Старт избирательной кампании в Крыму выдался бурным – уже прозвучали обвинения в давлении со стороны «донецких» на средства массовой информации, формировании угодных партии власти избиркомов и даже в прессинге крымских политиков – как по телефону, так и в лицо. Но наибольшее возмущение местных политических элит вызывает набор кандидатов в списки Партии регионов и на посты мэров городов и посёлков (особенно южнобережных). Выдвижение кандидатов официально состоится во вторник, 28 сентября, на крымской партийной конференции ПР, но уже сейчас вырисовывается масса сомнительных претендентов от «регионалов» на посты в местной власти. Криминальные элементы и люди просто с сомнительной репутацией уже вовсю прорываются во власть, а предстоящие выборы грозят значительно увеличить их представительство во властных кабинетах.
Обо всём этом – в авторской колоне «Нового Региона» пишет Максим Звонников.
«Строим новую страну» из старого кадрового «секонд-хенда»
«К власти пришла команда профессионалов», «Мы не будем обращать внимание на партийные цвета. Если человек профессионален, ему найдется место в команде». «В команде Партии регионов много молодых политиков, по-новому смотрящих на перспективы Украины»...
Я привел лишь несколько цитат из выступлений премьер-министра Украины Николая Азарова во время его недавнего визита в Крым. Он, кстати, не одинок в своих бравых заявлениях. Его слова – перепевки из программных документов Партии регионов. На самом деле даже поверхностного взгляда на кадровую политику «регионалов» достаточно, чтобы сказать – эта политическая сила испытывает дефицит современных прагматичных управленцев, способных сказать новое слово и в политике, и в экономике. Тасуется все та же старая кадровая колода. С одной стороны, в ней выдается за оплот новаций полысевший комсомолец Сергей Тигипко, в свое время прошедший школу дерибана бюджетных денег через молодежные центры. С другой, на ключевые политические и хозяйственные посты расставляются люди, руководившие избирательными штабами Виктора Януковича во время президентской кампании. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: руководство штабом и руководство областью – арии из разных опер. Но на моей памяти только Ярослав Сухой, благоразумно сохранивший за собой и нардеповское кресло, добровольно отказался от нового назначения и вернулся в сессионный зал украинского парламента. Остальные «профессионалы» старательно руководят.
Если же спуститься на региональный уровень, здесь ситуация еще хуже. Не брезгуют ни криминальным элементом – имею в виду назначение на пост председателя Рескомзема Крыма Александра Чабанова. Ни извлечением из небытия политического «секонд-хенда» – в данном случае речь идет о назначении и.о. министра образования и науки автономной республики дамы пенсионного возраста, экс-головы Массандры, в адрес которой постоянно выдвигались обвинения в земельных злоупотреблениях. Ни выдвижением на пост мэра Симферополя абсолютно бесхарактерных, непубличных, никак не проявивших себя в политике фигур – к примеру, Виктора Агеева, зятя экс-руководителя города Валерия Ермака, с расчетом, что они не станут возражать против будущего растаскивания городского бюджета.
Множество вопросов и нелицеприятных комментариев вызывает персона одного из новых протеже «регионалов» – нынешнего мэра Керчи Олега Осадчего, публично поддерживавшего коммунистов и их крымского лидера Леонида Грача. И «прощение» опального нардепа Василия Киселева. В партийные ряды вернули человека, прошедшего точку невозврата. Совсем недавно он вылил на соратников ушат помоев, в том числе в эфире оппозиционной Черноморской телерадиокомпании. Но, видимо, с «резервом» так плохо, что партийную массовку пополнили и такой одиозной персоной.
