«Ты думаешь, на область и страну работаешь? Нет – на меня» Откровения аграриев о том, почему санкции не помогут вырастить сельское хозяйство
Лозунги о том, что продуктовые санкции станут толчком для развития сельского хозяйства России – чиновничий фарс. В этом уверены сельхозпроизводители. Причем не крупные производители – аффилированные с властями, а частные хозяйства и фермеры. Медведевское правительство о развитии АПК не заботится, а лишь обещает, что санкции его спасут, указывают аграрии. Причин тому множество – начиная от высоких тарифов на электричество, заканчивая крупным лоббизмом, который не оставляет шансов частным производителям мяса и молока. Третья проблема – жадность самих аграриев, не желающих ставить приборы учета. Подробности – в материале «Нового Региона».
Спасите, у нас высокие тарифы
На протяжении этих дней уральские СМИ пишут о том, как и.о. губернатора Курганской области Алексей Кокорин попросил у президента Владимира Путина помощи в снижении энерготарифов. Путин спросил Кокорина об инвестициях – идут ли они в регион. Идут, Владимир Владимирович..., отвечал врио губернатора. И сразу пожаловался на «очень высокий тариф на энергоресурсы для инвесторов». «У нас по промышленным предприятиям практически в два раза тариф выше, чем по Уральскому федеральному округу и по соседним регионам». На что президент уточнил: «Выше, чем в Тюмени?» Со слов Кокорина следовало, что в Тюмени по населению (тарифы ниже, прим. НР) в два с лишним раза, а в промышленности – в два раза ровно. То же самое в Екатеринбурге, Челябинске, ХМАО и на Ямале. И сделал вывод: инвестор выбирает, где дешевле – иными словам, инвестирует в экономику этих регионов, а не Кургана.
То же самое Алексей Кокорин накануне повторил корреспонденту «Нового Региона», который поинтересовался: виновны ли в высоких тарифах энергоолигархи Биков и Бобров и как ее выносят курганские аграрии? «Нагрузка (тарифная, прим. НР) очень серьезная. У нас как раз предприятия сельхозпереработки платят в среднем около 7 рублей за киловатт в час. Это в два раза выше, чем в среднем по УрФО. В связи с этим мы этот вопрос и поднимаем. Это тема не сегодняшнего дня, и она обозначалась не только на встрече с президентом. Соответствующие письма Игорь Рюрикович (Холманских – уральский полпред, прим. НР), уже отписывал Дворковичу и министру энергетики Новаку. Тема обозначена, переговоры с нашими энергетиками ведутся», – ответил «Новому Региону» Алексей Кокорин.
Добавим, что на той же встрече (отвечая на вопрос журналистов о рычагах роста экономики Зауралья) уральский полпред Игорь Холманских указал: «Рычаги развития известные. Даже во время нынешних экономических санкций. Курганская область – это сельхозрегион – для них сейчас благоприятный момент». А на уже упомянутой встрече с Путиным Кокорин в числе прочего рассказал о том, что в регионе планируется строительство трех крупных животноводческих комплексов, на 1200 голов. Но есть три «но»: первое – собственно инвестиции, второе – недостаток кормовой базы, третье – «с кадрами на селе пока еще не совсем все хорошо».
Санкции, как точки роста?
Рассказы о том, как санкции помогут поднять голову российскому АПК – один из последних любимых коньков чиновников. Старательно уводя население от вопросов продовольственного дефицита, стало модным увещевать, что Средний Урал, например, отказался от продажи птицефабрик, а простой люд может питаться картошкой со своего огорода, а вместо красной рыбы кушать вьетнамский пангасиус. Ну и понятно, дефицита не будет – мы же теперь разовьем сельское хозяйство, – бравируют министры. Им вторят сетевики – продукты из запрещенного списка заменим другими – никто и не заметит. Ведь у нас (на Среднем Урале) есть свои мясокомбинаты, опять подключаются чиновники Минсельхоза.
Все, конечно, так. Но больше интересен вопрос: помогут ли все-таки санкции развить собственное АПК, и будет ли его продукция доступной по цене. Тем более что в той же Курганской области тарифы на электричество и впрямь высоки в сравнении с остальными субъектами УрФО. А вот аграрии Челябинской области пару лет назад едва не подняли бунт из-за высоких тарифов, которые выросли сразу на 40-50%. В итоге регулировать их пришлось в «ручном режиме» – власти испугались соцвзрыва: в памяти селян были свежи примеры, как в 2009 году на Южном Урале рост энерготарифов составил 80%...
