Впервые в России поставили невероятно красивую медитативную оперу на санскрите – «Сатьяграха» (ВИДЕО)
В Екатеринбургском театре оперы и балета впервые в России поставили оперу Филипа Гласса про учения Ганди «Сатьяграха». Спектакль получился невероятно красивым, сидя в зале, кажется, что ты встречаешь закат в Индии. А минималистичная музыка Гласса способствует медитациям.
Премьера оперы «Сатьяграха» в Екатеринбурге состоится 16, 17 и 18 сентября. «Сатьяграха» в переводе с санскрита означает «упорство в истине». Махатма Ганди определял этим термином философию непротивления злу насилием, предлагая форму пассивной антиимпериалистической борьбы ненасильственного характера. Смысл оперы – в духовном преобразовании Ганди. В начале оперы он богат, блестяще образован, дорого одет. А в финале на нем лишь набедренная повязка, но теперь мы видим его истинное величие – музыка помогает нам понять, что теперь это сверхчеловек, почти что бог среди людей.
Сегодня корреспонденты «Нового Региона» побывали на репетиции и увидели своими глазами Ганди, Гангу и невероятной красоты закаты и восходы. Перед просмотром еще возникают опасения, что незнакомым с понятием «сатьяграха» спектакль лучше не смотреть, но как только свет в зале гаснет и на сцене появляется древний храм, а по занавесу бегут строчки древнего языка – сомнения улетучиваются.
Первое, что отмечаешь про себя, находясь в зале, – спектакль получился невероятно красивым визуально. Декорации в виде древнего храма переходят в нарисованные, а затем – в видеопроекцию, но «швов» не заметно. Создается ощущение, что сцена уходит в бесконечность, а где-то там, на горизонте, то всходит, то заходит солнце. Краски на сцене – очень яркие: песок, вода и пестрые сари – все это за секунды вырывает из повседневной серости. А музыка Филипа Гласса минималистична и спокойна, все пассажи повторяются и варьируются, при этом она вызывает исключительно светлые чувства. Тем, кто умеет медитировать, придется по вкусу. Опера «Сатьяграха» позволяет на 3 часа выпасть из повседневной жизни, погрузиться в какой-то иной, до этого незнакомый нам мир.
В опере «Сатьяграха» нет четкого сюжета, персонажей и конфликта, нет даже хронологии. Сцены перетекают одна в другую, и их объединяет только одно, точнее – один – Ганди и его философия жизни. С каждым новым поворотом остается больше вопросов, чем ответов. По словам режиссера постановки Тадэуша Штрасбергера, такие впечатления возникают почти у всех зрителей во всех странах, где «Сатьяграха» ранее была поставлена.
«Филип Гласс на основе либретто, написанного им совместно с Констанс де Йонг, построил оперу, намеренно нарушив хронологию. Даже если вы знаете, что случится в конце, вы не знаете, где он спрятан! В каком-то смысле это позволяет почувствовать цикличность. Одно и то же ощущение, о котором упоминали зрители Роттердама и Штутгардта и Нью-Йорка, состояло в том, что к концу спектакля у них оставалось больше вопросов, чем ответов, и они ощущали желание просмотреть его снова, прожить этот опыт еще раз, – рассказал в интервью газете Оперного театра Тадэуш Штрасбергер. – К счастью, одна из замечательных возможностей репертуарного театра состоит в том, что вы можете возвращаться к спектаклю вновь и вновь, зная немного больше, чем знали прошлый раз. Таким образом, зритель как бы участвует в ритуале, не просто является наблюдателем».
Сейчас, пока еще идут репетиции, есть в постановке и недоработки. Например, в одной из начальных сцен хор – жители Индии в сари – выходит в зал и, якобы, несет подношения богу Шиве. При этом звучит очень возвышенная музыка и слова, создается ощущение, что должно произойти чудо. Но чуда не происходит. Лица артистов не выражают никаких эмоций, они словно вышли на прогулку – смотрят по сторонам, оглядываются, подбирают выпавший из рук реквизит, что тут же рушит всю картину. Но репетиция есть репетиция, есть надежда, что на спектакле действия актеров будут более «включенными» в общее повествование.
Ссылки по теме:
«Сатьяграха», «Риголетто» и «Тщетная предосторожность» – Оперный озвучил планы на два будущих сезона >>> В Екатеринбурге впервые в России поставят оперу о Махатме Ганди «Сатьяграха» >>>
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Семен Саливанчук
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».