Есть в этом процессе истории и подраматичнее. С интересом слежу за скрытым от глаз, но тем не менее набирающим обороты конфликтом между нынешним мэром Ялты Сергеем Брайко и экс-секретарем Ялтинского горсовета, народным депутатом от ПР Алексеем Боярчуком. У Сергея Борисовича хороший рейтинг. Его уважают ялтинцы. Но Алексей Валерьевич в свое время рулил крымским избирательным штабом Партии регионов. Глядя на то, как его коллегам-штабистам раздают целые области, он вполне логично подумал, что уж на мэрство-то в небольшом южном городке имеет право. А поскольку Киев к президенту ближе, чем Ялта, то и возможностей надавить на нужные точки у Боярчука больше, чем у Брайко. В близких к крымскому премьеру Василию Джарты кругах поговаривают, мол, для Брайко припасли пост крымского вице-премьера, курирующего курортную отрасль. Чтобы приличными декорациями обставить в общем подлый поступок со стороны однопартийцев.
На вершине политической пирамиды Крыма не все так благополучно, что подтверждается последними событиями в стенах крымского парламента и громкими заявлениями лидеров влиятельных политических сил. 28 сентября пройдет республиканская партийная конференция регионалов, где будут выдвигать кандидатов на пост городских, поселковых голов, в депутаты разных уровней, в том числе Верховный Совет АРК. Однако аналитики обратили внимание на некоторое отстранение от избирательной кампании нынешнего спикера Владимира Константинова. Даже Виктор Агеев появляется в симферопольской прессе и на телеканалах едва ли не каждый день, а вот спикер – крайне редко. Что это? Демонстрация еще одного принципа бело-голубых «поматросили и бросили?» Мощный донецко-макеевский каток, подминающий под себя всё и вся? Или банальное «кидалово», разыгранное в политической команде, давшей приличное прибежище не одному криминальному элементу? Любой ответ на любой вопрос красноречиво характеризует «партию власти».
Не изменяет она далеко не красящим её принципам и в провинции, где люди вроде бы не так амбициозны, живут проще, тише и честнее. Например, курортный поселок Симеиз, где по оценкам аналитиков ещё есть что делить. Партия планирует выдвинуть кандидатом на пост поселкового головы Симеиза нынешнего руководителя Ялтинского водоканала Кирилла Костенко. Его биография скорее достойна пера Марио Пьюзо (автора «Крестного отца»), нежели руководителя приличного коммунального учреждения. Держа нос по ветру, в последние месяцы он причисляет себя к «донецким». Это лукавство. Он только родился в Донецкой области, а криминальную славу ковал в Крыму. Природа наделила его мощной плотью, а родители в детстве не рассказали, «что такое хорошо и что такое плохо». В трудные 90-е Кирюша не стал наживать трудовые мозоли на стройке, «челночить» в Польшу, чтобы добыть первый капитал для открытия своего дела. Он выбрал путь эффективнее и проще – подался в известную бандитскую группировку и с дружками-приятелями силой отбирал деньги, недвижимость, автомобили у тех, кто сумел их заработать. Конечно, кривая дорога привела его на скамью подсудимых.
Листаю материалы уголовного дела (№19499 по ст.142 ч.2. УК Украины), фигурантом которого выступает Кирилл Костенко, показания потерпевшего, и в жилах стынет кровь. Проходя с компанией по ялтинским улицам, будущий «водяный король» увидел припаркованный автомобиль марки BMW. Престижная модель понравилась, захотелось стать ее владельцем. Только, конечно, не заработать на покупку, а отобрать у законного хозяина. Сказано – сделано. Потерпевший с не очень «фартовой» для Украины фамилией Ющенко насильно был привезен в этом же BMW в Кастрополь, где Кирилл Костенко скрывался от преследований милиции за «симферопольские бандитские шалости». В салоне молодчики обнаружили охотничье ружье, патроны к нему и две тысячи долларов США. Все, конечно, отобрали. Кто-то из них узнал, что у В. Ющенко вроде бы где-то спрятаны 20 тысяч долларов. Жертву стали пытать раскаленным утюгом, избили до полусмерти. Затем скрутили жгутом руки, привязали на шею камень и сбросили в море. Видимо, судьба хранила нашего земляка. Чудом он сумел выбраться на берег, где его и обнаружили вызванные сердобольным прохожим сотрудники милиции.
