Пенсионная реформа Минфина и ЦБ – бомба замедленного действия И «рванет» она с очень громким треском
Пенсионная реформа Минфина и Центрбанка в перспективе, причем не такой уж долгосрочной, приведет и к повышению пенсионного возраста, и к снижению устойчивости пенсионной системы в частности и бюджета в целом. Такие нерадостные прогнозы содержатся в исследовании НАФИ. По убеждению экспертов, пенсионная реформа, которую, скорее всего, начнут реализовывать в 2019 году, даст лишь кратковременный позитивный эффект, а затем начнется провал, обусловленный особенностями российской экономики.
Как пишут «Известия», в исследовании отмечается, что государство, увеличивая поступления в распределительную систему, облегчит на какое-то время проблему дефицита бюджета, но одновременно с этим значительно увеличит свои обязательства на дальнейшую перспективу. Дефицит Пенсионного фонда России (в 2017 году он может составить 1,1 трлн рублей) во многом определяется не недостаточными взносами, а другими причинами. Первая: высока доля неформальной и теневой занятости, а также безработицы, из-за чего ежегодно пенсионная система России теряет 3,4 трлн рублей. Вторая: низкий уровень зарплат, что не позволяет перечислять достаточные взносы в ПФР (в 2015 году доля работников, отчисления от зарплаты которых в ПФР были ниже прожиточного минимума пенсионера, составляла 68,9%). Третья: рост бедности, доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума в 2013 году составляла 15,1 млн человек, а в 2016-м – уже более 19 млн.
Кроме того, ежегодно в РФ на 900 тыс. человек сокращается доля населения трудоспособного возраста. В сочетании с увеличением продолжительности жизни россиян это приводит к росту коэффициента демографической нагрузки, который, согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата до 2030 года, вырастет с 764 человек нетрудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста до 857 человек. Таким образом, к 2050 году госрасходы, связанные с пенсиями, могут вырасти до 19% ВВП против текущих 13%.
Еще одной причиной превышения расходов ПФР над его доходами является большой объем льгот по уплате взносов для ряда отраслей и регионов, в частности по выплате досрочных пенсий (примерно треть пенсионеров – «досрочники»).
Так что, говорят эксперты НАФИ, простое увеличение взносов в распределительную часть проблемы не решит. Новой пенсионной реформой государство просто переносит свои обязательства с текущего момента на будущее, когда их выполнение станет еще менее реалистичным.
Минфин и ЦБ 23 сентября представили новую реформу российской пенсионной системы, предполагающую, что граждане сами должны создавать условия для формирования своей достойной пенсии – индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). В обязательную страховую часть пенсии ведомства предлагают направлять отчисления в размере 22%, для добровольной накопительной части пенсии предусмотрен дополнительный тариф до 6%. Государство, по задумке авторов реформы, будет выступать гарантом накоплений. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что система добровольного пенсионного накопления позволит обеспечить пенсии среднему классу. Что делать большинству населения РФ, кто к этому самому классу не относится и с трудом сводит концы с концами от зарплаты до зарплаты, она не сочла нужным уточнить.
Многие эксперты, оценивая предложения Минфина и ЦБ, заявили, что новая схема будет выгодна только людям с доходом выше среднего (50-60 тыс. рублей), при этом льгот, которые обещают власти, не хватит, чтобы заинтересовать население с меньшим достатком. По мнению экспертов, новая пенсионная реформа – всего лишь завуалированная форма повышения налогов и латания бюджетных дыр. Работать новая система не будет: у абсолютного большинства работающих россиян просто нет денег для их «добровольного вложения» в будущую пенсию. Экс-министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что сейчас нет возможности откладывать деньги у 60% населения, так как весь доход они тратят на текущие нужды.
После оценок экспертов и эмоциональных комментариев о том, что государство фактически планирует упразднить пенсионное обеспечение граждан, чиновники наперебой принялись разъяснять суть нововведений, противореча самим себе и друг другу. «Социальный» вице-премьер Ольга Голодец сначала заявила, что она настаивает на добровольном характере пенсионных накоплений. Но день спустя диаметрально сменила точку зрения, сказав, что в нынешних российских реалиях предложенная система не сможет работать эффективно. Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что накопительный компонент пенсии после реформы будет обязательным. Набиуллина в свою очередь заявила, что новая концепция пенсионной системы предполагает сохранение обязательной государственной пенсии.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»