В России бытует мнение, что победить систему невозможно, и бороться с коррупцией в госорганах, медлительностью в Сбербанке и на Почте России, отвратительным сервисом РЖД – все равно, что уподобляться Дону Кихоту Ламанчскому. Недаром говорят: билет РЖД, купленный по карточке Сбербанка через Интернет и доставленный Почтой России, открывает портал в ад. Тем не менее, миллионы людей продолжают пользоваться их услугами на свой страх и риск. Заранее настраиваясь на то, что клиент, в случае чего, неправ – и с возможными материальными потерями придется смириться. Однако это, конечно же, не так. «Новый Регион» на себе испытал, можно ли победить Почту России, которая приняла посылку у отправителя, но не захотела ее отдавать адресату.
«То, что мертво, умереть не может» – девиз дома Грейджоев как нельзя лучше подходит Почте России, организации, которая уже давно прекратила бы свое существование, логично уступив место конкурентам, если бы не разветвленная сеть, созданная при Советах, а потому доступная всем. Доступная, конечно, условно. Если бы не поддержка со стороны государства и востребованность Почты России такими же косными, как она сама, ведомствами, которые все еще не могут привыкнуть к тому, что существует Интернет, то ПР давно бы канула в лету – а пока же ее эволюция плотно застряла на отдельно взятой еще во времена СССР ступеньке.
Мы невольно продолжаем задерживать ее ход, пользуясь по привычке услугами почты для пересылки. Притом что любой сервис доставки, например, посылок как минимум в крупных городах хоть и стоит чуть дороже, зато привозит отправленное в 3-4 раза быстрее, не говоря уже об отсутствии необходимости тащиться в отделение ПР, утомительно ждать в очереди, чтобы только узнать, что посылка еще не пришла. Для сравнения: бандероль I класса с объявленной ценностью весом 300 гр из Санкт-Петербурга в Екатеринбург шла 14 дней Почтой России (контрольный срок при этом составляет 3 дня, но в отделении мне на робкое «сроки были нарушены» рассмеялись в лицо), какая-нибудь «Маленькая Лошадь Экспресс» – к слову, не самая дешевая доставка – доставила бы отправление за 2 дня. При этом если первые взяли за пересылку 211 рублей 22 копейки, то вторые возьмут 618 рублей.
Да, сейчас почта России ввела крайне удобный сервис отслеживания пути посылки по трек-номеру, когда вы можете увидеть, где сейчас находится ваша бандероль – только-только сдана в отделение ПР, проходит сортировку или уже едет к вам. Однако сервис серьезно сбоит, поскольку всю информацию вводят вручную все те же работники почты, а, значит, никто не застрахован от того, что им просто не хватит времени или не захочется вводить данные в базу. Что же делать, если посылка должна была уже прийти, но ее все нет? «Новый Регион» составил схему действий:
1. Нужно – по возможности, конечно – получить квитанцию от отправителя (если вы получатель), достаточно будет и скана или четкой фотографии, где будет видно отделение отправки, трек-номер, а также остальные реквизиты. Бумажка может потребоваться в дальнейшем. Еще раз сверить цифры почтового идентификатора и убедиться, что посылка, например, отправлена из пункта А, но слишком долго идет к пункту В.
2. Связаться с оператором горячей линии Почты России 8-800-2005-888, чтобы узнать, сколько составляет контрольный (максимальный) срок доставки отправления в ваш город. Можно это сделать и самостоятельно на сайте ПР, правда, это распространяется только на города федерального значения и центры субъектов РФ.
3. Если сроки не нарушены, то остается лишь ждать. Если же и по нормативу бандероль или посылка уже должны быть у вас, а ни извещения в почтовом ящике, ни уведомления на сайте нет, ничего не попишешь – придется пойти в отделение с указанным индексом, чтобы узнать, не пришла ли посылка уже де факто. Бывает, что она лежит на почте несколько дней, пока у работников доходят руки вбить ее номер в систему отслеживания.
4. Если в отделении Почты России вам сказали, что посылка еще не пришла, а вы очень переживаете и не можете больше ждать сложа руки, нужно написать заявление на розыск почтового отправления. Скорее всего, работники почты будут просто отказываться его принять. Например, в нашем случае работники отделения 620086 Екатеринбурга заявили, что «заявление все равно проваляется у нас месяц-другой», поэтому писать его бессмысленно. Тем не менее, необходимо настоять – согласно «Правилам оказания услуг почтовой связи», работники обязаны принять такое заявление.
5. Если они все же отказали, необходимо написать претензию на работников конкретного почтового отделения. Впрочем, ссылка на главный документ, регламентирующий работу всей ПР, обычно помогает – и заявление принимают. Конечно, это не гарантирует, что потерянную посылку найдут, однако шансы есть. Корреспонденту «Нового Региона» удалось после заявления найти бандероль – спустя одну неделю, вопреки угрозам работников почты затянуть процесс. Правда, приехала бандероль в другое отделение – не то, которое соответствует индексу, указанному на самом отправлении. Тем не менее, финансовый ущерб нанесен все-таки не был.
6. Если все проделанное не помогло и посылки нет и нет, при этом она была ценной, то придется ждать полгода. Увы, таковы правила Почты России, которые вы принимаете, пользуясь ее услугами. Претензии в связи с недоставкой почтового отправления предъявляются в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем отправки. Т.е. если вы отправили посылку 1 января, а адресат ее не получил, то претензию подать можно лишь 2 июля. Ущерб будет возмещен в двойном размере платы за пересылку, если это была обыкновенная посылка, и в однократном размере платы за пересылку + объявленной стоимости. Впрочем, последнюю нередко устанавливают «от фонаря». Даже если вложение стоит, например, 3 тысячи рублей, чаще всего отправитель, чтобы сэкономить, пишет на посылке: «100 рублей».
Юристы отмечают, что судебных перспектив тяжб с Почтой России о пропаже неоцененных потерянных по вине ПР посылок нет. Например, вам из интернет-магазина отправили посылку с телефоном стоимостью 20 тысяч рублей, но не указали ее реальную стоимость в оценке. При этом у вас на руках имеются документы, свидетельствующие о реальной стоимости потерянного – в данном случае, квитанции о покупке телефона, выписки из банка, и т.п. Посылка пропала, и вы хотите идти в суд с иском к Почте России, которая причинила вам имущественный вред (гл. 59 ст. 1064 ГК РФ). «Перспектив нет, потому что я могу открыть контору «Рога и копыта» по продаже бриллиантов, буду слать «заказчикам» – своим же друзьям, например, фантики, посылки будут, естественно, без объявленной ценности, а когда одна из посылок пропадет, мы заявим, что в ней было полкило бриллиантов, и будем требовать, чтобы нам вернули деньги от Почты России, – разъяснил «Новому Региону» юрист Антон Коновалов. – Даже с точки зрения банальной логики это просто смешно. Поэтому надо либо прекращать пользоваться Почтой России, либо указывать реальную стоимость вложения».
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 17.10.14
Артемовский машзавод подвергся обыскам из-за уголовного дела о мошенничестве. / В Тугулыме пьяный водитель сбил двух школьниц и скрылся, одна из пострадавших скончалась. / «Не нужна радиоточка – не пользуйтесь». «Ростелеком-Урал» не заинтересовался столичным проектом «Wi-Fi по радио». Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».