Алупкинские милиционеры возбудили уголовное дело. 25 октября 1997 года Кирилла Костенко с подельниками арестовали. Инкриминировали разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц, умышленное телесное повреждение. Но... Много вы знаете бандитов, понесших справедливое наказание? Через 10 месяцев пребывания в СИЗО, Костенко предстал перед судом, который состоялся только 27 августа 1998-го. Суд обнаружил веские «смягчающие вину обстоятельства», и в результате Костенко получил три года условно.
Времена менялись. Вчерашние малиновые пиджаки и спортивные костюмы «Адидас» отправлялись на свалку. Покупались изысканные костюмы от «Бриони». Крестные отцы начинали искать пути легализации и экспроприированного капитала, и теневого бизнеса. Кирилл Костенко через старинного друга-приятеля Александра Мельника приобрел нового покровителя – зятя бывшего первого секретаря Крымского обкома КПСС Андрея Припутникова, тогда депутата Верховного Совета Крыма, председателя бюджетной комиссии парламента, сейчас – главы строительной фирмы «Профессионал». Андрей Владимирович помог выправить биографию: появилась трудовая книжка, в которой отмечены «этапы большого рабочего пути», статус депутата Симеизского поселкового совета, и, самое главное, диплом о высшем образовании, та самая бумажка, без которой в нашей стране «ты букашка». Напомню, в те времена Припутников подвизался в партии «Народный союз «Наша Украина», даже шел под номером четыре в списках НСНУ в Верховный Совет АРК. Новый приятель тоже стал «оранжевым», и небезуспешно для себя, любимого. В июле 2009-го его назначили-таки начальником Крымского республиканского предприятия «ППВКХ ЮБК» в Ялте. Вслед за известным персонажем пьесы Старицкого Проней Прокоповной новый глава горводоканала вполне вправе воскликнуть: «Сидела, сидела, да и высидела же!».
В народе говорят – к хорошему привыкаешь быстро. Кирилл Костенко открестился от «помаранчевых», стал «регионалом». И почувствовав поддержку, развернулся на «широкую ногу». Водный поток подкрепился денежным, который по самым скромным подсчетам исчисляется в миллионах гривен (обналичивание бюджетных средств, неоприходованные кассовые платежи и другие примеры, достойные внимания правоохранительных органов). Неизбежно появились и приличествующие успешному человеку атрибуты: дорогие автомобили, группы сторонников и непомерные амбиции: портреты лидера местной партийной элиты (он же Кирилл Костенко) украшают школьные тетрадки, от имени лидера (за бюджетные деньги) строятся детские площадки (в поселке), школьников бесплатно купают в Аквапарке, список может быть продолжен. Главное в нем – доминирующая фигура будущего «хозяина Симеиза».
Возникает вопрос: выдвижение, таких как Костенко, от ведущей украинской политической силы – это политическая позиция партии власти (не обращать внимание на морально-этические и деловые качества кандидатов) или недостаток информации в руководящих кабинетах?
Крымчане выразили доверие Партии регионов на президентских выборах. Эксперты-острословы называют полуостров «электоральным раем» регионалов. Все мы желаем успеха президентской команде, ведь от этого зависит уровень и нашей жизни. Но если в кадровой политике будут допускаться столь грубые ошибки, ожидаемого результата не будет. «Кадры решают всё» – формула из советского прошлого, но она демонстрирует поразительную живучесть.
__________________
РИА «Новый Регион» будет следить за развитием ситуации в Крыму и приглашает всех читателей «НР» к дискуссии.
Киев – Симферополь – Донецк, Георгий Игнатьев
Киев – Симферополь – Донецк. Другие новости 23.09.10
Четыре признака русской ментальности, препятствующие модернизации. Судьбоносная дискуссия. / Хотят ли русские модернизации?. Начало дискуссии. / Оппозиция объединяется под числом 13. Оно должно принести несчастье нынешней власти. Читать дальше
© 2010, Авторская колонка «НР»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».