Голос в урну: эксперт NDNews раскрывает интригу выборов в Госдуму
Ровно через полгода – 18 сентября – в России пройдут выборы в Государственную Думу. Организованы они будут по смешанной системе: из 450 депутатов половину изберут по партийным спискам, остальных – по одномандатным округам. Приведет ли новая схема к изменениям на политическом Олимпе России и какова роль в этом процессе оппозиции, а также избирателей? Интригу грядущих выборов раскрывает эксперт NDNews.ru Сергей Ясинский:
«Обзор эволюции политической жизни в России с 90-х годов прошлого века до сегодняшнего дня позволяет отчетливо увидеть, что сегодня мы имеем однопартийную систему, с правящей партией во главе и несколькими, не имеющими реального значения, партиями «по бокам». Эти партии призваны только имитировать многопартийность. К тому же, сама эта «правящая партия» в действительности не функционирует, как положено, а является лишь формальным прикрытием для действующей власти, которая принимает и осуществляет нужные ей решения самостоятельно. Или, как сказал когда-то Виктор Черномырдин: «Какую партию ни делай – получается КПСС». Официальные партии используются властью для формирования состава Государственной Думы, которая своим большинством оформляет нужные власти решения, придавая им необходимый правовой статус. Политические партии, из которых состоит Государственная Дума РФ, на сегодняшний день полностью подчинены власти и выполняют исключительно распоряжения власти. Никаких собственных действий (за исключением саморекламы) они не предпринимают.
Было ли раньше иначе? Трудно сказать наверняка, но скорей всего, нет, не было (вспомним, что сказал Черномырдин). По всей видимости, все эти партии изначально создавались государством для имитации демократических процессов в стране, демонстрации народного волеизъявления, как бы подтверждающей конституционное положение о народе, как источнике власти. Непосредственным стимулом для создания многопартийности в России (тогда ещё – СССР) стала необходимость обеспечения финансирования обанкротившегося государства. Это финансирование можно было получить на Западе, а именно – в виде кредитов от Международного Валютного фонда и Всемирного банка. Однако эти организации естественным образом были заинтересованы в возвращении своих кредитов, и хотели иметь твёрдые гарантии возврата. Гарантией могли стать реальные социально-политические изменения в стране по западному образцу – обеспечение прав собственности, создание рынка и рыночных отношений, демократизация жизни, в том числе, многопартийность. Поэтому Запад выдвигал ряд политических и экономических условий, выполнение которых должно было продемонстрировать: Россия развивается в направлении рынка и демократии, что позволяло рассчитывать на полноценное взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Поскольку это соответствовало, по крайней мере, декларируемым Россией устремлениям, проблемы в этом не было: руководство страны согласилось на выдвинутые условия, обязалось их выполнить. В том числе, была отменена 6 статья конституции СССР, закреплявшая руководящую и направляющую роль Коммунистической партии. И началось формирование многопартийности.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Кстати, первой – и по-настоящему оппозиционной власти – партией был Демократический Союз во главе с незабвенной Валерией Новодворской. В мае 1988 года Демсоюз открыто провозгласил себя оппозиционной политической партией (ещё в условиях однопартийности), проводил множество демонстраций и политических акций, которые власть жёстко разгоняла. Выступления партии были непривычными, резко оппозиционными, яркими, привлекали внимание людей, благодаря чему она получила широкую известность. Это вызвало серьёзную озабоченность правящих верхов. Демократический Союз было необходимо как-то нейтрализовать, но сделать это прежними способами – заключением в тюрьмы и психиатрические клиники – тогда было уже невозможно, так как это противоречило новому (миролюбивому, гуманному) имиджу поздней коммунистической власти. Понадобился противовес. Этот противовес был создан в декабре 1989 года в виде Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС) под председательством Владимира Жириновского.
