В Свердловской области в последнее время все больше накаляется ситуация сразу на нескольких промышленных предприятиях, где нарушаются права рабочих. Чтобы привлечь внимание общественности и заставить власти вмешаться, заводчане используют разные методы: пачками пишут письма губернатору и президенту, митингуют, голодают и бастуют. Правда, с годами способы борьбы за свои права меняются.
В последние недели в Свердловской области сложилась критическая ситуация сразу на четырех промышленных предприятиях. На двух обанкротившихся заводах – «АМУР» и ВСМЗ – рабочие объявили голодовку, требуя погашения задолженности по зарплате. По БАЗу в Краснотурьинске принято решение о ликвидации электролизного производства, и рабочие, которые в минувшие выходные выходили на митинг, требуют национализации предприятия, иначе они готовы присоединиться к коллегам по несчастью, также отказавшись от еды. А работники СУБРа сегодня фактически объявили забастовку и отказались после смены подниматься из шахты, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда. Также работники всех предприятий неоднократно писали письма губернатору региона, президенту или другим представителям власти, ища хоть какой-то поддержки. «Новый Регион» решил разобраться, какими же методами давления на работодателей и власти за последний год чаще всего пользовались протестно настроенные трудящиеся люди, и какие из способов самые эффективные.
Письма счастья завтрашнего дня
Самым простым и самым популярным способом, который используют, пожалуй, все трудящиеся, оказавшиеся в сложной ситуации, остается написание писем во всевозможные инстанции. Пишут под копирку: мэру, губернатору, президенту, прокурору. Однако, как правило, мера эта оказывается неэффективной, поскольку письмо с пометкой «разобраться в ситуации» начинает ходить из ведомства в ведомство. Да и «продавить» решение своих проблем обычной жалобой, практически невозможно, хотя трудящиеся надеются до последнего.
Показательным здесь может стать пример Богословского алюминиевого завода в Краснотурьинске, где вот-вот по решению РУСАЛа закроют алюминиевое производство, безработными могут остаться до 1000 человек. Письмами трудящиеся завода привлекли внимание властей, но на решение хозяев производства это никаким образом не повлияло.
Еще более года назад, когда появились первые слухи о закрытии производства, профсоюзные организации писали письма тогда еще губернатору Александру Мишарину, президенту Дмитрию Медведеву и, казалось даже, что завод спасут, поскольку власти и правда занялись решением проблемы. В регионе был разработан план по объединению БАЗа и УАЗа в единую технологическую цепочку – так называемого алюминиевого кластера Свердловской области. В конце 2011 года Александр Мишарин рассказал про эти планы президенту Дмитрию Медведеву, и нашел с его стороны полное понимание. Потом было совещание у нынешнего президента Владимира Путина, решения о продаже РУСАЛу краснотурьинских энергомощностей, обещания все сделать и купить. Но ничего не вышло: хозяин ОК «РУСАЛ» решил иначе – производить алюминий на Урале он больше не будет.
Несмотря на все это, работники завода не теряют надежды и продолжают писать письма. Так, на последнем митинге, прошедшем в Краснотурьинске в субботу, было принято очередное обращение к Путину, теперь уже с учетом решения РУСАЛа о закрытии производства.
Хотя случай с БАЗом – скорее исключение в «методе писем», поскольку на проблему все-таки обратили внимание. Большинство других обращений жителей Свердловской области с разными просьбами к властям остаются без ответа.
Митинги утратили свою силу
Еще один распространенный способ обратить на себя внимание – организовать митинг или пикет. Правда, за последний год в Свердловской области и по России в целом прошло столько политических и предвыборных акций, в том числе и с участием заводских рабочих, что слово «митинг» в сознании простого населения часто принимает негативную окраску, либо обесценивается. И если еще год назад рабочие, выходя на пикет, могли привлечь внимание властей к своим проблемам, то сегодня такой способ кажется уже неэффективным.
Например, в начале сентября 2011 года о проведении пикета заявили работники епархиального завода «Фарфор Сысерти». Заводчане выступали против политики заводской администрации и Екатеринбургской Епархии, которая годами не платила им зарплату. Долг работодателя составлял 5,3 миллиона рублей. В итоге в день проведения пикета на тот момент губернатор региона Александр Мишарин подготовил официальное обращение, в котором обещал проконтролировать, чтобы рабочим зарплату выплатили в течение месяца, что и было сделано.
Сегодня же одними митингами добиться чего-либо практически невозможно. В пример можно привести опять же ситуацию с БАЗом. Ровно год спустя после работников «Фарфора Сысерти», 2 сентября 1000 человек вышли на площадь в Краснотурьинске. Единственное, чего удалось добиться, – создания правительственной комиссии, которая должна заняться решением проблемы. Однако, вероятнее всего, на решение собственников РУСАЛа повлиять она не сможет.
Бастуют сегодня редко
Забастовка, которую можно назвать состоявшейся, в Свердловской области за год зафиксирована одна и началась она вчера в Североуральске: 15 человек, работавших в шахте ОАО «СУБР» (ОК РУСАЛ), после окончания смены не поднялись с горизонта минус 860 метров на поверхность. Через внутреннюю телефонную связь они сообщили руководству предприятия о проведении забастовки на рабочих местах. Трудящимися выдвинуты несколько требований, среди которых – увеличение в два раза размера заработной платы, возвращение выслуги лет, а также непринятие репрессивных мер. Исход акции протеста пока не известен.
