Власти Екатеринбурга опозорены: город превратился в стеклянно-бетонную серость, где нет архитектуры Поразить гостей ЭКСПО он не сможет
Власти Екатеринбурга опозорены – «третья столица» России признана заурядным с точки зрения архитектуры миллионником. Здесь почти нет построек, которые могли бы удивить самих горожан или гостей – такой неутешительный вердикт вынесло профессиональное сообщество архитекторов. Символично, что это случилось в открытом для посещений Доме Севастьянова. Это здание архитекторы советской школы назвали образчиком «халтуры XIX века». И довершили приговор: даже если Екатеринбург и выиграет заявку ЭКСПО-2020, он все равно не сможет удивить мир – по сути, тут нет главного архитектора.
Уральская градостроительная школа находится даже не в кризисе – в агонии. Такие неутешительные оценки накануне пришлось выслушать действующему и бывшему архитекторам Свердловской области – Владимиру Вениаминову и Георгию Мазаеву. Высказывали их признанные эксперты – признанный архитектор, профессор и искусствовед Анатолий Раскин и его коллеги – авторы презентованного шеститомника «Стили в архитектуре Свердловской области». Того, где «отфотошопили» все пострадавшие здания-памятники, вместо того, чтобы отремонтировать их в реальной жизни. Похоже, этот факт окончательно «добил» профессионалов советской школы – и они не стесняясь, начали высказывать свое мнение о патовой ситуации с архитектурой и градостроительством в Екатеринбурге.
Еще в 20-30-е годы прошлого века Россия – тогда СССР – была на передовых позициях в сфере градостроительства – сюда ездили учиться, говорит профессор и искусствовед Анатолий Раскин. Более того – уральская градостроительная школа в то время была способна удивлять радикальными и смелыми решениями иностранных специалистов. После середины 30-х годов картина изменилась, и наше градостроительство ушло куда-то «на дно» как наука», – говорит ученый. И проецирует тенденцию того времени на современный период.
По словам Анатолия Раскина, уральская школа давно потеряла передовые позиции, но самая большая беда в том, что градостроительным сообществом эти проблемные вопросы даже не обсуждаются. «Мы придерживаемся программы расширения границ города по примеру московского расширения. Это не решение – наш город отличался от других своей компактностью. У нас огромные территории, которые нуждаются в реконструкции – нам не нужны новые территории и растянутые коммуникации», – уверен Раскин.
И добавляет – взвешенности в решении этих вопросов со стороны городских чиновников он уже давно не видит. «Я бывал на совещаниях, на которых одобрительно, по существу голосовали только чиновники мэрии. Архитекторов там почти не было», – привел возмутительный пример профессор. По его словам, такие вопросы крайне важны, и продолжать развитие Екатеринбурга следует с помощью профессионально-разработанного Генплана. «Случайное расположение высоких зданий и так далее – это все результат профессиональных недостатков (городских архитекторов, прим. НР)», – рубил с плеча ученый.
И тут Анатолий Раскин вынес окончательный вердикт – по сути, у Екатеринбурга нет главного архитектора. «Вот в чем все дело. Чиновники чиновниками, но речь идет о профессиональном решении проблем. Наш город, кстати, имеет для этого хороший потенциал. Поэтому небрежно решать проблемы его застройки нельзя. Так можно все испортить, особенно при нынешнем интенсивном строительстве», – считает профессор.
Как отмечает корреспондент «Нового Региона», столь острая профессиональная дискуссия развернулась в ходе презентации едва вышедшего из печати альбома «Стили в архитектуре Свердловской области». Обсудить это шикарное издание решили в Доме Севастьянова – резиденции президента России на Урале. В свое время его реконструкция обошлась областной казне в 1 млрд. рублей. Недавно по решению губернатора севастьяновский дом открыли для посещения обывателей. Тем интересней было услышать ранее не озвученное мнение архитекторов об этом здании. Коллеги Раскина именовали его не иначе, как «халтурой XIX века, которую и сделали специально в таком виде (с мешаниной разных стилей), чтобы выгодней продать».