Поскольку Новодворскую часто преподносили публике как не вполне умственно здоровую, ей противопоставили Владимира Вольфовича, который производил впечатление ещё более безумного радикала. Тогда отыгрывался стереотип эксцентричного наци. В принципе, эта тактика сработала, хотя и не совсем так, как можно подумать. Выступления и поступки Жириновского отвлекли на себя внимание значительного количества электората. Но не просто отвлекли, а создали огромную популярность среди людей, которые не очень разбирались в происходящем и реагировали, главным образом, на острые заявления и выходки. Парадоксально, но факт: экзальтированный образ должен был отталкивать от него людей, но в действительности, наоборот, привлекал. Успех оказался очень большим: на первых выборах в Государственную Думу в 1993 году партия Жириновского (тогда уже ЛДПР – первая, кстати, официально зарегистрированная партия) по количеству набранных голосов заняла первое место (22,92%). А вот Демократический Союз в Думу не попал.
ЛДПР привлёк симпатии и голоса тех простых людей, которым нравились простые решения – главное, чтобы они были изложены ярко и энергично-агрессивно. Как правило, симпатизанты Жириновского – молодые люди с невысоким уровнем образования, низкими доходами или безработные. Выступления Жириновского для них, в первую очередь, – шоу, развлечение, но в его словах они также видели некую правду жизни и решение проблем. Жириновский – лидер тех, для кого политика – это скучное и чуждое им занятие. И лидер потому, что сделал политику весёлой и понятной: «Каждой бабе по мужику!», «Дойдём до Индийского океана!», «Мы в Думе за какие законы хотим, за такие и голосуем!», «Я самый бедный депутат в России».
Множество скандалов, шокирующие высказывания, иногда – с употреблением нецензурной лексики, нападения, в том числе и физические, на окружающих – журналистов, политиков, сотрудников правоохранительных органов, случайных людей и так далее – создали ему соответствующую «славу» и, заодно, популярность у людей, одобряющих такое поведение. При этом почти все обращения в суд против Жириновского закончились ничем. Очевидно, что Жириновский в этой своей ипостаси очень ценим властью. Значит, выгоден ей. Например, причины своего долголетия в политике он откровенно объяснил сам: «Никогда не выступайте против власти». И действительно, ЛДПР всегда поддерживает власть и всегда голосует так, как нужно государству и правительству – независимо от того, что говорит Жириновский или другие члены его партии. Соответственно, все голоса, отданные на выборах за ЛДПР – это голоса за «правящую партию».
КПРФ – партия, во-первых, игравшая роль «страшилки» для тех, кто был против возврата советских времён: мол, придут коммунисты и сделают опять, как было, поэтому голосуйте за Ельцина и реформы. И, во-вторых, дающая возможность контролировать население, разделяющее идеалы коммунистов и желающее возврата СССР. Суть контроля в том, что те, кто признавал своим «духовным лидером» Геннадия Зюганова, должны были разделять его позицию, принимать его решения как правильные, или хотя бы терпеть эти решения своего лидера.
После запрета КПСС Борисом Ельциным вне идеологического контроля государства осталась огромная часть населения, которая всю жизнь жила в рамках коммунистической идеологии и, хотя бы частично, признавала её правильной. Оставшись без руководства, эта часть не потеряла свои ориентиры, так как они были прочно усвоены ранее – она только лишилась организации, выражавшей близкую ей идеологию. И хотела такую организацию найти. С точки зрения политика, эти люди – отличный ресурс, тот электорат, с помощью которого можно получить власть, и грех этим не воспользоваться. Поэтому, сразу после запрета КПСС стали формироваться несистемные, маргинальные группы, организации и партии коммунистической направленности, и их многочисленность вызвала обеспокоенность правящего слоя. Наверху осознали опасность ситуации и вместо КПСС создали КПРФ, – которая якобы пропагандирует ту же коммунистическую идеологию, лишь с небольшими поправками. Тем самым контроль над массами был возвращён. Люди, считающие КПРФ своей партией, уверены, что Зюганов отстаивает их интересы, и мало кто задумывается, что это прекрасная возможность обезвредить данное идеологическое направление, сделать его неактивным, излагая псевдокоммунистическую позицию под видом коммунистической в приемлемой для населения форме.
