«Без СШХ, зато с яйцами»: почему сдулись мега-проекты «Корпорации Развития»? Субъекты УрФО заявляют о готовности выйти из состава ее акционеров
Заморозив дорогие инфраструктурные проекты, «Корпорация Развития» начинает исчезать из жизни Уральского федерального округа. Ведь головной офис «КР» в Екатеринбурге – это чистая формальность, уже давно верхушка корпорации обитает в Москве, выбирается из которой все реже. Да и то лишь по острой надобности, как например, для закрытого отчета Сергея Маслова перед депутатами Тюменской области. Испортив отношения почти со всеми губернаторами УрФО, Маслов вынужден объяснять уральским депутатам и журналистам, почему за четыре года «КР» не смогла достроить мост через Надым, не начала мост через Обь и зачем-то покупает птицефабрику в Челябинской области.
«Куда уехал цирк»?
Многие заметили, что из новостных лент уральских СМИ еще какое-то время назад стали пропадать новости о работе и планах ОАО «Корпорация Развития». Уже никто не рапортует об итогах программы по замене котельных в субъектах УрФО, о планах предприятия «Полярный кварц», о скорой достройке моста через реку Надым, а главное – «стахановской» реализации проекта Северный широтный ход (СШХ). Гендиректор «Корпорации Развития» Сергей Маслов отчего-то совсем не посещает Екатеринбург, где значится юридический адрес головного офиса управляемой им корпорации. Куда милей топ-менеджеру Москва, где в феврале Маслов дал крупную пресс-конференцию на площадке РБК. Но и в столице мало кто знаком с истинными целями, задачами, а главное – финансовыми и экономическими обязательствами «КР» перед регионами УрФО. Которые все чаще не выполняются.
По крайней мере, еще в конце прошлого года подрядчик строительства моста через реку Надым (одна из важных составных частей всего проекта СШХ, прим. НР) – ООО «Мостострой-12» уверял, что сроки окончания строительства моста намечены на 4 квартал 2014 года. Однако уже к февралю 2014 года информация эта устарела, а сроки окончания строительства вновь перенесли. Сообщил об этом сам Сергей Маслов все на той же февральской пресс-конференции. Отвечая на вопрос: почему поддержанный президентом Владимиром Путиным проект СШХ не получается реализовать уже семь лет, Маслов «перевел стрелки» на перенос сроков реализации соответствующей ФЦП. Мол, сначала ее перенесли с 2010-го года на 2012-й, а теперь и вовсе на 2017-й год. И в духе топ-менеджеров «КР» оптимистично-обнадеживающе заверил: «Как только мы четко утвердим, что в 2017 году строительство моста будет включено в Федеральную целевую программу, то мы начнем реализацию этого проекта».
И так со всеми проектами корпорации – то денег нет, то программ нет, то проект устарел. И это притом, что общая стоимость проекта Северный широтный ход составляет 190 миллиардов рублей. «Наша часть – это строительство моста через реку Обь и линейная часть между Надымом и Салехардом – 395 км, стоимостью 135 млрд. рублей», – говорит Сергей Маслов. И мы понимаем – нет пока ни моста через Надым, ни переправы через Обь. Когда же Сергея Маслова прямо спрашивают – может ли он все-таки назвать конкретные сроки реализации проекта СШХ, он ничтоже сумняшеся отвечает: «Я бы сказал так, что на сегодняшний день мы вышли на финишную прямую».
Ответ более чем странный – о какой финишной прямой может идти речь, если мост через Надым не закончен, переправа через Обь вообще не начинала строиться, а работы над портом Сабетто едва ли не заморожены?
Закрытый отчет
Неудивительно, что депутаты одного из ключевых акционеров «КР» – Тюменской области, вообще стали подозревать, что «Корпорация Развития» существует формально. Еще одно мнение – что в структуре компании есть должностные лица, которые о чем-то отчитываются, но больше для видимости. По крайней мере, возмущение депутатов по итогам закрытого февральского отчета Сергея Маслова перед думой Тюменской области было почти запредельным, отмечает корреспондент «Нового Региона».
В последнее время риторика вокруг неудач «Корпорации Развития» приобретает все более жесткий и непримиримый характер. Причем из уст не простых жителей, а депутатов, которые голосуют за принятие решений о финансировании (либо отказе от него) «прожектов» Сергея Маслова. Его встреча с парламентариями Тюмени состоялась еще в начале февраля. «Сергей Маслов не смог убедительно ответить на вопросы депутатов», – заявила тогда глава комитета Тюменской облдумы по соцполитике Тамара Казанцева. И даже больше – депутаты откровенно усомнились в том, что Маслов владеет ситуацией на местах – в том же Надыме, Салехарде и в случае с предприятием «Полярный кварц». «В общем, у нас есть сомнения, нужна ли нам (Тюменской области, прим. НР) корпорация?», – говорит Тамара Казанцева.
Интересно, что не сумевший ответить на вопросы депутатов Маслов вызвал возмущение парламентариев тем, что прилетел в Тюмень на чартерном рейсе. А фракция ЛДПР Тюменской облдумы пошла еще дальше – ее депутаты направили запрос в органы внутренних дел с просьбой провести проверку на предмет того, из каких источников гендиректор «КР» платил за чартер до Тюмени.
«Это был рассказ Маслова об очередных прожектах, – говорит депутат Михаил Селюков. – Вместо того, чтобы реализовывать и развивать идеи проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», они собираются строить судостроительный завод в Сургуте и развивать птицефабрику».
Сплошные яйца
Отметим, что за все годы существования «КР» из бюджетов нескольких регионов УрФО на правах акционеров в ее проекты было вложено порядка 30 млрд. рублей. Пока открыто этому возмущаются только в Тюмени, отмечает корреспондент «Нового Региона» Там напоминают, что у «Корпорации Развития» нет ни одного (!) завершенного проекта, и начинают подозревать, что корпорация в итоге вообще может объявить себя банкротом. Параллельно депутаты в течение весны могут поднять перед губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым вопрос о выходе региона из состава акционеров ОАО «Корпорация Развития».
Кстати «о птичках», точнее птицефабриках. Пару лет назад еще прежнему руководству «КР» удалось шокировать общественность невесть откуда взявшимися планами по глубокой переработке яиц на базе тюменской птицефабрики «Боровская». Установить, чем закончилась эта затея, не представляется возможным. Во всяком случае, во время отчета Маслова в Тюменской облдуме выяснить никаких новых подробностей не удалось. Собственно, почему его и заподозрили в неосведомленности. При таком положении дел, наверное, вряд ли стоит «КР» рассчитывать на получение от недоумевающих акционеров новых бюджетных траншей под удобной вывеской государственно-частного партнерства, которого, в общем-то, и нет.
Хотя возможно, никаких денег от губернаторов Сергею Маслову уже и не надо. Похоже, что «КР» зажила какой-то своей, мало связанной с развитием инфраструктуры Уральского федерального округа, жизнью. Иначе как объяснить сильную тягу «Корпорации развития» не к строительству мостов и объектов энергетики, а курятине и яйцам? Пару недель назад стало известно, что ФАС одобрила сделку по покупке структурой «КР» 94,13% акций ОАО «Птицефабрика Челябинская». Реальным покупателем актива выступит «дочка» корпорации – ООО «Овомир» из Тюмени, которое специализируется не на строительстве мостов через Надым и Обь, а на производстве продуктов питания.
«Новый Регион» продолжит следить за развитием событий.
Екатеринбург, Тюмень, Салехард, Ханты-Мансийск, Челябинск, Александр Родионов
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».