AMP18+

Челябинск

/

Эксперты признали южноуральский закон, отменяющий прямые выборы глав, неконституционным

В Челябинской области приступили к рассмотрению иска о признании незаконным регионального закона, отменившего прямые выборы глав муниципалитетов.

Напомним, заявление направил иск руководитель Ассоциации муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман.

Как передает корреспондент NDNews.ru, на предварительных слушаниях истец представил заключение эксперта – президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Эмиля Маркварта. Ученый проанализировал закон «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области» от 12 марта 2015 года.

По словам ученого, южноуральский закон противоречит Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 году, и ее нормы являются обязательными к применению на территории страны. В соответствии с хартией «без ущерба для более общих законодательных положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление». Установление без достаточных оснований конкретных, жестких организационных моделей для муниципальных образований со стороны государства, в том числе субъектов федерации, вступает в явное противоречие данной нормой.

Кроме того, право самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления самими муниципалитетами (населением) закреплено в Конституции России. Так, в соответствии со статьей 12 Конституции, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В части 1 статьи 131 конкретизируется: «Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

Эксперт подчеркивает, что Конституционный Суд РФ неоднократно формулировал правовые позиции о недопустимости ограничения, и тем более – нарушения самостоятельности местного самоуправления. Существует целая серия решений о невозможности вмешательства органов государственной власти в формирование муниципальных органов.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Южноуральский нормативно-правовой акт, по мнению эксперта, противоречит и федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Документ, вслед за Конституцией, включает в понятие структуры органов местного самоуправления не только перечень и наименования органов, но и порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. А структура определяется населением.

«Однако южноуральский закон для каждого конкретного муниципального образования безальтернативно устанавливает единственный порядок избрания главы муниципального образования, что предопределяет единственно возможную структуру и делает невозможным принятие самостоятельного решения о структуре органов местного самоуправления. Тем самым, можно утверждать, что областной законодатель данным законом фактически определил структуру органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области.

Подобное регулирование может расцениваться как вмешательство законодательного органа государственной власти субъекта РФ в прерогативу населения и компетенцию местного самоуправления, что вступает в противоречие с нормами Конституции РФ, правовыми позициями Конституционного суда РФ и нормами Закона № 131-ФЗ», – заявляет эксперт.

Ученый подчеркивает, что нормы федерального закона №131-ФЗ в последней редакции 2014 года не предполагают принятия субъектами федерации законов, жестко регулирующих систему органов местного самоуправления каждого муниципального образования.

«Аналогичную позицию занимают и специалисты профильного Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ, так же полагающие, что «субъект РФ своим законом может оставить это право – определение модели своей муниципальной власти – в полном объеме самому муниципальному образованию (в этом случае и менять эту модель будет само муниципальное образование)» Указанные нормы следует толковать как возможность регламентации законами субъектов федерации процедур формирования органов местного самоуправления применительно к каждой из организационных моделей, определенных Законом № 131-ФЗ. При этом за каждым муниципальным образованием (населением) должно сохраняться право самостоятельного выбора одной из моделей, установленных федеральным законодателем (без предписывания той или иной конкретной модели каждому муниципальному образованию субъектом федерации)», – заключает эксперт.

Ссылка по теме:

Бунт на местах: южноуральцы массово обращаются в суд с требование вернуть прямые выборы глав >>>

Челябинск, Юлия Малецкая

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,