До этого о намерении начать забастовку 1 марта 2012 года, накануне президентских выборов, сообщали рабочие Лобвинского лесокомбината. Они требовали выплатить долги за 2011 год – 8 млн. 300 тыс. рублей. Но начать забастовку перед президентскими выборами 4 марта 2012 года лобвинцам никто не дал. Министр промышленности Александр Петров лично отвез трудящимся часть денег, причем всего за 2 дня до дня голосования.
Самое эффективное – рискнуть своим здоровьем
Как показывают последние акции протеста в Свердловской области, трудящиеся считают, что добиться соблюдения своих прав можно лишь объявив голодовку. На сегодняшний день в регионе от еды отказываются десятки рабочих сразу двух обанкротившихся заводов, которые требуют выплатить им зарплату. И они обоснованно выбрали именно такой способ давления на работодателя: их предшественникам удалось выбить деньги, именно рискнув здоровьем.
Так, сначала в июне 2012 года голодовку объявили 18 работников Верхнесинячихинского металлургического завода, спустя несколько дней после начала голодовки, в ходе которой троим людям стало плохо, руководство завода выплатило задолженность за 3 месяца. В июле заводчане угрожали устроить повторную акцию протеста, так как остальным уволенным сотрудникам денег так и не давали, но долг выплатили раньше. И вот сегодня 30 работников ВСМЗ устроили палаточный лагерь напротив здания закрытого завода и требуют отдать им остатки денег – выходные пособия и компенсации за отпуска.
«Митинговать у нас в стране сейчас запрещено, бастовать запрещено. Нам остается только, рискуя своим здоровьем, отстаивать свои права. Многим эти деньги нужны, чтобы оставить средства семье и уехать на заработки в другой город, поскольку в поселке работы нет, и нет других вариантов», – отмечают голодающие.
С тем, что голодовка сегодня – единственный способ обратить внимание на свои проблемы, согласны и бывшие рабочие новоуральского «АМУРа», которые «во второй заход» голодают со вчерашнего дня. Им пример показали коллеги, 16 из которых свою зарплату получили именно после голодовки, устроенной в конце августа. Сейчас в лежачей акции протеста принимают участие 24 человека, многие из которые не едят вторую неделю, еще несколько десятков экс-работников завода голодают дома.
«16 человек, которые объявляли голодовку в 20-х числах августа, показали нам, что по всей видимости, это единственный способ выбить из руководства завода свои законные деньги. Через суд нам ничего не возвращают. Поэтому мы будем голодать до конца», – говорят «амуровцы».
Еще немного – и вернемся в 90-е
К такой кардинальной мере, как перекрытие автодорог и различных трасс, особо популярной на заре 90-х и в начале 2000-х, в Свердловской области не прибегали уже давно. По крайней мере, массовых акций не было. Последний раз именно заводчане обещали перекрыть трассу Тюмень-Екатеринбург в 2009 году: таким образом сотрудники Богдановичского фарфорового завода требовали восстановить газоснабжение предприятия. После этого в 2009 году дороги в Екатеринбурге перекрывали пенсионеры, требовавшие отмены монетизации льгот, и в 2010 году жители поселка Таватуй, требуя вернуть им воду.
Однако уровень озлобленности заводчан сегодня вполне может привести к возобновлению «традиции». По крайней мере, некоторые радикально настроенные сотрудники БАЗа готовы идти перекрывать трассы, если созданная правительственная комиссия, которая еще даже не приступила к работе, не примет приемлемых для заводчан решений. Хотя большинство работников алюминиевого производства все-таки пока больше склоняются к объявлению голодовки. Причем начаться она может уже в конце этой недели – если никаких конструктивных решений о судьбе электролизного производства на Богословском заводе и рабочих, занятых на этих площадках, озвучено не будет.
Сегодня вице-премьер свердловского правительства Александр Петров затруднился сказать, на каких еще предприятиях региона, помимо озвученных «протестующих», может сложиться столь же кризисная ситуация, назреть забастовка, голодовка или другая форма протеста. Правительство предпочитает реагировать по факту, когда те или иные формы пролетарского возмущения становятся достоянием общественности.
Ссылки по теме:
Правительство о забастовках и голодовках на Урале: мы мало можем повлиять на ситуацию >>>
Протестное движение на Урале набирает обороты/ Горняки отказались подниматься из шахты СУБРа >>>
В голодовках на Урале участвуют более 100 рабочих – акции проходят дома, на улице, в спецпомещениях >>>
Почти 100 бывших рабочих «АМУРа» объявили голодовку, 24 человека – лежачую >>>
Рабочие БАЗа на митинге потребовали национализации завода РУСАЛа/ И пригрозили голодовкой (ФОТО) >>>
Проблемы завода «АМУР» растут как «снежный ком»: миллионный иск от Минобороны и набирающая обороты голодовка рабочих >>>
Заводчане в Верхней Синячихе голодают на улице: рабочие требуют выплатить им зарплату за полгода >>>
Предвыборная экспресс-доставка: министр Петров лично везет 6 млн. рублей рабочим Лобвы/ ФОТО >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова
Екатеринбург. Другие новости 04.09.12
В Екатеринбурге суд надолго закрыл 2 кафе, где люди заразились сальмонеллезом. / Для российских туристов вновь стали платными визы в Египет. / Екатеринбуржцы будут платить за «коммуналку» в новом сезоне, в среднем, на 1 тысячу рублей больше. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».