До выборов в заксобрание и Госдуму еще почти год, но уже сейчас имеет смысл приглядеться к партиям, чьи отделения функционируют в Свердловской области. Даже беглый анализ подтверждает мнение экспертов: борьба будет напряженной, так как на сегодняшний день во многих партиях в той ли иной степени наблюдаются кризисные явления, от кадрового дефицита до внутренних конфликтов. Подробнее – в обзоре NDNews.ru.
Свердловская «Единая Россия» демонстрирует явное сокращение «скамейки запасных». В ее активной «обойме» годами присутствуют одни и те же лица, в том числе те, которые уже однажды были признаны виновными в низких результатах партии на выборах областного уровня. Многие помнят, что в 2010 году, провалив предыдущие выборы, глава СРО Виктор Шептий ушел с поста секретаря, взяв всю вину на себя. Затем Шептий к руководству отделением вернулся вновь. Поэтому, хотя ему и не первый месяц предсказывают отставку, кто может стать ему реальной заменой – не очевидно. Тем более, что в руководстве отделения находится немало его друзей – например, контрольно-ревизионной комиссией руководит его бывший помощник Константин Юферев.
Тем не менее, в преддверии выборов СРО ЕР рискует погрязнуть во взаимных претензиях и дележке избирательных округов. Уже сейчас говорят о возможном столкновении интересов Виктора Шептия и ряда его однопартийцев. По слухам, и его старый покровитель Игорь Баринов, и губернатор Евгений Куйвашев склоняются к тому, чтобы поддержать на выборах не Шептия, а депутата заксо Максима Иванова. Не до конца ясна ситуация с действующим депутатом Госдумы Александром Петровым. По затратам на собственный пиар за последние месяцы он во много раз превзошел своих потенциальных соперников, но никаких гарантий по поддержке от губернатора он, как и Шептий, не получил. При этом никакого стремления включиться в партийную работу регионального уровня он не проявляет. Не скрывают своих госдумовских амбиций бизнесмены Лев Ковпак и Валерий Савельев. До сих пор им не везло: так, обоих обошли при передаче мандата Игоря Баринова. Впрочем, не исключено, что им будет отведена роль партийных кошельков – при условии, что они согласятся ее принять.
Говорить же о какой-то политической программе свердловских «единороссов» пока сложно: партия власти в наибольшей степени зависима от поддержки областной исполнительной власти, которая сама уже третий год находится в перманентном кризисе. Сильных же стратегов в областном отделении ЕР нет уже много лет. В этих условиях, считают некоторые наблюдатели, нельзя исключать, что «Единая Россия» будет вынуждена прибегнуть к помощи таких титанов, как Аркадий Чернецкий.
Свердловское отделение КПРФ лихорадит уже несколько лет, что вряд ли добавит им очков у избирателей. Публичные выяснения отношений между однопартийцами и недоумение по поводу постоянного несовпадения их взглядов по одним и тем же вопросам попадают в медийное поле значительно чаще, чем какие-то программные заявления. Молодой секретарь Александр Ивачев в большей степени ориентирован на студенческую аудиторию, и в то же время явно не обладает достаточным авторитетом у таких опытных товарищей, как Андрей Альшевских. Среди самых больших его плюсов – личное покровительство Геннадия Зюганова, но без грамотных технологий и серьезных финансовых вливаний ожидать серьезных успехов сложно. Лидер фракции КПРФ в Заксобрании Нафик Фамиев, вероятно, будет при поддержке екатеринбургских властей бороться за Орджоникидзевский избирательный округ, однако неизвестно, как к этому отнесется центральное руководство партии. Сложно говорить, как поведет себя бизнесмен Владимир Коньков, который, по неофициальным данным, на прошлых выборах приобрел себе место в списке КПРФ только потому, что его не взяли в ЕР.
Неплохие стартовые позиции, по мнению экспертов, имеет свердловская «Справедливая Россия» во главе с опытным политиком Александром Бурковым. В отличие от других партий, эсеры уже сейчас обозначили и активно отрабатывают основную тему своей кампании – незаконность сбора средств на капремонты. Впрочем, некоторые эксперты предостерегают: если обыграть эту тему неаккуратно, то результат может быть обратным – рост антирейтинга. В Свердловской области продвигать ее тем более непросто, потому что областной фонд, ответственный за сбор платежей за капремонты, возглавляет как раз справедливоросс – Александр Караваев.
Может быть, поэтому лидер фракции эсеров в заксо Дмитрий Ионин сконцентрировался не на теме сбора государством денег с граждан, а борьбе с «трущобами» в своем родном Серовском округе. Неизвестно пока другое: какую позицию займут Бурков и его товарищи в противостоянии «город – область». Если во время выборов в Екатеринбурге 2013 года он счел за благо заключить определенные договоренности с губернатором, то теперь обстоятельства изменились. Одного депутата-эсера в ЕГД, Виктора Ананьева, уже вынудили сложить полномочия, Караваев, не исключено, что тоже может потерять теплое место, и едва ли губернатор за него заступится.
Значительно снизилась в последнее время публичная активность ЛДПР. Новый координатор ЛДПР, помощник депутата Госдумы Владимира Таскаева Алексей Нежданов, по сути, является фигурой непубличной и несамостоятельной. Сам же Владимир Павлович в последние годы в Свердловской области практически не появлялся, а в информповестку попадал исключительно по скандальным поводам: то по подозрению в браконьерстве, то в силу того, что его сын каким-то образом попал в новый состав областной Общественной палаты, не имея никаких заслуг перед обществом, кроме папы-депутата.
