России грозят не санкции, а «проблема «Тришкиного кафтана» Институт экономики РАН смотрит в будущее мрачно
Россию ждет экономическая рецессия. К такому выводу склоняются ученые, которые сейчас анализируют влияние секторальных санкций на экономику страны. При этом они подчеркивают, санкции повлияли на экономику минимально, куда сильней внутренние системные проблемы. «Например, у нас швах в электроэнергетике, потому что отрасль десять лет вообще не развивалась», – аргументируют представители РАН. И сравнивают экономическую модель России с «Тришкиным кафтаном» – в одном месте починили, а остальное развалилось.
И снова о санкциях
Уже через два года Россия может скатиться в экономическую рецессию. Такой прогноз в Екатеринбурге в ходе конференции «Точки роста экономики Большого Урала» сделали сегодня представители института экономики РАН. Но сначала – для понимания масштаба внутренних проблем – завотделом экономической теории института Сергей Афонцев разделил санкции ЕС и США на три категории.
Первая группа – целевые – эти санкции касались конкретных политиков РФ. Афонцев называет их условно «умными», так как они били по конкретным персоналиям и компаниям. Вторая группа – секторальные, которые были введены в период с июля по сентябрь. «Они уже ни разу не умные, и были напрямую ориентированы на нанесение ущерба экономике России, – говорит Афонцев. – На третьем этапе – после 11 сентября – произошла эскалация секторальных санкций. С точки зрения США, эти санкции будут продолжаться достаточно долго – пять лет вполне реально. Это примерно та стратегия, которая была применена к Ирану. У США и России уровень экономического взаимодействия низкий. Соответственно от разрыва отношений страдает некритичная масса американских компаний, и политическое руководство США вполне может игнорировать их интересы».
А вот в ЕС существует раскол по поводу пользы антироссийских санкций, отменить они их не могут – там все решается коллегиально. Точкой поворота считается март 2015 года – санкции вводились на год, после чего их будут пролонгировать либо отменять. «Надеюсь, что их отменят, но это будет в следующем году и надо еще дожить», – неоптимистично говорит ученый.
Новые тренды
В итоге сейчас в экономике России обозначились три принципиально новые тенденции, которых до этого не наблюдалось. Первая – это резкое сокращение (еще до санкций) инвестиций в основной капитал. И эти инвестиции не реанимировались. Наоборот, спад усилился по сравнению со вторым кварталом. И в этом году инвестиции падают все время, и санкции только усугубляют эти проблемы.
Второй тренд – резкий спад импорта. Причем он достаточно парадоксальный, так как падает на фоне довольно устойчивого экспорта. Причины – это проблемы с торговыми партнерами.
Третья негативная тенденция: существенное ускорение роста потребительских цен, что является существенным фактором падения доходов населения. «Это нехарактерно для российской экономики последних лет», – говорит Афонцев.
Беда не в санкциях
При этом научное сообщество считает, что большинство новых проблем в экономике связано не с влиянием санкций. «Есть расчеты Центробанка, которые предполагают сохранение и отмену санкций. По этим расчетам, влияние санкций составляет порядка 0,2-0,3 % на рост ВВП. Это то, что санкции реально отъедают. Да, санкции добавили проблем и траблов. Но это не самое страшное в российской экономике», – пояснил ученый. Впрочем, если фактор санкций будет нарастать, то согласно прогнозу Всемирного банка, снижение темпов роста ВВП к 2015 году вырастет почти на 1%. «Это будет чистый спад экономики России», – резюмировал Сергей Афонцев. Если же санкции будут усиливаться на фоне падения цен на нефть, то это будет еще более жесткая проблема для России.
Надо сказать, что большинство российских компаний ничего хорошего для себя сейчас не ждут. Даже в тех сферах, на которые санкции не распространяются, зарубежные компании перестраховываются и стараются не иметь дела с российскими коллегами. Интересно, что такая политика касается и китайских компаний – т.е. страны – союзника России. «Они боятся, что дружба с русскими будет негативно воспринята американцами», – поясняют в институте экономики РАН.
Все это привело к ограничению доступа к финансам, импортным технологиям и усугубилось ответными санкциями России. При этом опрос института им. Гайдара показывает, что перейти на российское оборудование готовы только 33% предприятий, другие 30% производителей ждут роста цен на приобретаемую продукцию.
Кто попадет под раздачу?
Отвечая на вопрос, как экономическая ситуация повлияет на рынок труда, в институте экономики РАН предупреждают – негативно. Причем влияние на реальный сектор и сферу услуг будет разным. «У нас и в кризис занятость населения снижалась меньше, чем выпуск продукции, в итоге производительность труда обвалилась. Я не сомневаюсь, что сейчас будет жесткая политическая установка, что роста безработицы допустить нельзя. Поэтому, несмотря на экономический спад никого увольнять на производстве не будут. А вот что касается вольных профессий (сферы PR, например), то востребованность таких специалистов резко падает. Многие сферы услуг уже столкнулись с этим и в следующем году они могут многих специалистов потерять», – предупреждает Сергей Афонцев.
Другой момент – занятость в бюджетной сфере и госкомпаниях. Не исключено, что начнется миграция из бизнеса. «У нас все это время росла зарплата в экономике. Например, с 2012 года бюджетников накачивали деньгами. С другой стороны, был реальный бизнес, где зарплату определяли профессионализм и сильная конкуренция. Однако сейчас многие предприятия могут столкнуться с тем, что у них начнут переманивать специалистов. Есть риск, что бизнес лишится работников, которые убегут в госсектор, будут там менее эффективно трудиться, зато за гарантированную зарплату», – поясняет Афонцев. И добавляет – так повелось, что в России госпомощь чаще получают менее эффективные, но более близкие к властям компании.
Выстрелы в себя
В общем, ученые института экономики РАН делают вывод: основная проблема кроется не в санкциях, а структуре экономики России. «Санкции только добавляют проблем. Но на фоне существующих – этот добавок не критичен. У нас ведь любят легко решать сложные вопросы. Например, у нас швах в электроэнергетике, потому что отрасль десять лет вообще не развивалась. У нас какой подход все время: что сделать? Заморозить тарифы или разморозить? Получается «Тришкин кафтан» – где-то починили, а остальное развалилось», – говорили на сегодняшней конференции в Екатеринбурге. Что касается ответных мер России в адрес ЕС и США, то их образно охарактеризовали так: «Мы тоже умеем стрелять. Не хотим, но можем. В итоге по нам самим больно ударила эта стрельба».
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».