AMP18+

Экономика

/

Еще одна пенсионная реформа: от Минэкономразвития Сохранение накопительной части и реформирование распределительной

Минэкономразвития предлагает возобновить с 2017 года отчисления в накопительную часть пенсии и сохранить их обязательность. Также, по мнению МЭР, целесообразно перераспределить страховую нагрузку между работником и работодателем, но не повышать общий тариф в 22%. Другие ключевые предложения пенсионной реформы от Минэкономразвития – поэтапное повышение пенсионного возраста, ужесточение условий назначения досрочных пенсий, ограничение выплат пенсий работающим пенсионерам, реформирование принципов индексации пенсий и ограничение бюджетных трансфертов Пенсионному фонду (ПФР).

Как пишут «Ведомости», МЭР призывает реформировать распределительную часть пенсии. Распределительная часть при достаточно высоком тарифе формирует избыточный объем пенсионных прав – из-за низкого пенсионного возраста, досрочных пенсий, выплат пенсий работающим. Модель трансфертов из бюджета, в том числе финансирование индексации пенсий, усиливает риски несбалансированности пенсионной системы – из-за ресурсных ограничений в итоге пострадала накопительная часть: третий год выплата пенсий финансируется за счет страховых взносов на пенсионные накопления граждан.

И МЭР и Минфин сходятся в необходимости повысить пенсионный возраст, хотя против этого последовательно выступали представители социального блока правительства. Полный консенсус у финансово-экономического и социального блоков – в необходимости реформы института досрочных пенсий. Относительный консенсус – в ограничении выплат пенсий работающим пенсионерам: Минфин предлагает их не платить полностью или частично (не выплачивать базовую часть), Минэкономразвития согласно, но считает необходимым учитывать при этом годовой доход пенсионера. Минтруд поднял планку этого дохода до 1 млн руб.

Все три ведомства считают возможным подключить к уплате пенсионных взносов самого работника. Но у Минтруда и у совместных с ЦБ предложений Минфина это дополнительные взносы сверх 22%, которые платит работодатель. Минфин и ЦБ предложили ввести дополнительный взнос с работника в 0-6% на пенсионные накопления, выведя их из обязательной пенсионной системы (ОПС). Минэкономразвития настаивает на неповышении ставки: существующий взнос в 6% на накопительную часть (в 2014-2016 гг. перечисляется в солидарную) можно распределить между работодателем и работником. В тяжелой экономической ситуации любое повышение нагрузки на оплату труда – это вычет и из экономического роста, и из инвестиций, считают в МЭР.

Сохранение накопительных взносов обязательными, а не перевод их в добровольный формат – еще одно принципиальное отличие предложений Минэкономразвития от позиции Минтруда и Минфина с ЦБ. Минэкономразвития не против реформы накопительной части, главное – не повышать нагрузку и не отменять обязательность накоплений. Варианты: сохранить накопительные взносы в системе ОПС или же передать их от ПФР другому оператору, главное – не отдавать решение на откуп самому работнику. Мировой опыт показывает, что чисто психологически люди не склонны в молодом возрасте задумываться о будущем, а в 40-50 лет копить на пенсию уже поздно. К тому же право выбора – копить или не копить – у гражданина уже есть, при отказе весь тариф зачисляется в солидарную часть пенсии. И это право выбора необходимо продлить до 2020 года, поскольку в условиях моратория на накопительные взносы выбор варианта пенсионного обеспечения был для граждан существенно затруднен.

Как и Минфин, Минэкономразвития предлагает правительству пересмотреть принципы бюджетной дотации ПФР, ограничив целевые трансферты. Оба ведомства считают, что нужно изменить и механизм индексации пенсий. В предложениях Минфина речь об индексации только 2017 году, которую ведомство предлагает сократить. Минэкономразвития принципы индексации предлагает реформировать: помимо инфляции нужно учитывать изменение демографической нагрузки на доходы ПФР. Гарантированный минимум нужно сделать гарантированным максимумом. Сейчас по закону пенсии индексируются минимум на уровень инфляции предыдущего года (это положение приостановлено на 2016 год). Минэкономразвития предлагает определять минимальный размер индексации, исходя из доходов ПФР. А максимальный размер – исходя из прогнозируемой инфляции плюс 1%.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Россия, Финансы, Экономика, пенсионная реформа, правительство РФ, Финансовый кризис,