«Новый Регион» заканчивает серию материалов о «путевых парнях» из фонда «Город без наркотиков». Сегодня мы расскажем о деятельности идеолога и основателя фонда – главе Екатеринбурга Евгении Ройзмане. Мы приведем примеры, когда медийные «вбросы» от наркоборца помогали укрыть от общественности реальных преступников. Сообщения от Ройзмана как лидера общественного мнения всегда вызывают широкий резонанс, но крайне редко подвергаются проверке. Мы расскажем о двух событиях – об истязаниях и убийстве, когда журналисты решили критически отнестись к ройзмановским историям. Сила в PRавде в материале «Нового Региона».
Убийство медсестры
В октябре 2010-го года Екатеринбург переполошило убийство медсестры госпиталя ветеранов всех войн Юлии Мерзляковой. По этому поводу Ройзман написал в своем блоге: «Убили 32-летнюю молодую женщину, медсестру Юлю Мерзлякову. Она повела ребенка в садик. Сзади зашел нарколыга, саданул в затылок тяжелым тупым предметом (похоже, молотком). Убил. Оборвал с нее сережки, цепочку, часы, сотовый телефон и ушел. Мы начали заниматься. Обзвонили оперов. Да, действительно, пошла серия разбойных нападений на женщин. Бьют в затылок, женщины теряют сознание. Их обирают. Рвут серьги с ушами, выламывают пальцы снимая колечки. Два эпизода на Луначарского, один на Мамина-Сибиряка и один на Уралмаше. Одна женщина успела увидеть и позднее опознать по фотографиям. Нарколыга с Уралмаша. Знаем адрес и фамилию. Пока в бегах. Наши все включились. Кто там еще против принудительного лечения?»
После этого Ройзман заявляет о задержании убийцы оперативниками фонда.
«Мы поймали его еще вчера. Наши перевернули все притоны на Уралмаше. Получили информацию, умчались в Заречный. Зашли на притон. Оказалось, что подонок полчаса назад уехал в Екатеринбург. Помчались в Екатеринбург. Одновременно, Малёнкин с орджоникидзевскими выставились на Уралмаше у Эдельвейса. Сложными манипуляциями вытащили злодея на стрелку и закрепили. Но мы не рассказывали об этом, потому, что было непонятно, опознают его – не опознают. Только что отзвонились из орджоникидзевского. Одна из жертв разбойного нападения уверенно опознала злодея, и он, похоже, поплыл и готов разговаривать. 1977 гр. Судим за наркотики. Нарколыга. Очень продуманный. Похоже получилось».
Следующий пост стал апофеозом победных реляций от Евгения Ройзмана. Как выяснилось, задержан был наркоман, некто Александр Бодров по кличке «Мирон». Его вина у Ройзмана не вызывала ни малейших сомнений. Пост назывался – Все. Точно он. Сторонники и противники Ройзмана после этого едва не возвели в культ профессионализм оперативников – Ройзмана благодарили, называли фондовцев «мегамолодцами». Еще бы – обезвредили «нарколыгу», который с молотком нападал на женщин.
Однако был еще один случай нападения на женщину, которая осталась жива. Юлию Мерзлякову убили на улице Луначарского, следующее преступление зафиксировали на ул. Мамина-Сибиряка. У жертвы по имени Татьяна отобрали сумку, но она выжила после удара по голове. И тут началось самое интересное. После огласки поимки убийцы по кличке Мирон следователи провели его опознание (нападения были совершены с промежутком в один час и были объединены в одно уголовное дело – следователи признали, что это совершил один и тот же человек ) – и вторая жертва заявила, что пойманный фондовцами наркоман – это не тот человек, который совершил преступление.
Вот, что по этому поводу заявили представители Следственного управления, конкретный следователь, который вел дело.
ВИДЕО
Таким образом следователь официально опровергал после совершения преступления причастность пойманного наркомана к совершению убийства, хотя, как и Ройзман, считал, что нападения совершены наркозависимым. Однако не тем, кого задержали оперативники фонда «Город без наркотиков».
Спустя три года мы обратились за повторными комментариями в СУ СК РФ по Свердловской области. Как заявил нам официальный представитель ведомства Александр Шульга: «На данный момент дело приостановлено, однако задержанный Бодров по нему не проходил ни в каком качестве, и мы с уверенностью заявляем, что оснований говорить о его причастности к этим преступлениям нет».
Судьба Бодрова нам неизвестна – весьма вероятно, что он совершал иные преступления, возможно и нет, однако даже спустя три года, после проведения ряда следственных мероприятий четкая уверенность в его непричастности к убийству Юлии Мерзляковой у следствия не изменилась.
Кто-то сможет обвинить следователей и оперативников в слабой работе, в то время как фондовцы поймали хоть кого-то. Но! Мы исследуем медийную составляющую скандала.
По сути громкие заявления Евгения Ройзмана невольно помогали укрыться реальному убийце, который, важно еще раз отметить, до сих пор не пойман – ни фондовцами ни полицейскими. Зато, приписав поимку мнимого преступника медсестры своим бойцам, Ройзман великолепно поднял самооценку. И главное уровень поддержки «путевых парней» у доверчивых горожан.