Другие уральские либерал-демократы широкой общественности известны еще меньше, зато преуспели в бизнесе. Например, Денис Носков до и после своего избрания был и остается преуспевающим бизнесменом. Он владеет 100% уставного капитала компании ООО «Уралцветметстрой» – предприятие занимается капиталовложением в собственность и производством общестроительных работ. Руководитель юридического отдела партии Владимир Корольков параллельно работает директором УК «Жуковская», совладельцем которой выступает сын депутата Госдумы от ЛДПР Илья Таскаев.
Самый примечательный деятель от ЛДПР – это член контрольно-ревизионной комиссии партии Арсен Шарафутдинов. Он совладелец крупной московской компании – ООО «Руспром» – компания выступает подрядчиком министерства обороны – за последний год получила заказ на сумму 179 миллионов рублей. Интересы промышленника распространяются и на Свердловскую область – здесь он возглавлял ликвидационную комиссию, обанкротившую «Волчанский уголь». Любопытное совпадение – именно здесь интересы Шарафутдинова пересеклись с интересами крупного бизнесмена, соседа по даче Эдуарда Росселя – Александра Кузнецова. Подконтрольное ему ЗАО «ТЭКУР» было совладельцем «Волчанского угля».
Свердловское «Яблоко» сейчас практически никакой активной деятельности не ведет. Его лидер, бывший коммунист и бывший глава Первоуральска Юрий Переверзев, уже давно не делал никаких политических заявлений. О «Яблоке» вспомнили только тогда, когда недавно из мест не столь отдаленных вернулся бывший лидер отделения Максим Петлин. Однако экс-депутат заявил, что возвращаться в политику в ближайшее время не собирается. Активистов в партии, судя по всему немного – например, на анонсированную «встречу» Петлина после выхода из СИЗО пришли два человека.
Свердловское отделение «Патриотов России», которое возглавляет Сергей Ярутин, действует достаточно обособленно от центрального руководства партии. Кроме бизнесмена Сергея Ярутина, пытающегося сделать себе имя на критике губернатора Куйвашева, у партии уже есть действующие депутаты – например, в Первоуральской городской думе – Сергей Суслов, активный член ОНФ, действует в русле городской администрации, даже если это касается конфликтов с промышленными гигантами вроде ПНТЗ. Сам Суслов работает генеральным директором Первоуральского авторемонтного завода. Кроме того, владеет еще как минимум пятью первоуральскими предприятиями – в сфере его интересов оптовая торговля металлами, операции с недвижимостью и управление жилым фондом. По мнению наших источников, свердловские «патриоты» используют бренд партии, в том числе и ее электоральный ресурс, для продвижения собственных коммерческих интересов.
Шансы «Гражданской платформы» в Свердловской области, скорее всего, уже никогда не будут велики. Ее колоссальный успех на выборах в ЕГД в 2013 году полностью нивелирован скандалом с депутатом Олегом Киневым, обвиняемым в убийстве пенсионерки, причем тень этого преступления легла и на мэра Евгения Ройзмана. Он, кстати, покинул «ГП» весной этого года, когда в партии случился раскол. На тот момент в свердловском отделении насчитывалось около десятка членов. Сейчас в ГП остаются, по крайней мере, 2 депутата гордумы Дмитрий Головин и Константин Киселев.
Партия «РПР-Парнас», которую в регионе возглавляет экс-кандидат в гордуму Екатеринбурга Михаил Борисов, в последнее время также не ведет активной работы. Один из отцов-основателей этой партии, бывший депутат ЕГД Леонид Волков, давно не интересуется малой родиной, а после провала «Парнаса» на выборах в Костроме будущее этой партии вообще представляется весьма скромным.
Интересно, к кому в грядущем выборном году прислонится Общероссийский народный фронт. Он сохраняет себя как общественное движение, категорически отказывается обнародовать источники своего финансирования, но зато ведет весьма энергичную деятельность. В том числе, и в Свердловской области.
Лидеры регионального отделения – Евгений Артюх, Лариса Фечина, Николай Косарев – на протяжении всего этого года активно формировали информповестку с использованием всех злободневных тем: переселение граждан из ветхого жилья, проблемы со здравоохранением в глубинке, неэффективные траты средств областными властями. Лидеры движения стали узнаваемыми, и это дает им преимущества перед теми же единороссами, которые серьезно уступают им в публичной активности. Пока сложно определить, какую партию используют «фронтовики» в качестве «лифта», чтобы попасть в Госдуму. Эксперты допускают, что пока наиболее вероятным вариантом выглядит та же «СР».
Подробно рассказать обо всех 65 партиях, которые, по данным свердловского управления Минюста РФ, действуют сейчас на территории региона, в одном материале невозможно. Тем более, что активность сейчас проявляют только те партии, которые уже имеют «федеральную лицензию» – право выдвигать кандидатов в депутаты без сбора подписей. Напомним, что всего их 14: ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР (парламентские партии), «Яблоко», «Гражданская Платформа», «Гражданская Сила» «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «Правое дело», РПР-Парнас, «Родина» и «Российская партия пенсионеров за справедливость».
Оставшиеся партии, среди которых большая часть – т.н. «спойлеры», сейчас никакой заметной деятельности не ведут, и на контакт с журналистами идут неохотно. Например, в местном отделении партии «Против всех» вопрос NDnews о грядущей кампании сначала поставил собеседников в тупик, а потом возможные участники политического процесса заявили, что раскрывать свои планы считают преждевременным. Любопытно, что в качестве юридических адресов отделений большинства «экзотических» партий фигурируют обычные квартиры – у их представителей нет даже офисов.
Екатеринбург, Елена Владимирова, Максим Бородин
Екатеринбург. Другие новости 22.09.15
За ночь в Екатеринбурге сгорело до десятка машин. / Сегодня День отказа от автомобилей – сотрудники мэрии явились на работу на велосипедах (ФОТО). / Дума Екатеринбурга выходит с летних каникул. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»