AMP18+

Екатеринбург

/

Судьба уральских заводов-банкротов: продажа, закрытие или переименование? Основные сценарии в расследовании «Нового Региона»

Судьбу предприятий, которые сейчас находятся в стадии банкротства и конкурсного управления, предугадать никто не может. Судя по их «предшественникам», популярных сценариев три: закрытие и полная разруха, продажа новым собственникам, либо элементарное переименование, чтобы не платить налоги. Ни муниципальные, ни государственные власти повлиять на развитие ситуации не могут – им остается только наблюдать и проводить совещания.

В первой половине 2012 года в Арбитражный суд Свердловской области в связи с намерением признать должника банкротом обратились 527 предприятий из различных отраслей, в прошлом году таких исков было 849. В то же время в регионе существует множество проблемных предприятий, процедура банкротства на которых тянется годами, но какой-то ясности относительно судьбы заводов до сих пор нет. В число этих «трудных» предприятий попадают и те заводы, работники которых в последнее время постоянно устраивают или анонсируют акции протеста в связи с невыплатами заработной платы: «АМУР», РМЗ, ВСМЗ и другие.

«Новый Регион» решил разобраться на примере других предприятий, чего же стоит ожидать людям: пора ли начинать подыскивать себе работу в иных отраслях или можно надеяться на «воскрешение» производств. Вывод, к сожалению, неутешительный: единицы предприятий, прошедшие через стадию банкротства, переходят в собственность новых хозяев и продолжают работать. На остальных заводах, даже на тех, которые в свое время приносили многомиллионные прибыли в бюджет, конкурсное управление тянется годами и ни к чему хорошему не приводит. Власти лишь разводят руками: вмешиваться в процедуру конкурсного управления они не имеют права. Подробности – в материале агентства.

Сценарий №1: продать производство целиком или по кускам

Одним из возможных позитивных сценариев окончания процедуры конкурсного управления может стать продажа предприятий новым собственникам, которые смогут не только его выкупить, но и запустить там производство. Причем, есть вариант продажи заводов целиком, а есть – по «кускам» разным хозяевам. Примеры такого развития событий в Свердловской области есть: как положительные, так и не очень.

Относительно удачно из банкротства вышел ОАО «Мотоциклетный завод» в Ирбите. Успешное во времена СССР градообразующие предприятие после распада Союза стало работать себе в убыток: мотоциклы по цене авто никто покупать не хотел, на господдержку надеяться не имело смысла. Еще до 2005 года завод прошел процедуру банкротства и, в отличие от многих других, выжил и даже сохранил производство мотоциклов, которое теперь соседствует с производствами пластмасс и литейным ремеслом.

«В результате банкротства мотоциклетный завод был распродан по частям, вместо одного собственника на огромных заводских площадках сегодня размещаются множество предпринимателей со своими небольшими производствами. В том числе, сохранилось и производство мотоциклов, но лишь в том объеме, который позволяет реализовать продукцию и не остаться в убытке – это примерно 800 мотоциклов в год, 98% из которых идут на экспорт, – рассказал «Новому Региону» заместитель главы администрации МО город Ирбит по экономическим вопросам Сергей Куликов. – Кроме того, там располагается литейное производство, производство пластмасс, набивных свай и другой продукции».

Судя по всему, аналогично планируют завершить банкротство новоуральского завода «АМУР». Как известно, на его площадках уже согласился разместить часть производства «Уралвагонзавод», туда же приглашают «ЗИЛ» и некоторые иностранные компании. Однако окончательных решений по судьбе «АМУРа» пока не принято, и не понятно, удастся ли сохранить завод «делением» между несколькими хозяевами.

Куда менее радужно завершилось банкротство для Лобвинского гидролизного завода. Имущество предприятия выкупил некий новый собственник, но завод стоит закрытый, производство остановлено. При этом в мэрии Новолялинского городского округа признаются: они и сами не знают, что происходит на промплощадке и какая судьба его ждет.

