AMP18+

Екатеринбург

/

ЖД – от «элитки» с видом на усадьбу до лагеря бомжей, – Спецпроект «Нового Региона» ко Дню рождения Екатеринбурга (ФОТО, АУДИО)

Пятый выпуск спецпроекта «Новый Регион» посвящает Железнодорожному району – самому, пожалуй интернациональному и социально разнообразному району города. Есть здесь и элитное жилье и довоенные бараки, поселения бомжей, уютные сталинки и многоэтажки, населенные китайцами. Ключевой точкой, разумеется, является сам вокзал и прилегающая площадь – ворота в город. И здесь в концентрированном виде можно увидеть облик района – толпы торговцев, спешащие студенты, люди с портфелями, рабочие, таксисты, попрошайки.

История и границы

Железнодорожный район города Екатеринбурга, основанный еще в 1845 году, находится на северо-западе. Его история начинается с времен появления на реке Мельковке золотопромывочной фабрики. Дальнейшим своим развитием район обязан строительству рельсовой линии «Екатеринбург – Нижний Тагил – Кушва – Чусовская – Пермь». Екатеринбург, оказавшись конечным пунктом железной дороги в юго-восточном направлении, стал связующим звеном зауральских районов и Сибири с Уралом и Европейской Россией.

Территория района составляет 126 квадратных километров и включает в себя 4 отдалённых посёлка: Северка, Шувакиш, Семь Ключей, Палкино, имеющие каждый свою историю.

Варежка и привокзальная площадь

«Под варежкой» – условное название памятника воинам уральского добровольческого танкового корпуса, находящегося на площади у железнодорожного вокзала. Называется это место так потому, что рабочие протянули сжатые вместе ладони вперед, а на руках у них надеты рукавицы. Под варежкой обычно назначают встречи, используют его как место сбора, в том числе туристических групп, больших компаний, в течение многих лет. В прошлом году привокзальная площадь и территория под памятником стали местом проведения многотысячного митинга в поддержку одного из кандидатов в президенты страны.

Сама привокзальная площадь была образована после постройки в 1910 году нового здания железнодорожного вокзала, площадь стала формироваться к югу от него. В начале XX века вокзал и площадь находились на северной окраине города Екатеринбурга, в том месте, куда выходил Арсеньевский проспект (современная улица Свердлова) и откуда начинался Верхотурский тракт. В настоящее время площадь около вокзала представляет собой территорию, густонаселенную закусочными, шашлычными, челночными «лавками» и платными туалетами. Хотя на площади часто дежурит наряд ДПС, а по окрестным улицам время от времени курсируют полицейские – привокзальная территория остается местом с высоким уровнем преступности. Попытки облагородить эту территорию пока ни к чему не привели. В настоящее время прорабатываются варианты реконструкции привокзальной площади, и если они будут воплощены в жизнь, то от облезлых построек киосков и закусочных, жутковатых строений по обе стороны от самой площади не останется и следа – здесь будут транспортные развязки и сплошной урбанизм.

От усадьбы до лагеря бомжей

Железнодорожный район очень растянут и условно может быть разделен на несколько территорий. В наше описание мы не включаем удаленные территории – Сортировку, Семь ключей – они существенно отличаются от основной части, имеют свои особенности и могут стать поводом для отдельного рассказа. Центральные же части Железнодорожного района – это собственно привокзальное пространство, район Динамо, набережная, управления Железной Дороги и академии путей сообщения.

И как уже говорилось выше, эти микрорайоны и их обитатели очень разномастны. Не назовешь эти территории ни спальными, ни деловым, ни торговыми – здесь все вперемешку. От вокзала в город ведет широкая улица Свердлова, в 50-е годы прошлого века была реконструирована, большая часть зданий по обе стороны от дороги были выдержаны в едином стиле, имели одну этажность, поэтому Свердлова выглядит парадным входом в город. До последних десятилетий прошлого века на первых этажах зданий располагались, например, «диетическая столовая» или магазин «Сирень», куда за духами забегали командировочные.

В районе метро «Динамо» – группа элитных новостроек, и тут же совсем рядом ютятся обычные пятиэтажки, с узкими дворами с проездом в одну машину, через дорогу – усадьба Харитонова-Расторгуева с большим парком (она уже входит в Кировский район), Вознесенской церковью по соседству и памятником героям-комсомольцам. Екатеринбургская епархия неоднократно выступала с предложением перенести этот монумент в другое место, но пока этого не произошло.

Неподалеку располагается и легендарный клуб «Эльдорадо» – дискотека-старожил, в этом году она отметит 20-летие. Интернет ее аттестует как самую масштабную и доступную, и действительно, туда пускали даже в тренировочных костюмах. В небольшом парке рядом с «Эльдорадо» посетители обычно прятали алкоголь – со своим на дискотеку не пускали. Но, как правило, обнаружить «заначки» по выходу из клуба не удавалось – их через 5 минут после «закладки» доставали местные бомжи и благополучно распивали.

На большой территории за зданием Управления железной дороги (выстроено архитектором Бабыкиным в стиле неоклассицизма, сер. 20-х годов прошлого века) сосредоточено «все железнодорожное» – разные организации, имеющие отношение к жд, железнодорожные детская и взрослые больницы, Академия путей сообщения и ее общежития. В окрестных домах, собственно, тоже проживают железнодорожники, получившие жилье в прекрасную эпоху выделения квартир государством и предприятиями.

Есть в железнодорожном районе целые поселения бомжей. Например, вдоль теплотрассы в парке УрГУПСа у них выстроен целый лагерь.

Жд-район, как и другие районы города, воспет местными музыкантами. Например «Паша и Маk» сочинили песню «ЖД из Екб». Послушать ее можно здесь. Слова следующие: «Всем районным пацанам – от Ёбурга до Москвы на точёном тазике через дороги и мосты. Х**рю на пролом. И если тебе не в облом раздуй за уральский регион.. Пацаны с района знают за кем разгон, и если ты га**он, то не лезь ты на передний фон…».

Ссылки по теме:

ЖБИ – не гетто, ЖБИ – городской «междусобойчик», – Спецпроект «Нового Региона» ко Дню рождения Екатеринбурга >>>

Истории и мифы Пионерки и Втузгородка – Спецпроект «Нового Региона» ко Дню рождения Екатеринбурга (ФОТО) >>>

«Каменные джунгли» с туманным будущим, – спецпроект «Нового Региона» ко Дню Рождения Екатеринбурга/ФОТО >>>

Уралмаш я люблю! – спецпроект «Нового Региона» ко Дню рождения Екатеринбурга (ФОТО, АУДИО) >>>

«Ядро» Железнодорожного района – вокзал

«Под варежкой» горожане и гости города назначают встречи уже много лет

На привокзальной площади – широкий спектр развлечений. От экскурсий

до «рюмошных».

Местные заборы – вечный рекламный носитель

Даже для личных нужд

Здание управления дороги. Арх. Бабыкин.

Парк УрГУПС

В недрах парка – лагерь бомжей

Дискотека-старожил, ей почти 20 лет

В Железнодорожном районе строятся и современные кварталы

и сохраняются трущобы, в них по-прежнему живут люди

Макарьевский мост на улице Челюскинцев пару лет назад превратили в арт-объект, расписав опоры моста под костяшки домино

Екатеринбург, Юлия Пастух

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Туризм, Фоторепортаж,