У фермеров нет шанса
Впрочем, это все лозунги, дабы нивелировать недовольство российского общества возможным продовольственным дефицитом. А никакого роста АПК не будет оттого, что этому помешает лоббизм, отсутствие условий и лень самих сельхозпроизводителей, вечно рассчитывающих на чужие деньги. Об этом уже откровенно заявляют люди, которые занимались сельским хозяйством десятилетиями, а в последние годы развивали частное производство. Один из них – бывший руководитель не так давно обанкротившейся птицефабрики «Богдановичская» Михаил Меньшиков. Хотя он и признает, что в прошлые годы в стране были созданы птицеводческие и мясные объединения. «В принципе в России надо все решать в комплексе. Но при наших огромных площадях надо было учиться на зарубежных ошибках и внедрять маленькие фермы. Однако они смогут получить шанс на жизнь, только когда будет дефицит мяса на прилавках. Но этот рынок у нас держат проправительственные структуры, которые никого не пускают. Сегодня это огромные холдинги, которые обладают терминалами для приема зарубежного мяса – от Ленинграда до Калининграда. Такие терминалы все частные – и они в первую очередь не заинтересованы в развитии отечественного АПК», – продолжает Михаил Меньшиков.
Кроме того, на производственный рынок (производство и переработка сырья) сильно влияют сетевые магазины. «Любой крестьянин туда не зайдет. Если даже у него будет молоко и мясо, его туда просто не пустят», – объясняет эксперт. В качестве примера Меньшиков приводит предпринимателей из Ирбитского района Свердловской области – братьев Никифоровых: «Они тоже молоко и мясо никуда (за пределы района) не сдают. К примеру, Валерий может сдавать мясо только в маленькие магазины у себя в районе. Больше нигде не берут… Выставляют такие условия, что это просто не выгодно».
Тарифы – не главное
Что касается энерготарифов, то на самом деле – они маленькая доля в общих расходах на сельское хозяйство. «Почему энергетики так поступают с сельским хозяйством? Их власти заставляют снижать тарифы. Но ведь и у самих производителей нет учета потребления электроэнергии! Учет тарифов в хозяйстве стоит денег и это тоже техперевооружение производства. На самом деле можно иметь дешевую энергию в сельском хозяйстве. Мы, например, на «Богдановичской» тратили много денег на учет. Везде поставили счетчики (наподобие сим-карт), и они нам каждые полчаса передавали информацию о потреблении. Важно, чтобы оно в течение суток было равномерным. Стоила установка около 500 тысяч рублей, а в месяц обходилась в 20-30 тысяч рублей», – вспоминает бывший птицевод.
Сейчас ветеранам-аграриям милы времена СССР, когда они не считали денег на расчетных счетах своих хозяйств. Но это не просто ностальгия – подобная система, уверяют они, сейчас за рубежом. «Так как было раньше у нас – сейчас так в остальном мире. Зарубежному колхознику и фермеру банки деньги дают всегда. Там все фермеры объединены в кооперативы, на ферме никого нет – ни бухгалтера, ни кого-то еще, а у него самого карточка банковская в кармане… Кооперативы там полугосударственные, а государство в них присутствует в качестве советников. При этом они вовсе не интересы фермеров отстаивают, а своей страны – люди должны быть сытые», – объясняет Меньшиков.
Его однокурсником был бывший министр сельского хозяйства Свердловской области Сергей Чемезов: «Сколько раз мы с ним эти вопросы обсуждали. Он мне говорил, за развитие сельского хозяйства мы в свое время воевали с федералами… А вот мне в 1996 году поставили условие в департаменте сельского хозяйства Свердловской области: «Ты думаешь, что работаешь на область и на страну? Да нет – ты работаешь на меня – начальника!» Так и сейчас на госслужбе все осталось...»
Ссылки по теме:
Санкции спасают от распродажи молокозаводы и птицефабрики Среднего Урала/Теперь власти называют их «стратегическими и нужными» >>>
«Хотите сыр с плесенью – храните «Российский» подольше» и выращивайте картошку на своем огороде/Свердловские власти о жизни после санкций >>>
Свердловская область не пострадает от санкций, введенных в отношении зарубежных продуктов >>>
Курган – Екатеринбург, Александр Родионов
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».