Эксперты транспортной отрасли обсудили проблему пробок в российских мегаполисах и пришли к выводу, что их причина – в неграмотности чиновников, отвечающих за дорожную инфраструктуру. «Лечить» пробки хотят «кнутом и пряником».
Во время дискуссии «Российский автовладелец» в рамках Пассажирского форума-2012 в Москве эксперты транспортной отрасли обсудили одну их наиболее острых дорожных проблем в стране – автомобильные пробки, а также меры борьбы с ними. Так, например, московские и екатеринбургские власти пытаются «пересадить» горожан с личных автомобилей на общественный транспорт, в частности и те и другие вынашивают идею платного доступа в центр города на личном авто. «Нужно освободить город от автомобилистов, – заявил первый заместитель гендиректора ГУП «Мосгортранс» Петр Кузин. – Мы призываем автомобилистов пересесть на современный подвижной состав пассажирского транспорта. В рамках этой работы мы, например, начали делать выделенные полосы для пассажирского транспорта, чтобы он двигался быстрее. Конечно, это создает неудобства для автомобилистов, но другого выхода нет».
Как отмечает корреспондент «Нового Региона», мнения экспертов по поводу таких мер разделились. «В 90-е годы у нас наблюдался массовый прирост автомобилей. И сейчас вроде бы происходит другая тенденция, по которой считается, что автомобиль – это зло, и что нужно пойти в другую сторону, но это тоже перегиб. Надо соблюдать интересы автолюбителей, – подчеркнул старший научный сотрудник Института проблем транспорта РАН Петр Бобрик. – Но если вводится платный доступ в центр, как, например, в лондонский Сити, то сразу возникает вопрос социального неравенства – богатые могут ездить, а бедные – нет. Я считаю, что если в транспортной сети возникают платные участки, то сеть имеет системные нарушения и надо именно с ними разбираться».
Также он отметил, что одна из главных причин возникновения пробок – это нерациональное распределение земель при строительстве зданий. С этим отчасти согласился и руководитель научного центра управления транспортом и обслуживанием населения НИИ Автомобильного транспорта Дмитрий Енин. «Проблема упирается в перспективу: автомобилизация населения продолжает расти, и если сегодня в России на каждые две семьи есть автомобиль, то в будущем их будет еще больше, – заметил г-н Енин. – Но инфраструктура городов ограничена: очень мало мостов и эстакад, и места под строительство новых не хватает. Плюс основная головная боль – это то, что все работают «кусочно», аудита транспортной системы в городах не ведется – за исключением, разве что Воронежа и Красноярска, потому что нет грамотных специалистов».
Проблему низкой квалификации чиновников, ответственных за развитие транспортной инфраструктуры отметил и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Большинство российских мегаполисов крайне скверно спланированы, – отметил он. – И если за рубежом все муниципальные служащие, связанные с транспортом, изучают такую дисциплину, как городское транспортное планирование, то у нас даже образованные взрослые люди представления об этом не имеют. Нужно решать эту проблему».
Также Михаил Блинкин пояснил «Новому Региону», что сейчас наиболее остро проблема пробок стоит даже не в Москве, а в других мегаполисах. «Есть в России города, в которых все гораздо хуже, чем в Москве – это и Сочи, и Владивосток», – рассказал собеседник агентства.
Впрочем, в отличие от своего коллеги из РАН Петра Бобрика, г-н Блинкин уверен, что идея московских и екатеринбургских властей об ограничении въезда в центр городов и попытке «пересадить» автомобилистов на общественный транспорт, имеет право на существование. «Это как кнут и пряник, – заметил он. – Кнут – это то, что в пределах, например, Бульварного кольца каждый час парковки будет стоить также дорого, как в Европе. Пряник – подвижной состав будет получше и маршрутная сеть посимпатичнее. Проблема в том, что невозможно заставить человека пересесть из автомобиля на «скотовоз». Надо сделать «конфетку», например, из трамвая, чтобы люди на него пересели. Так было в Париже: запустили трамвай, сделали там wi-fi бесплатный, автомобилисты сначала, конечно, ругались по-черному, но потом стали ездить».
Кстати, международный опыт, который пока не спешат применять российские власти, мог бы быть полезен и в Москве, и в Екатеринбурге, где хотят «пересадить» владельцев авто на трамваи. Так, в Лейпциге автовладельцы с 10 до 13 апреля могли бесплатно ездить на общественном транспорте. Таким образом компании, управляющие городским и региональным транспортом, дали водителям возможность «протестировать» поездки на городских автобусах и трамваях.
Впрочем, один из экспертов не согласился ни с продвижением наземного общественного транспорта, ни с развитием личных автоперевозок. «Нынешняя система нас заведет в тупик, – пояснил «Новому Региону» эксперт Федерации автовладельцев России Андрей Веселков. – Нужен стартап во всероссийских масштабах по созданию совершенно новых транспортных систем, потому что автодороги – это не наш вид транспорта. Нужны транспортные системы второго уровня – не на земле, а в воздухе. Автодорожные развязки дорого стоят, потому что асфальт и бетон тяжело и дорого поднимать наверх. Можно сделать монорельс, который будет идти на подвесе, это и есть транспортные системы второго уровня. Можно и всю Россию этой системой обеспечить, но нужна транспортная инфраструктура, создание которой без участия государства невозможно. Но у нас, к сожалению, чиновники не видят, где в этом можно получить откат, потому этим не занимаются, а вместо этого латают то, что есть, реализуя наиболее финансово емкие проекты».
Ссылки по теме:
В ближайшем будущем в Екатеринбурге вряд ли появится альтернативный транспорт «Я бы на канатку не полез, я высоты боюсь», – глава минтранса >>>
Мэрия не хочет строить монорельс в Екатеринбурге – боится падения вагонов (ФОТО)/Эксперты разнесли доводы чиновников в пух и прах >>>
Екатеринбург футуристичный: Канатная дорога, кольцевое метро, монорельс и супер-быстрый трамвай (ФОТО, СХЕМЫ) >>>
Екатеринбург, Москва, Екатерина Норсеева
Екатеринбург, Москва. Другие новости 13.04.12
На Урале отравилась группа детей – наелись «Аминазина». / Жители поселков близ Верхней Пышмы вновь страдают от взрывов боеприпасов. / Пасха-2012: битва яйцами, ленточки желаний и Благодатный огонь. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».