Екатеринбургские родители собирают подписи под открытым письмом в мэрию города. Речь идет о дикой ситуации с поступлением детей в первые классы, с которой город прогремел в скандальных хрониках на всю Россию.
Уверения администрации города о том, что проблема решается, а острота ее восприятия снижается, для мам и пап оказалась не аргументом. Со вчерашнего дня на всех популярных интернет-ресурсах, где общаются родители, размещается открытое письмо с требованием навести порядок в образовательной сфере и дать всем детям равные права на получение образования.
Копии письма с подписями будут направлены также министру образования Свердловской области Юрию Биктуганову, начальнику управления образования Екатеринбурга Евгении Умниковой, уполномоченному по правам человека Татьяне Мерзляковой.
Приводим текст письма полностью.
Главе Администрации города Екатеринбурга
Якобу А.Э.
Копии:
Главе Екатеринбурга –
Председателю Екатеринбургской городской думы
Порунову Е.Н.
Министру общего и профессионального образования
Свердловской области
Биктуганову Ю.И.
Начальнику Управления образования
Администрации г. Екатеринбурга
Умниковой Е.Л.
Уполномоченному по правам человека
в Свердловской области
Мерзляковой Т.Г.
Открытое письмо родительской общественности города Екатеринбурга по поводу событий 20 апреля 2011 года,
связанных с приемом заявлений в первые классы
20 апреля 2011 года в городе Екатеринбурге стартовала кампания по приему заявлений в первые классы муниципальных школ. Родительская общественность серьезно обеспокоена сложившейся ситуацией.
Во-первых, неоднократное изменение правил приема заявлений незадолго до его начала вызвало ажиотаж и панику среди родителей. Напомним, что 31 марта 2011 года вышло распоряжение начальника городского Управления образования №224-ру, в котором за школами были закреплены определенные территории – микроучастки. Далее, как минимум четырежды (1, 4, 8 и 12 апреля) в документ вносились изменения: распределение по микроучасткам пересматривалось, обновлялась соответствующая информация на сайте Управления образования. Наконец, 15 апреля, всего за 5 дней до начала фактического зачисления, было принято новое распоряжение № 266/36-ро, вовсе отменившее прием в школы «по прописке» и предписавшее прием по принципу «живой» очереди. При этом не было проведено никакого публичного разъяснения порядка отбора в школу в тех случаях, когда число заявлений превышает число мест. Взволнованным родителям приходилось довольствоваться информацией на уровне слухов и домыслов. Кроме того, неоднократно изменялись и требования к обязательному набору документов для зачисления. В частности, родители оказались вынуждены в экстренном порядке оформлять своим детям медицинскую карту, что не добавило спокойствия и создало дополнительную нагрузку на медицинский персонал поликлиник и детских садов.
В результате каждая школа на ходу разрабатывала свой собственный управленческий алгоритм приема заявлений, а родители – стратегию действий по зачислению своего ребенка в выбранную школу. Эти алгоритмы и стратегии в ряде случаев оказались абсурдными. Достаточно вспомнить ситуацию в лицее №110, «прославившей» Екатеринбург на всю Россию, или полукриминальную схему формирования очереди за неделю до начала приема заявлений с помощью услуг некоего «частного охранного предприятия», использованную группой родителей в гимназии №2.
Во-вторых, существующий порядок приема заявлений отчетливо делит родителей на два непримиримых лагеря и провоцирует социальную напряженность и конфликты. С одной стороны, были ликвидированы гарантии зачисления ребенка в школу «пешеходной доступности». Особенно остро проблема была воспринята жителями центральных районов, где популярных на весь город гимназий и лицеев больше, чем обычных школ. С другой стороны, ограничены в возможностях и одаренные дети, проявляющие особые способности к определенному роду занятий – например, к изучению иностранных языков или к рисованию.
В результате каждый родитель пытался отстаивать права своего ребенка в «живой» очереди. Прием заявлений 20 апреля показал, что абсолютное большинство родителей Екатеринбурга – это воспитанные и порядочные люди, которым претит сама идея использования кулаков на пути в школу. Тем больше недоумения вызывают действия органов власти по отношению к нам. Надо ли говорить о том, что для большинства людей возврат к советскому опыту очередей неприемлем в принципе. Вместо праздника знакомства с будущей школой своего ребенка, вместо радости входа в стены храма знаний все мы испытали шок и унижение от стояния в очереди, дежурства по ночам, записывания номерков на листочки и ладони. Многие столкнулись и с недовольством начальства по поводу постоянного отсутствия на рабочем месте, кто-то физически не мог отлучиться с работы или из семьи – например, врачи, учителя, многодетные мамы. Мы не можем принять искусственного разделения людей, которые, в действительности, объединены прекрасной общей идеей: дать своим детям возможность комфортно и эффективно учиться.
В-третьих, зачисление в первые классы по принципу «живой» очереди поставило в двойственное, унизительное положение руководство школ повышенного статуса, особенно тех лицеев и гимназий, где число заявлений превышает количество мест более чем в два раза. Несмотря на повсеместный запрет тестирований, ряд школ не может совсем отказаться от проведения предварительных собеседований с будущими первоклассниками, в противном случае это уже давно привело бы к тому, что в мужской хоровой лицей принимались бы девочки без вокальных данных, а в языковые гимназии – дети с явными нарушениями фонематического слуха. Для всех очевидна абсурдность приема детей в подобные школы на основании порядкового номера в очереди.