Не удержался от критических замечаний и Олег Букин – общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. По его мнению, выпуск красочных альбомов – это замечательно. «Но главное, чтобы мы не подменяли популяризацией охрану памятников. Мы все видели, как варварски сносили Пассаж. Сейчас функция по охране переходит в МУГИСО – его специалистам придется серьезно разбираться в этой сфере», – пояснил он. И призвал прекратить реконструкции, которые сопровождаются сносом зданий-памятников. И озвучил еще как минимум несколько острых проблем: границы памятников не утверждены, причем Свердловская область единственный регион, где наблюдается такая ситуация. Объяснение этому нашли тут же: строительное лобби все активней пытается снять памятники с государственной охраны, так как остро нуждается в землях под застройку.
Тут в дискуссию вступил замминистра культуры области Олег Губкин. Он пояснил, что Минкульт всегда придерживался буквы закона, проблемы же с памятниками вызваны современным российским законодательством. «Это постоянно обсуждается, отправляется в правительство РФ, и там умирает. Не случайно в наших книгах (упомянутых альбомах, прим. НР) ставится вопрос о постановке новых объектов на охрану», – попробовал реабилитировать госслужащих Губкин.
Но архитекторы старого поколения были неумолимы. Они уверены, что следующий архитектурный стиль, который в мегаполисе начнут «вырубать под корень», будет конструктивизм. И привели примеры – гостиница «Исеть» и бывший Клуб строителей – Сити-центр завешаны рекламой «каких-то купальников». И также объяснили, почему так: Теперь все определяет не культура, а бизнес-процессы. «Не желают застройщики, значит, не выгодно. Почему-то в других странах выгодно иметь на балансе памятники…», – указал другой признанный авторитет Леонид Смирнов. И подошел к главному – город, который претендует на проведение всемирной выставки ЭКСПО-2020, должен выйти к мировому сообществу с чем-то интересным в плане архитектурных решений. «Этот город должен самопроговориться. Ну, ведь исчезают памятники. Сейчас после всех сносов первый кандидат на исчезновение – это екатеринбургский конструктивизм».
Показательно и то, что в ходе 1,5 часовой дискуссии от бывших и действующего главного архитектора Свердловской области – Григория Мазаева и Владимира Вениаминова не удалось добиться внятных ответов на вопрос – почему в Екатеринбурге не строят красивых зданий. Так, г-на Мазаева хватило лишь на то, чтобы припомнить – к ШОСу 2009 года отремонтировали 200 памятников. И зачем-то обвинить журналистов в том, что они про это даже не написали, хотя это не так. Он вообще предложил впредь вообще не писать про проблемы архитектуры и сносы памятников – слишком плохое реноме после этого у Екатеринбурга. «Если мы про себя в интернете пишем, что тут живут одни недоумки, которые ломают памятники, и ничего больше не умеют, мы такое впечатление и создаем», – решил «поучить жизни» СМИ экс-главный архитектор. Впрочем, с такой позицией Мазаев остался в явном меньшинстве.
Не согласился он и с тем, что в городе нет «красивых домиков и балконов». Это мнение было озвучено здесь же, на «круглом столе». Хотя такой позиции сами горожане придерживаются уже не первый год, но остаются неуслышанными чиновниками, словно город существует не для людей, а каких-то других – только им ведомых целей. Поэтому Мазаев отбивал удар критики странным тезисом о вводе тысяч балконов типовой жилой застройке – мол, строим же мы балконы все-таки. В общем, было заметно – против железных аргументов Раскина и сотоварищи представители современной школы ничего внятного противопоставить не могли, отмечает корреспондент «Нового Региона». Видимо поэтому отвечать г-ну Мазаеву пришлось не учителям-профессионалам, а журналистам. Ведь обвинить их в злобном искажении настоящего облика Екатеринбурга ему показалось куда проще, нежели ответить на вопрос – почему в конкурсанте на проведение ЭКСПО такие некрасивые здания и почему он вряд ли сможет удивить мир.
Ссылка по теме:
Главный свердловский архитектор: Наше градостроительство до сих пор ориентировано на советского человека/Интервью «Новому Региону» >>>
Эксперты объяснили, чем «человеколюбивый» Новый Орлеан не похож на Екатеринбург/Русские города «застряли» в индустриальной психологии >>>
Профессор, кандидат искусствоведения Анатолий Раскин (в центре): наше градостроительство ушло куда-то «на дно» как наука
Улица Вайнера, центр Екатеринбурга
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».