Муниципальная реформа: избранный мэр или назначенец?
Челябинск вернулся к одноглавой системе власти.
Как передает корреспондент NDNews.ru, в Челябинской области продолжается муниципальная реформа.
До марта 2015 года в регионе действовали две схемы формирования управленческой структуры органов местного самоуправления: прямые выборы мэра и когда главу из своих рядов выбирают депутаты – в этом случае мэр исполняет представительскую функцию, а для управления «хозяйственными» делами назначается сити-менеджер.
12 марта Законодательное собрание области приняло закон «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов», унифицировавший процедуру формирования органов местного самоуправления.
Теперь в подавляющем большинстве муниципалитетов, схема избрания руководителей такова: главу муниципального образования выбирают депутаты местных представительных органов из кандидатур, отобранных специальной конкурсной комиссией, состоящей на 50% из депутатов и на 50% из представителей вышестоящих исполнительных органов власти – по сути, представители губернатора.
Выбранный становится главой муниципального образования и его администрации – то есть высшим должностным лицом территории. Схема выбора глав сельских поселений идентична, но уровнем ниже: комиссия состоит из депутатов поселения и представителей муниципального округа.
В рамках муниципальной реформы большинство южноуральских городов, районов и сел переделали свои Уставы в соответствии с региональным законом и перейдут на новую схему управления после выборов 13 сентября. Напомним, почти 9 тысяч человек претендуют на депутатские мандаты представительных органов городов, районов и сел.
Но первым новую схему ввел Челябинск. Несмотря на то, что год назад были избраны новый состав городской Думы и глава из числа депутатов, назначен сити-менеджер, и в ближайшие 5 лет не ожидалось никаких изменений, в мае 2015 года парламентарии внесли изменения в Устав, позволившие Челябинску вырваться в лидеры муниципальной реформы. Тогда городские депутаты приняли решение о разделении функций мэра и председателя Думы. Согласно изменениям в Уставе, глава Челябинска сконцентрирует в своих руках всю исполнительную власть. Выбирать его будут по рекомендованной всем схеме депутаты городской Думы из кандидатур, рекомендованных специальной комиссией.
27 июня действующий глава южноуральской столицы Станислав Мошаров сложил с себя полномочия и тут же был избран председателем гордумы. Временно исполняющим обязанности главы города депутаты назначили действующего сити-менеджера Евгения Тефтелева. Он в компании еще четырех кандидатов подал заявление на участие в конкурсе на пост главы. На прошлой неделе комиссия определилась с основными претендентами, а сегодня городская Дума, выбирая между и.о. мэра Евгением Тефтелевым и главой Советского района Михаилом Буренковым, единогласно проголосовала за Тефтелева. Таким образом, Челябинск вернулся к одноглавой системе управления.
По мнению экспертов, новый принцип формирования местной власти позволяет решить ряд существующих серьезных проблем: во-первых, нет разделения власти между главой и сити-менеджером – все рычаги сосредотачиваются в одних руках, что делает управленческую структуру более мобильной и гибкой, при этом полномочия и ответственность ветвей власти более четко разграничивается, а авторитет представительной власти (депутатов всех уровней как представителей народа) усиливается.
Во-вторых, областная власть получает возможность прямого управления муниципалитетами, что позволяет оперативно вмешиваться в конфликты между исполнительной, представительной властью и населением.
Напомним, подобные конфликты в разное время вспыхивали в Озерске, Карталах, Катав-Ивановске, Коркино, Каслях. Так, в 2009 году депутаты Озерска при поддержке региональных властей отправили в отставку мэра Сергея Чернышова, однако суды двух инстанций посчитали данное решение незаконных и восстановили главу в должности. От мэра город «избавился» лишь после того, как на него возбудили уголовно дело.
Несколько лет вся область следила за войной жителей и депутатов Каслей с мэром Сергеем Фадеевым. В 2014 году народным избранникам все-таки удалось отправить главу в отставку. Но это едва ли не единственный пример.
Новая система формирования органов местного самоуправления позволит менять неэффективных управленцев, не доводя ситуацию до критической.
Примечательно, что в 2014 году лишь у 12 глав южноуральских муниципалитетов из 43 рейтинг доверия превышал 50%, перебраться через 60% смогли только трое из них, а вот в рейтинге недоверия отдельные мэры с легкостью преодолевали 70%-ную отметку, некоторые, например, мэр Чебаркуля, умудрился добраться и до 87%. В результате в прошлом году в Чебаркуль пришлось направлять спецпредставителей губернатора для контроля за расходованием средств, поступающих из областного бюджета, так как другим способом повлиять на работу всенародно избранного мэра не представлялось возможным.
Не оправдала себя и двойная система управления. Так, в 2014 году около 53% челябинцев не знали, кто такой Станислав Мошаров, уже «досиживавший» первый мэрский срок, а вот узнаваемость сити-менеджера Сергея Давыдова достигала 85%. Многие горожане были уверены, что назначенный управленец и есть мэр.
По мнению экспертов, реализованная в Челябинске схема – одна из самых эффективных. «Вариант, при котором мэр крупного города – это, условно говоря, региональный чиновник, наверное, правильный, – считает председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Леонид Давыдов. – Конфликты происходят потому, что губернатор и мэр относятся к разным уровням власти. Они не находятся в состоянии соподчинения. Для рядовых граждан это, скорее, плохо, потому что война всегда дороже. А война между ними существует практически в каждом регионе либо в закрытой, либо в открытой форме». Если позволить губернаторам назначать мэров и отзывать их, считает Давыдов, будут забыты споры между губернаторами и мэрами.
Южноуральские эксперты согласны с членом Общественной палаты России.
«В данном случае будет один конкретный человек, который будет за все отвечать. При этом схема избавляет от конфликтов между главами городов и администрацией области, прежде всего, губернатором. Населению нужно, чтобы был один конкретный ответственный, который будет отвечать за все. В конечном счете, ответственным за всю область становится губернатор, он не боится, он берет это на себя, он готов за все отвечать, поэтому ему необходимы возможности влиять на глав. Он сможет их немедленно убирать, если они допустят форс-мажоры на своей территории», – считает политолог Андрей Лавров.
Как рассказал NDNews.ru заместитель руководителя администрации губернатора Челябинской области Виталий Шикова, опыт проведения муниципальной реформы в Челябинской области обсуждался на состоявшемся недавно в Крыму XI российском муниципальном форуме. Так, член Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко и руководитель аппарата комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев одобрительно отозвались о проведении реформы на Южном Урале. «На сегодняшний день реформа местного самоуправления в Челябинске и области в целом набрала обороты. Практически все муниципальные образования последовательно решают поставленные перед ними задачи: приводят свои уставы в соответствие с нормами законодательства, принимают положения о конкурсных комиссиях. Активно идет работа по поиску кандидатов на пост глав муниципалитетов», – сообщил Виталий Шиков.
Следующий масштабный этап реализации муниципальной реформы Челябинске начнется после выборов 13 сентября, когда повсеместно в городах и районах начнут работать конкурсные комиссии по отбору кандидатов на должности глав.
Челябинск, Лилия Грамберг
© 2015, РИА «Новый День»