В России ежегодные потери консолидированного бюджета к 2024 году составят порядка четырех триллионов рублей, если пенсионный возраст будет увеличен до 63 лет. Эксперты отмечают, что экономические выгоды для бюджета от повышения пенсионного возраста казна получит только в течение первых трех лет после введения такой меры, заявили в Академии труда и социальных отношений.
Ученые пришли к выводу, если пенсионный возраст повышать со следующего года, а условия развития рынка труда не изменятся, то Пенсионный фонд России (ПФР) в 2017 году сэкономит около 300 миллиардов рублей. При этом расходы бюджета на пособия по безработице и льготы и выплаты «по бедности» почти не увеличатся. Как пишет «Российская газета», в 2018 году ПФР «выиграет» уже около 600 миллиардов, а пособия обойдутся бюджету уже в 200 миллиардов. В 2019 году – 900 миллиардов и 400 миллиардов соответственно. И все. Дальше начнется перелом.
Уже на четвертый год после повышения пенсионного возраста, в 2020 году, экономия пенсионного фонда и расходы бюджета на пособия для неработающих практически сравняются на отметке 600 миллиардов, а дальше расходы бюджета начнут превалировать над «выгодой» пенсионного фонда. В 2024 году на пособия по безработице государство будет тратить около 1,6 триллиона рублей. А «выгода» пенсионного фонда застрянет на уровне 1,1 триллиона.
По словам проректора академии Александра Сафонова, такая тенденция объясняется тем, что в экономике РФ нет необходимого числа свободных рабочих мест (на начало 2016 года – 1,2 миллиона вакантных рабочих мест по данным Росстата). В связи с этим каждая «задержанная» на рынке когорта лиц старого пенсионного возраста окажется безработной. Также увеличение пенсионного возраста резко усилит динамику роста молодежной безработицы. Плюс, не имея возможности найти работу, не исключено, что пенсионеры чаще будут оформлять пенсии по инвалидности. Кроме того, если люди имеют доходы ниже прожиточного минимума, они имеют право на разные льготы и доплаты. Безработные пожилые люди, еще не дожившие до пенсионного возраста, будут в числе их получателей.
А если посчитать мультикативный эффект – прибавить к этому аналогичные пособия для молодежи, рост в связи с этим таких социальных болезней, как алкоголизм и наркомания, криминализация молодежи, откладывание рождения детей, то расходы государства на ликвидацию всех этих последствий составят к 2024 году 3,8 триллиона рублей. «У правительства есть резервы для повышения доходности пенсионной системы, не прибегая к повышению пенсионного возраста. Например, повышение прозрачности рынка труда, пересмотр льготных тарифов, и повышение тарифа с оплаты труда выше страхуемого уровня», – считает Александр Сафонов.
Напомним, в России также уже несколько лет ведутся дискуссии о необходимости повышения пенсионного возраста. В правительстве нет единого мнения по данному вопросу. Так, главы Минфина и Минэкономразвития выступают за скорое повышение возраста выхода на пенсию, чтобы сбалансировать пенсионную систему и не увеличивать налогообложение предприятий и организаций. Социальный блок не поддерживает эту инициативу. Впрочем, в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не избежит повышения пенсионного возраста. По его словам, такое решение будет принято рано или поздно, чтобы не обрушить пенсионную систему через 10-15 лет. Но когда именно будет принято решение, глава государства не уточнил.
Москва, Иван Гридин
Москва. Другие новости 06.04.16
Долги граждан теперь будут продавать в Интернете – на электронных аукционах. Банки не могут гарантировать, что они не достанутся «черным» коллекторам. / ЦБ снизил официальные курсы доллара и евро. Спасибо подрастающей нефти. / В Госдуме хотят лишить россиян права наследовать долю в квартире. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»