Вокзал в России раньше был увеселительным заведением Эволюция железных дорог. Начало. (ФОТО)
РИА «Новый Регион» запускает спецпроект «Эволюция Российских железных дорог». В честь 175-летнего юбилея отрасли мы подготовили для своих читателей рассказ об истории зарождения в России железнодорожного движения и его последующего развития. Рассказ будет сопровождаться не только интересными фактами, но и редкими архивными фотографиями. Первая часть проекта посвящена предтече российских магистралей – Царскосельской железной дороге и первой регулярной линии Санкт-Петербург-Москва.
История железнодорожного движения в России ведет свое начало с Царскосельской железной дороги. Именно она 175 лет назад связала российскую столицу Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском – резиденциями монархов. Поэтому день официального открытия движения по Царскосельской дороге – 30 октября 1837 года – принято считать началом регулярного пассажирского сообщения в России.
Насущная потребность
Тремя годами ранее в Петербург по приглашению горного ведомства с целью начала строительства железных дорог в России, приехал известный железнодорожный строитель Франц Антон фон Герстнер. Недолго пробыв в столице, он выехал на Урал, где на Выйском заводе Демидовых в Нижнем Тагиле к тому времени талантливыми крепостными Черепановыми уже была построена первая в России промышленная железная дорога с паровой тягой. Три с лишним месяца Франц Антон фон Герстнер собирал подробные сведения о торговле, земледелии и промышленности. По возвращении в Петербург он подал Николаю I обстоятельную записку «О выгодах построения железных дорог в России». В ней отмечалось, что «…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния…». Герстнер предложил тогда соорудить небольшую опытную линию от центра Петербурга в Царское Село и Павловск. В день торжественного открытия дороги поезд, состоявший из 8 вагонов, тронулся в путь под управлением лично Герстнера. Через 35 минут он прибыл в Царское село, преодолев 23 километра.
Не передвижения, а развлечения ради
В первые годы железная дорога не принесла тех выгод, которые можно было ожидать от неё в будущем. Публику привлекали не Павловск и не Царское село, а сама поездка. Так, с мая 1838 года в Павловском вокзале начали организовывать увеселения с музыкальным оркестром, иллюминацией и фейерверками. Кстати, само слово «вокзал» своим происхождением обязано именно Павловску. «Vauxhall» – это измененное английское название увеселительного заведения с садом и залами для балов и концертов в пригороде Лондона, не имевшее никакой связи с транспортом. В Павловске же подобное заведение открылось при железной дороге. В дальнейшем это название распространилось на все пассажирские здания железнодорожных станций.
Чтобы привлечь пассажиров, администрация дороги стала приглашать для выступлений известных дирижеров, певцов, устраивать благотворительные концерты. Слава о них распространилась не только в России, но и за рубежом. Знаменитые артисты считали за честь выступить на концертах в Павловске.
Линия Санкт-Петербург-Москва
Понятно, что долго так продолжаться не могло – железная дорога должна быть стать чем-то большим, нежели просто способ для развлечения. Поэтому в марте 1840 года Франц Антон фон Герстнер представил императору Николаю I доклад с первоначальным проектом железнодорожной линии между Санкт-Петербургом и Москвой.
Рассказывают, будто царь узнал от одного из своих приближенных, что инженеры, которым было поручено разработать маршрут трассы, испытывают постоянное давление со стороны лиц, желающих, чтобы ветка прошла через тот или иной город. Возможно, дело обстояло и не так, но Николай все принял за чистую монету и, когда министр явился к нему с просьбой одобрить маршрут, взял линейку, провел на карте прямую линию между двумя столицами и сказал, глядя министру в глаза: «Веди дорогу прямо».
1 февраля 1842 года Николай I объявил указ о начале строительства железной дороги между Петербургом и Москвой. После смерти Герстнера главным инженером строительства Николаевской железной дороги назначен профессор института Корпуса инженеров путей сообщения Павел Петрович Мельников.
Работы начались 1 августа 1842 года. Проектируемая линия была разделена на два строительных участка: Петербург – Бологое (Северная дирекция) во главе с Павлом Мельниковым и Бологое – Москва (Южная дирекция) во главе с Николаем Крафтом. Постройка длилась восемь с половиной лет, и 1 ноября 1851 года по линии Петербург-Москва было открыто движение поездов. Это была первая в России двухпутная магистраль, положившая начало созданию отечественной железнодорожной сети общегосударственного значения.
Сооружение дороги стало подлинным триумфом таланта отечественных инженеров, ученых и зодчих; трудовым подвигом сотен тысяч крестьян и работных людей, которые в сложнейших условиях через непроходимые болота и леса проложили первоклассную железную дорогу длиной 644 км. На дороге было построено 34 станции и 2 крупных вокзала. Петербургский вокзал в Москве расположили на окраине города, где стоял царский загородный дворец с каланчой. Он и положил начало Каланчевской площади, сегодня известной как площадь трёх вокзалов. Московский вокзал в Петербурге построили на Знаменской площади, откуда открывался прекрасный вид на Невский проспект и Адмиралтейство.
В качестве предприятия для выпуска паровозов и вагонов выбрали Александровский чугунолитейный завод в Петербурге. В 1844 году его передали ведомству путей сообщения, и он стал называться Александровским главным механическим заводом Петербурго-Московской железной дороги.
Добавим, что первый скоростной поезд из Петербурга в Москву отправился в сентябре 1853 года. Этот путь он преодолел за 12 часов. Примечательно, что средняя скорость поезда составила 60,4 км/ч, что явилось мировым рекордом для пассажирских поездов на магистралях того времени.
Вокзал на станции Павловск
Вид на Варшавский вокзал с Обводного канала в Петербурге
Московский вокзал в Петербурге
Москва, Екатеринбург, Юлия Пастух
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».