Информационный вброс Reuters о турбинах Siemens в Севастополе может быть сделан в интересах General Electric. Такова одна из активно обсуждаемых версий.
Как уже сообщал «Новый День», в начале июля Reuters сообщило, что в Крым доставили турбины производства концерна Siemens. Это вызвало крупный скандал: в компании заявили, что не продавали ничего для Крыма и подали судебный иск к ОАО «Технопромэкспорт», которому поставляли оборудование для строительства в Тамани.
Компания «Технопромэкспорт» утверждала, что турбины закуплены на вторичном рынке и модернизированы на российских предприятиях. Когда шум начал утихать Reuters заявило о новых поставках газовых турбин на полуостров.
На этот раз корреспондентам агентства показалось, что в порту Феодосии находится оборудование, похожее на газотурбинные системы Siemens. В подтверждение представлены фотографии (сделанные очень издалека) четырех цилиндрических предметов длиной несколько метров, завернутых в брезент. Что конкретно находилось под брезентом, журналисты не знают, но уверяют, что размеры и форма предметов соответствуют газовым турбинам Siemens, которые журналисты видели на фотографиях в Интернете.
Несмотря на заявления самого Reuters, что независимого подтверждения этой версии нет, скандал разгорелся с новой силой, всем заинтересованным сторонам пять пришлось оправдываться. А руководство Siemens даже подняло вопрос о выходе из двух совместных предприятий в России – «Сименс технологии газовых турбин» и «Интеравтоматики».
И в прессе тут же заговорили о том, кому может быть выгоден уход – пусть даже частичный – корпорации из России и зачем, собственно, весь этот скандал был раздут.
На российском рынке турбин у Siemens два конкурента – американская General Electric и французская Alstom. Ни та, ни другая напрямую поставлять в Крым по понятным причинам не могут, но при возникновении возможности вряд ли откажутся. Сама Россия необходимое оборудование не производит, поэтому турбины для Севастопольской и Симферопольской ТЭС в любом случае будут импортными. Как можно обойти санкции и завезти европейский товар, благодаря скандалу, раздутому прессой, стало понятно всем. И если французам вписаться в эту схему довольно трудно – тут же возмутятся другие страны ЕС и, в первую очередь, Германия, то у американцев шансы занять эту нишу довольно высоки.
Как показывает практика, ярые сторонники антироссийских санкций, в том числе против активных участников Русской весны в Крыму и Севастополе, бывают весьма лояльны. Взять, к примеру, одного из героев Крымской весны – известного крупного бизнесмена, основателя группы компаний «Таврида Электрик», имеющей представительства в 22 странах. Значительную часть прибыли компании (около 300 млн $ в год) давал рынок США. После присоединения Крыма к России продажи «Таврида электрик» на североамериканском рынке упали, но незначительно, а госдеп США, тщательно следящий за тем, чтобы в санкционные списки попали все, кто играл хоть какую-нибудь значительную роль в событиях Крымской весны, о нём как бы забыл.
«Знакомые с ним открыто говорят, что свои самые большие контракты на территории США Чалый согласовывал в Госдепартаменте», – отмечает портал «Новый Севастополь», подчеркивая: «Публично Чалый открестился от ЗАО «ГК «Таврида Электрик». Но в сентябре 2015-го свет увидел «новую» компанию – АО «Группа Компаний «Таврида Электрик». Причём, с той же, что и у предшественника структурой собственников: Алексею Чалому принадлежит 60%, Николаю Корневу – 40%».
Отметим, бывшего народного мэра Севастополя уже пытались обвинить в продвижении проектов, выгодных США: в октябре 2016 года появилась информация, что рабочая группа в рамках «Национальной технической инициативы» под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева одобрила пилотный проект системы EnergyNet: площадкой для внедрения Smart Grid (умной сети) выбран Севастополь, а точнее – база ВМФ России.
Напомним, согласно проекту, EnergyNet брало на себя 100% энергообеспечения базы. Сеть представляет собой единый комплекс, в котором все подключенные к энергосети устройства работают сообща, обмениваясь между собой энергией и информацией.
На федеральном уровне проект лоббировал заместитель руководителя рабочей группы EnergyNet Алексей Чалый. Главным партнером EnergyNet является венчурный фонд Bright Capital. Рабочую группу EnergyNet возглавляет Борис Рябов – управляющий партнер фонда Bright Capital. Фонд Bright Capital, как и «Таврида электрик», зарегистрирован в США. По данным Агентства федеральных расследований в сентябре 2012 года Bright Capital инвестировал 1,5 млн долларов в ENER-G-ROTORS, реализовавшую в тот момент энергопроект в Пентагоне.
«Как вы догадываетесь, проект EnergyNet – это проект «Тавриды электрик», понятно, что не они это придумали, этот проект рожден из адаптации инновационных разработок General Electric и втюхан в АСИ под видом собственной идеи, – комментировал тогда ситуацию крымский блогер Денис Апостолаки. – То есть, мы берем на себя обеспечение энергопоставок на русский флот под ключ, потому что это энергоэффективный проект. Убийственный аргумент, реально. А вы вообще знаете, граждане, сколько стоит одна выпущенная в Сирии ракета? Сколько это в пенсиях малоимущим? Кстати, если флот и армия будут действовать недостаточно эффективно, мы их отключим. Нет, не так тупо: мы их будем корректировать, заложив алгоритм сдерживания русской армии в матрицу энергоэффективности нашего «смарт-грида».
Возмущение блогера понятно: информация из города базирования Черноморского флота РФ представляет особую ценность. И, кстати, турбины крымских ТЭС тоже станут источником информации: операторы электростанций в обязательном порядке заключают договоры на покупку систем мониторинга и управления от поставщика турбин, иначе генерирующие компании лишаются сервиса. С турбин Siemens уходят, в первую очередь, на заводы в Берлине и Мюльхайме, оборудование General Electric передает информацию в режиме реального времени на завод в Гринвилле (штат Южная Каролина) и инженерный центр в Орландо (штат Флорида).
И еще один пикантный нюанс: в сентябре 2014 года Siemens подала жалобу в ФАС на «Русгидро» и General Electric, обвинив их в сговоре при проведении конкурса на поставку четырех газовых турбин для строящейся Якутской ГРЭС-2, заявив, что часть документации для торгов была написана в самой General Electric. Дело рассматривали почти год, несмотря на наличие формальных признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия ФАС России подтверждений ограничения конкуренции не нашла, но реализация проекта затянулась. Почему бы не предположить, что американцы отплатили конкуренту, заодно затянув проект по обеспечению энергобезопасности Крыма? Доказательств у этой версии не больше, чем у заявления Reuters о турбинах в Феодосии. Но она прекрасно вписывается в программу антикрымских санкций. И возвращает к вопросу, кто поставит турбины на Крымские ТЭС.
Севастополь, Илья Пелехов
Севастополь. Другие новости 19.07.17
Бывший глава Керчи отправится в колонию строго режима. / Фильтр забился: на выборах в Севастополе могут зарегистрировать всех выдвиженцев. / Одесситка Гришаева не рискнула ехать в Одессу – спектакль отменён (СКРИН). Читать дальше
© 2017, РИА «Новый День»