В результате руководители лицеев и гимназий вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями и руководить учебным и творческим процессами в своих школах, были вынуждены искать «обходные пути», чтобы принять к себе детей-«звездочек». Но ведь раскрыть талант ребенка и дать ему проявиться – не сиюминутная прихоть директора и вверенной ему школы, а задача всей системы образования и, шире, общества в целом. Лишая специализированные школы возможностей отбора, мы лишаем талантливых детей возможностей максимально реализовать свой потенциал.
В-четвертых, правила 2011 года сделали абстрактной и бессмысленной саму идею подготовки ребенка к школе. Не секрет, что сейчас многие родители ответственно подходят к выбору учебного заведения для своего ребенка и нацелены на получение максимальной пользы от учебного процесса, начиная с первого дня обучения. С другой стороны, специализированные гимназии и лицеи тоже имеют определенные традиции подготовки будущих первоклассников, а также серьезные методические наработки. Но в условиях, когда родитель не уверен, достоит ли он в нужную его ребенку школу «по очереди», бесполезно заранее готовить маленького человека к общению с будущим учителем, знакомить с будущими одноклассниками, выбирать методики, лучше всего подходящие для его способностей и темпа восприятия информации. Гораздо проще нанять частное охранное предприятие за неделю до даты приема документов и встать первым у дверей нужной школы.
В результате через несколько лет мы можем столкнуться со снижением уровня подготовки учеников специализированных школ до среднестатистического, а также с разрушением школьной атмосферы, которой славятся большинство лицеев и гимназий.
И, наконец, в-пятых, нам представляется, что полное отсутствие прикрепления «по прописке» не расширяет возможности, а напротив, сокращает доступность права на образование. Дети, проживающие в рекомендованном СанПиН радиусе пешеходной доступности, могут оказаться без места в школе просто потому, что их родители не посещают сайт Управления образования или не смотрят городские телевизионные новости, будучи уверенными, что школа «по прописке» примет их с радостью в любое время. Кроме того, новые правила фактически лишили родителей двух и более детей возможности легально определить младших детей в ту же школу, где обучаются старшие.
В результате учащиеся младших классов, чьи родители работают посменно или по графику, не совпадающим с графиком школьных занятий, могут оказаться перед необходимостью самостоятельно добираться до школы на общественном транспорте или пешком через опасные перекрестки. Не исключены также и ситуации, когда дети из одной семьи будут вынуждены посещать разные школы.
Мы понимаем, что проблемы системы образования гораздо глубже и не ограничены правилами 2011 года. Основная причина сложившейся ситуации, конечно, не в новом порядке регистрации заявлений, а в резкой дифференциации школ по качественным характеристикам. Решить эту проблему за один год невозможно. Мы также понимаем, что ряд изменений в правилах приема продиктован необходимостью устранения противоречий с федеральным законодательством. Тем не менее, мы не можем оставаться в стороне и принимать сложившуюся напряженную ситуацию как норму.
Родительская общественность города Екатеринбурга предлагает следующее.
Установить правило о том, что порядок приема детей в первые классы на следующий год определяется в срок до 1 октября текущего календарного года и изменению в дальнейшем не подлежит.
В срок до 1 февраля года приема в школу проводить учет детей, идущих в первый класс в городе Екатеринбурге, путем сплошного опроса и формирования списков пожеланий родителей. Обеспечить всем будущим первоклассникам гарантию обучения в школе «пешеходной доступности».
Закрепить за школами возможности в рамках существующего законодательства самостоятельно определять порядок приема в те классы, где детей обучают по усиленной программе начального образования. Узаконить систему пролонгированного (в течение минимум 1 месяца) добровольного тестирования будущих первоклассников с целью определения их природных задатков и способностей и оценки их психологической готовности к повышенным нагрузкам. Ввести единые нормы организации таких тестов.
Обеспечить предварительное открытое общественное обсуждение решений, затрагивающих права детей на доступное и качественное образование.
В заключении хотелось бы выразить озабоченность по поводу возможного внедрения электронной очереди для записи в школу. Если не удастся разрешить другие противоречия существующей системы приема заявлений, упомянутые, в том числе, и в настоящем письме, запись в школу через Интернет и запись в школу по принципу «живой очереди» не будут иметь принципиальных отличий.
Настоящее обращение поддержано следующими общественными организациями:
Ассоциация родительских комитетов и сообществ России (АРКС);
Екатеринбургский городской родительский комитет (ЕГРК).
Подписано жителями города Екатеринбурга (всего ____ чел.), в том числе:
___________________;
___________________;
___________________.
Приложение: Подписные листы на ____ стр.
Ссылки по теме:
«Родители взяли школы в осаду. Или засели в засаду?» – рассказ мамы будущего первоклассника о записи в екатеринбургскую школу >>>
Драки в екатеринбургских школах показал Первый канал >>>
Свердловский минобр уличил управление образования Екатеринбурга в нарушении закона/ Формально школы не имеют права принимать первоклассников по новым правилам >>>
Милиция Екатеринбурга готовится выставлять усиленные посты у городских школ >>>
Родители первоклашек в Екатеринбурге начали осаду школ, вводится ночное дежурство (ФОТО, ВИДЕО)/У одного лицея уже произошла массовая потасовка >>>
В школы Екатеринбурга первоклашек записывают с ОМОНом/Будущий учебный год начинается со скандала >>>
Екатеринбург, Елена Васильева
Екатеринбург. Другие новости 27.04.11
Урал продолжает «баловать» неустойчивой погодой – станет теплее, но осадки не прекратятся. / Мишарин уехал к Шувалову: обсуждать ЧМ-2018. Екатеринбург может получить федеральные деньги на развитие. / Русские экспаты, проживающие в Таиланде, смогут получить в Паттайе георгиевскую ленточку. Консул РФ призывает «ограничиваться разумными запросами». Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».