«Там сменился собственник, активы завода и все оборудование выкупил некто Саифуллин, который даже в Свердловской области не живет. Зачем ему это надо – не понятно. Судя по всему, сейчас на заводе работает только охрана, которая сторожит стены. У нас никакой информации о том, что будет на предприятии, как там дальше судьба сложится и зачем оно Саифуллину – нет», – рассказали «Новому Региону» в отделе по экономике и труду администрации Новолялинского городского округа.

Но если Лобвинский гидролизный завод хотя бы удалось продать, чтобы кое-как расплатиться с долгами по зарплате и кредиторами, то для многих предприятий найти нового хозяина крайне сложно или невозможно.

Сценарий №2: уральские заводы-банкроты продать почти невозможно

Сразу в нескольких городах, где имеются проблемные предприятия в стадии банкротства, представители местных властей признались: найти инвестора, который захочет купить завод-банкрот и вложить в его модернизацию немало средств, крайне сложно, а иногда и невозможно. Не помогают ни рекомендации властей, ни совещания на федеральном уровне. Сейчас в таком тупике оказались «Ирбитский стекольный завод», «Баранчинский электромеханический завод», «Егоршинский радиозавод» и ряд других прибыльных в свое время предприятий. Все эти предприятия находятся не в самом лучшем техническом состоянии, для их переоборудования требуются огромные инвестиции, которые могут еще долго не окупиться. А потому и выкупать неликвидные активы никто не торопится.

Так, например, БЭМЗ. Банкротом предприятие объявлено в 2009 году, но до сих пор процедура конкурсного управления здесь не завершена, ее уже в который раз продлили – теперь до февраля 2013 года. Причин две: кредиторы не могут договориться между собой, а на имущество, которое на торги выставлено крупными лотами, не находятся покупатели. Соответственно, судьба предприятия и рабочих не известна.

«Сейчас завод работает в ноль, лишь бы не замораживать производство и не закрывать предприятие, трудится там около 600 человек, хотя еще в 2001 году было более 1,5 тысяч. Имущество завода выставляется достаточно крупными лотами, вероятно с тем, чтобы его не распродавать по кускам, а отдать в руки одному собственнику. Но найдется ли такой собственник – не известно. Такие объекты продать очень сложно, – признался в разговоре с «Новым Регионом» управляющий поселком Баранчинский Евгений Посягин. – Дело в том, что БЭМЗу нужен крупный инвестор, потому что уже лет 15-20 в модернизацию производства никто не вкладывал денег. А там старые цеха, старые станки. Официально желающих приобрести завод нет, хотя в кулуарах разговоры ходят постоянно».

Евгений Посягин добавил также, что власти сделать тут ничего не могут. Хотя БЭМЗ и является градообразующим предприятием, спасти его может только новый собственник.

Несостоятельными были признаны зимой торги по имуществу «Егоршинского радиозавода» в Артемовском. Всю недвижимость – склады, производственные линии, заводские квартиры и прочее – пытались продать единым лотом по цене 1,2 миллиарда рублей. Но покупателей на устаревшее оборудование не нашлось. Областные власти в феврале этого года заявляли, что будут искать новых собственников в других субъектах России, но спустя восемь месяцев ничего не изменилось. У ЕРЗ по-прежнему многомиллионные долги по кредитам и по зарплате рабочим.

«У нас с 2008 года проходит процедура банкротства ООО «Ирбитский стекольный завод». В свое время с предприятия было сокращено 667 человек, которым пришлось искать себе работу в других сферах. Предприятие исключено уже из Росреестра, но там до сих пор идет процедура конкурсного управления. Конечно, мы бы хотели, чтобы завод вновь заработал, пусть даже и не на тех мощностях, как раньше, но придут ли сюда инвесторы, пока сказать сложно, – рассказал «Новому Региону» заместитель главы администрации МО город Ирбит по экономическим вопросам Сергей Куликов. – И администрация Ирбита, и правительство Свердловской области следят за ситуацией на заводе, но по закону мы не имеем право вмешиваться в дела конкурсного управляющего. Мы лишь привлекали его на правительственные комиссии, последняя была в марте этого года. А потом у нас сменился губернатор, председатель правительства, и больше пока на комиссиях вопрос по стекольному заводу не поднимался».