Кроме ЛДПР и КПРФ в сегодняшней Думе заседают только «Единая Россия» – партия власти, и «Справедливая Россия», партия власти номер два. Само это понятие – «партия власти» – указывает на функцию партии – проводить в жизни решения, принятые властью. Так было с самого начала, когда в поддержку Ельцина и реформ был организован предвыборный блок «Выбор России» (председатель Егор Гайдар). И с того времени каждая следующая партия власти дрейфовала только в сторону всё большей поддержки государства и всё меньшей демонстрации своей независимости от него. Если «Выбор России», поддерживая правительственный (государственный, президентский) курс в целом, всё-таки иногда не соглашался с Президентом, то уже следующая партия власти, «Наш дом – Россия», была абсолютно номенклатурным образованием, твёрдо стоявшим на позициях государства. А следующая за ней партия «Единство» вообще изначально создавалась для активной поддержки государства и правительства, и, в частности, специально для продвижения премьер-министра РФ Владимира Путина в президенты РФ.
Наконец, возникшая из «Единства» партия «Единая Россия» была уже полностью лишена самостоятельности и стала беспрекословно выполнять все указания президента и правительства, став, по сути, всего лишь их идеологическим придатком, так что какое-либо несогласие с властью для её членов просто немыслимо.
Может ли что-нибудь измениться? В сентябре 2016 года пройдут выборы в Думу – можно ли ожидать каких-либо сдвигов в политических раскладах? Скорее всего, нет. Можно предположить, что некоторые изменения если и произойдут, то будут несущественными, то есть, в политическом смысле ничего не изменят. Например, уберут «Справедливую Россию» – в связи с тяжёлым материальным положением в стране и необходимостью сокращать расходы бюджета. Очевидно, что на деятельности Думы это никак не скажется.
Или вот такой ещё намёк: зашевелилось «Яблоко». Избрали нового председателя – некую Слабунову. Выдвинули кандидатом в президенты РФ на выборы 2018 года Григория Явлинского. О чём это может говорить? Ну, например, если «Яблоку» дадут пройти в Думу, то избрание Явлинского можно будет оценивать, как попытку власти переключить внимание общественности с трудного настоящего момента на ожидаемое «светлое будущее». То есть, нам предлагается надеяться: вдруг Явлинский станет президентом? Тогда он, конечно, построит настоящее европейское правовое государство, в котором всем будет хорошо. Нужно только дождаться 2018 года, дотерпеть. В этом случае получится, что именно ради этого «дотерпеть» и оживили «Яблоко». Естественно, президентом Явлинский не станет – задача только в том, чтобы отвлечь людей от нынешних проблем, направить их внимание в будущее.
Слегка напоминает о себе Михаил Касьянов – лидер партии РПР-ПАРНАС. Очевидно, что тоже в связи с приближающимися выборами. Так как ПАРНАСу вернули регистрацию, он может принимать участие в думских выборах. Если партию допустят до выборов, то, скорей всего, в Думу она всё равно не пройдёт, так как малоизвестна, непопулярна, и продвигать её в Думу власти нет никакого смысла. Видимо, сами «парнасцы» это сознают, и поэтому никаких заметных предвыборных кампаний не проводят.
Таким образом, осенью на выборах в Государственную Думу РФ мы увидим четыре партии-кандидата: «Единую Россию», «Справедливую Россию», КПРФ и ЛДПР. Возможно, еще «Яблоко». Остальные партии, если и пойдут, то, скорей всего, просто напрасно потратят ресурсы: их либо не допустят до участия, либо они «не наберут» нужного количества голосов – независимо от количества проголосовавших за них избирателей. Ах да, будут еще одномандатники. Но сути это не меняет: опыт всех предшествующих избирательных кампаний XXI века доказывает, что участие в голосовании не оказывает никакого влияния на результат выборов. Можно голосовать за кого угодно или не голосовать вообще – избранными окажутся только те кандидаты, которые устраивают власть. Кстати, председателем Центризбиркома на этот раз будет не печально известный Чуров, а бывшая официальный Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, всем известная Элла Александровна Памфилова. Это может означать всё, что угодно, но абсолютно не гарантирует того, что выборы будут честными.
Челябинск, Сергей Ясинский
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»