Самое характеризующее – это то, что, учитывая высокую степень доверия населения, Ройзман даже не удосужился проверять факты, на основании которых писал победные посты. Если бы следствие пошло на поводу у общественного мнения, клеймящего Мирона, реального убийцу даже не продолжали бы искать, пусть пока и безуспешно. Закрыли бы имеющегося под рукой наркомана и дело с концом.
Это пример эффектной, но не эффективной операции фонда – и именно такие заявления, которые реально, могут помешать работе следствия и увести его в сторону, именуются просто – PR на крови.
Краснокамский рай
В первой серии нашей ретроспективы мы рассказывали о реабилитационном центре в Краснокамске, где погиб наркоман и практиковались издевательства и истязания. Упоминали и о роли Евгения Вадимовича в защите «честных парней» организовавших реабилитационный центр, которых потом осудили. Сейчас мы расскажем подробнее о PR-сопровождении истории в исполнении Ройзмана. Мы покажем шокирующее видео из центра, смотреть которое слабонервным не рекомендуем.
Одна из очень эффективных фишек Евгения Ройзмана – смакование душещипательных деталей, которые неизвестно существуют ли в реальности, но зато трогают душу и выжимают слезу. После того как центр в Краснокамске взяли штурмом сотрудники ОМОН, Евгений Ройзман рассказал о том, как на самом деле это происходило: «…был захват. Раздался грохот. Дежурный начал открывать дверь. Штурмующие ворвались через другие двери. Дежурному тут же воткнули в бок электрошокер. Еще несколько человек положили электрошокерами. Видимо, вошли во вкус и ткнули электрошокером в нос четырехмесячного щенка! Зачем?! Щенок два дня писает, какает и блюет. И ничего не понимает. Так что электрошокеры действительно применялись».
Щенка жалко до боли. Такое могли сделать только недочеловеки, тем более, что судя по описанию Ройзмана, в центре были вполне человеческие условия для проживания: «Кстати, про кухню. Прозвучало обвинение, что реабилитантов морят голодом. Я разговаривал со всеми, кто там был: и с парнями, и с девчонками, и с родителями. Смеются. Девчонки показали запасы на подоконниках, соленья-варенья. Кладовая забита. Хватает всем. Зато рассказали другую историю. Во время обыска оперативники нашли колбасу. Часть съели сами, что не смогли – кинули собакам. А еще нашли конфеты – слупили. А вот в кухне обнаружили полную сковороду с жареным рисом. Столпились вокруг нее втроем, полили майонезом и схряпали стоя. А что не доели – рассыпали на пол. Все видели. Так что, кто оголодавший – еще большой вопрос».
Мы не знаем, кому в реабилитационном центре предназначалось продуктовое изобилие. Зато известно имя того, кого оно обходило стороной. По непонятным причинам сами фондовцы снимали это на видео. На роликах четко видно расслоение на «реабилитантов-старичков» – сытые, довольные, смеются и шутят, и на «реабилитантов-новичков» – забитые, в глазах страх, голос дрожит, тщательно подбирают слова, чтобы не сказать «что-то не то».
Снимали «реабилитанты-старички». На видео – парень по имени Гриша (присвоенная кличка – «зомби»). Жил Гриша под нарами. Пермские журналисты сообщают: « Он жил на жаргоне сотрудников центра по «масти», «пи..ром». Под нарами находился круглосуточно. Его выпускали только в туалет и есть (ел он отдельно). Кто-то пошутил, что после реабилитации Гриша поедет на «Банную Гору» (это областная психбольница). Вроде бы так и получилось. В апреле 2008 года его увезли из центра прямо в психушку… Матери он не нужен – по рассказам, она была рада от него избавиться. Гриша пробыл в фонде 9 месяцев. Сначала он жил на нарах, но потом что-то случилось и его перевели под нары. Справедливости стоит отметить, что фактов изнасилований в реабцентре зафиксировано не было.
Видео реабилитант под нарами1
Видео реабилитант под нарами2
На этом видео краснокамские «путевые парни», к сожалению, не запечатлели «соленья-варенья» и кладовую, которая «забита», зато снят Гриша, который ест кожуру от банана. Гриша был постоянно голоден. Кроме своих порций – а порции действительно маленькие, ему отдавали объедки.
Видео реабилитант под нарами3
Мы не можем сказать, знал ли на момент написания поста Ройзман о реальном положении дел в центре, но с уверенностью утверждаем, что психика человека, снятого на видео, искалечена на всю жизнь. И о такой изнанке деятельности последователей фонда «Город без наркотиков» от него мы никогда не узнаем.
Сила в правде. А правда у каждого своя.
Ссылки по теме:
Путевые парни. История «Города без наркотиков» без ретуши. 1-я серия (ВИДЕО, ФОТО) Издевательства и смерть в краснокамском центре «Дельфин» >>>
Путевые парни. История «Города без наркотиков» без ретуши. 2-я серия (ВИДЕО, ФОТО) Нижнетагильская реабилитационная корпорация >>>
Свердловская область, Пермский край, Екатеринбург – Краснокамск, Максим Бородин
Свердловская область, Пермский край, Екатеринбург – Краснокамск. Другие новости 09.10.13
В Верхней Салде неделю нет нормального отопления и горячей воды – жители многоквартирных домов ищут друзей в частном секторе. / В Екатеринбурге набирают популярность шинные «отели»: сколько стоит «зимовка» колес (ФОТО). / На борту рейса Анталья – Екатеринбург скончался пассажир. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».