В мэрии Ирбита отметили, что много людей в городе заняты в сфере торговли, малого бизнеса, а безработица сейчас составляет 3,4%. «Конечно, если бы у нас появилось еще 1-2 крупных производства, мы бы были рады, это создало бы сотни рабочих мест», – констатируют в администрации Ирбита.

Сценарий №3: банкротство ради банкротства

Есть и еще один сценарий банкротств уральских заводов, когда всю процедуру затевают лишь ради неуплаты налогов и ухода от долгов. Тогда трудящиеся сохраняют свои рабочие места, а предприятие фактически и не приостанавливает деятельности. Так было, например, с «Новолялинским целлюлозно-бумажным комбинатом».

«Комбинат как работал, так и работает. Никого оттуда не увольняли, сократили людей только на бумаге, потом снова приняли, уже на якобы другое предприятие. А реально сменилось только название. Сейчас ООО Торговый дом «Новолялинского ЦБК» функционирует нормально, производит бумажную продукцию, тару», – рассказали «Новому Региону» в администрации Новолялинского городского округа.

И таких ситуаций в Свердловской области достаточно много. Правда, как говорят специалисты, чаще всего на такое преднамеренное банкротство решаются небольшие предприятия, заводы же обычно банкротятся по-настоящему.

ВСМЗ, «АМУР», «Урал-Лобва»: история повторяется?

Сейчас в Свердловской области, по словам депутатов Заксобрания, более 50 заводов находятся в затруднительном положении, часть из них проходит через разные стадии банкротства, либо просто выставлена на продажу, а рабочие уволены.

Так, завод «АМУР», который находится сейчас в стадии конкурсного управления, вполне может пойти по сценарию №1, правда, если власти помогут. Правительство уже уговорило «Уралвагонзавод» разместить на предприятии свое производство. Сюда же зовут «ЗИЛ» и Bombardier, но пока безрезультатно.

Совершенно непонятно, как будут развиваться события на преднамеренно обанкроченном ООО ЛПК «Урал-Лобва», поскольку все предыдущие попытки спасти лесоперерабатывающее предприятие или найти ему нового покупателя к успеху не приводили. В частности, правительство региона обещало, что ЛПК выкупит некое предприятие-«спасатель», название которого не называлось, сообщалось о разработке комплексной программы по реанимации предприятия. Но ничего из запланированного реализовать не удалось. В итоге десятки сокращенных людей ждут, когда перед ними погасят долги по зарплате и грозят голодовками, а на самом предприятии 20 декабря 2012 года заканчивается процедура наблюдения за банкротством и вводится конкурсное производство.

С ВСМЗ ситуация не совсем традиционная. Предприятие не является банкротом, его собственник киприот Агамемнон Саввадис просто решил избавиться от завода, посчитав его нерентабельным, и уволил около 400 человек, не выплатив им многомиллионные долги по зарплате. Рабочие трижды за последние месяцы объявляли голодовки, благодаря чему обратили на себя внимание областных властей. Правительство Свердловской области даже заявляло о том, что найден некий покупатель производственных мощностей ВСМЗ, с которым подписали меморандум о намерении купить завод до конца октября. Но на начало ноября, похоже, никаких подвижек в этом вопросе не видно.

Ссылки по теме:

Банкротство большинства заводов в России предопределено заранее / Спецрасследование «Нового Региона» >>>

Управление Росреестра по Свердловской области: Нет ни одного примера, когда банкротство закончилось финансовым оздоровлением/ Интервью «Нового Региона» >>>

Екатеринбург, Ольга Тарасова

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Общество, Политика, Россия, Финансы, Фоторепортаж, Экономика,