладко: колонна не шла – неслась, многие не могли выдержать заданный организаторами темп, и колонна растягивалась, разрывалась .
Все это вызывало ассоциации с фильмами «про войну». Это впечатление усиливалось тем, что за ежащимися под ветром и дождем людьми на абсолютно пустынной улице (она и при хорошей погоде немноголюдна – самый «подходящий» маршрут для демонстраций – никто не видит, никому не мешает) наблюдали только сотрудники ГИБДД. И было очень обидно за отважных людей, которые, несмотря на ледяной дождь, пришли сами и привели детей, чтобы воздать почести своим родным. Они еще не подозревали, что бегут буквально в никуда и впереди их ничего не ждет, поэтому подбадривали друг друга, кричали «Ура» и пытались петь песни.
Когда середина колонны только подтягивалась к входу в сад Победы, грянул фейерверк. Народ удивился – обычно залпы завершают, а мы-то еще даже не дошли.
Дальше и вовсе начался бардак: втягиваться в парк пришлось через узенькую калитку: пустить полк через ворота никто не догадался. Калиток, по правде, было две, но через вторую таким же поток выходили те, кто уже дошел и все увидел. Парк встретил дымом от фейерверка, народ , кашляя и отплевываясь, пробирался через дымовую завесу почти на ощупь.
«Куда идти-то?» – спрашивали друг друга. Где-то вдалеке юный голос бодро вещал, как молодежь и школьники в едином порыве собирали модели танков. Пошли на голос. Показались первые торговые палатки, встречный поток усилился, а наш поредел: взрослые тянулись к еде, дети – к танкам и орудиям, стоящим в стороне.
Самые стойкие упорно продвигались к Монументу Славы, где, согласно первоначальным замыслам, должен состояться Митинг Памяти. Дождь продолжал лить, как из ведра. У монумента наблюдалось какое-то бессистемное движение. «А когда будет митинг? – спросила женщина у подвернувшегося волонтера. Вокруг них тут же образовалось небольшое кольцо. «Так все уже», – ответил парень. «Как все? – изумилась челябинка. – В Интернете было написано, что будет митинг». «Так он уже прошел». «Как прошел? – ахнул народ. – Мы же только что пришли». Кстати, в этот момент последние ряды колонны в парк еще не попали. «Ну, вы опоздали, – ответил волонтер и попытался сбежать, но не смог – люди сомкнули ряды. «Почему колонна ушла раньше срока?» – насели на него. «Да я откуда знаю??? Спросите у организаторов!» «А организаторы где?» «Там», – неопределенно махнул рукой парень и проскользнул между двух расстроенных пенсионерок. «Как же так, – сказала одна из них, – мы сюда пришли...» «Я бы сказал: прибежали», – вставил мужчина лет 40. «Да неважно, – отмахнулась женщина. – Мы пришли, чтобы отцов наших вспомнить. У меня папа всю войну прошел, мы хотели за них помолчать. Чтобы все вместе – понимаете?» – женщина уже плакала. «Это неправильно, это безобразие какое-то», – подхватила челябинка лет 30. Начали наперебой высказывать претензии. Потом пошли искать организаторов, наткнулись на непромокаемую палатку с музыкальной аппаратурой. «Не, мы не организаторы, мы только за музыку отвечаем, – протараторила совершенно сухая и слегка напуганная нашим мокрыми и суровыми лицами женщина, – а организаторы – они ушли (и снова жест в неопределенном направлении). Там женщина такая с промокшей головой…»
Организаторов мы так и не нашли. Люди бродили перед монументом растерянные и расстроенные.
К полевой кухне выстроилась длинная очередь. Подтянувшийся, наконец, хвост колонны направился сразу туда. Спасибо, конечно, организаторам за горячую «фронтовую» кашу. Кому-то она помогла согреться. Но вообще-то челябинцы шли не за этим... Молодая женщина объясняла маленькому мальчику: «Эти люди на фотографиях – солдаты, они воевали, чтобы войны больше не было и все жили хорошо. А мы сюда пришли показать, что мы их помним». Малыш сосредоточенно кивал. Две девчушки – младшие школьницы стояли с фотографиями, одна рассказывала другой: «Это дедушка моего папы, видишь, он погиб, он в танке сгорел». Вторая начала рассказ про своего героя. Именно для этого нужны такие мероприятия, и это, как раз, и есть самый сильный элемент того патриотического воспитания, о котором у нас так много трындят, но сводят всегда к смотрам песни и строя.
Подчеркну: я спрашивала у многих людей, придут ли они на шествие в следующем году, и большинство ответили: «Обязательно!» Некоторые добавляли: «Даже, если выпадет снег». «Ведь это наша память».
Поэтому в завершение хочу обратиться лично к главе администрации Челябинска Евгению Тефтелеву. Евгений Николаевич! Этот город, заслуживший себе имя «Легендарный Танкоград», – теперь и Ваш город тоже. Пожалуйста, в следующем году проконтролируйте лично организацию шествия Бессмертного полка, проведите массированную информационную кампанию. Уверена: все СМИ поддержат. Чтобы самый болезненный и важный для наших людей праздник не превращался в череду мероприятий для «галочки».
И уже разрешите Бессмертному полку пройти по центральной площади Челябинска: гордо, торжественно, на глазах у всех – так, как он этого заслуживает.
Челябинск, Ольга Арсентьева, Евгений Полак
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».