Большинство современных крупных российских городов развиваются по одной и той же схеме – мощный, порой перегруженный центр и все прирастающие районы, функционал у которых прост и суров – тут люди спят и, в лучшем случае, учатся и лечатся. А развлекаться и работать отправляются в центр. Какой путь развития выбрать Екатеринбургу, как не задушить города-спутники, и как спасти от деградации Вторчермет и ЖБИ, обсудил с экспертами корреспондент NDNews.ru.
На прошлой неделе в Екатеринбурге на публике был представлен новый Генплан развития города на ближайшие десять лет. На состоявшихся общественных слушаниях обсуждался, в основном, функционал будущих новых территорий города и застраивание «медвежьих углов». Впрочем, обошлось без откровений – разработчики новой редакции документа планируют застраивать город вширь, в основном, за счет новых жилых микрорайонов, так что границы Екатеринбурга еще ближе подступят к городам-спутникам. Пресловутый проект «Большой Екатеринбург», который так много обсуждают, так или иначе воплотится в жизни и без дополнительных драйверов – по крайней мере, если брать во внимание географический фактор. Уже сейчас, например, Уралмаш плавно перетекает в Верхнюю Пышму, а Эльмаш и Пионерка – в Березовский.
Такое положение дел не самым благоприятным образом сказывается и на развитии спутников, и на развитии центра мегаполиса. Так, Екатеринбург еще более перегружается за счет все новых людей, едущих сюда каждое утро на работу и каждые выходные – в торговые центры, театры и на выставки. С другой стороны, Екатеринбург в плюсе – здесь платятся налоги, здесь же тратятся деньги. В минусе – спутники, куда фактически люди приезжают поужинать и поспать, чтобы утром снова вернуться в центр мегаполиса. С этой точки зрения направлять развитие города к классической схеме с центром и окраинами крайне непредусмотрительно. В конечном счете, это приведет к тому, что Екатеринбург уподобится Москве, и все свое время люди начнут проводить на работе и в пробках, не оставляя себе возможности отдыхать и развлекаться.
Выход, кажется, лежит на поверхности – делать города полицентричными, развивать инфраструктуру не только в центре, но и на местах. И речь идет не только об инфраструктуре первой необходимости, куда входят школы, детские сады, больницы и продуктовые магазины. Многие урбанисты и градостроители предлагают создавать равные по насыщенности жизни мини-города внутри мегаполисов – с кинотеатрами, музеями, спортивными сооружениями.
Такую схему развития поддерживают и в администрации Екатеринбурга. «Мы закладываем полицентричную систему развития города с организацией рабочих мест в этих районах – в добрых традициях советского строительства. Так строились Уралмаш и Химмаш, ну а концентрация деловой активности – это, конечно, Екатеринбург-Сити, – говорит замначальника Главархитектуры Екатеринбурга Сергей Косенко. – Кроме того, у нас планируется развитие уже застроенных территорий за счет сноса бараков. И застройщики будут отселять целые кварталы, строя по системе замкнутого цикла, обеспечивая территории детскими садами, школами, поликлиниками, и так далее».
Что касается сверх-инфраструктуры, то есть развлекательных, культурных и спортивных объектов в пока еще спальных районах, то здесь все будет регулироваться рынком. «Рынок сам определяет, что нужно, а что нет, – объясняет собеседник агентства. – Скажем, в «Академическом» строится торговый центр, потому что там появился нужный поток клиентов, и «Ренова» созрела на продажу земельного участка под ТРЦ. В «Академическом» же ведутся переговоры по строительству центра дзюдо – уже под эгидой федеральных властей».
Впрочем, в широком смысле на «Академический» равняться нельзя – все же это территория приоритетного развития, запитанная, в том числе, на региональный и федеральный ресурсы, и в других районах на такое стремительное формирование «города в городе» рассчитывать не стоит. «У Вторчермета, конечно, не такая хорошая динамика, но территория все равно развивается. В активной фазе стройки там находятся сразу несколько кварталов, недавно там появился ФОК в районе парка, так что район развивается потихоньку», – рассказывает представитель мэрии.
Керамика – депрессивный район Екатеринбурга
За полицентричную систему выступают и другие эксперты. Об этом говорит, например, директор Института менеджмента и информационных технологий УрГЭУ Александр Коковихин, апеллируя к «Большому Екатеринбургу» – не как к инструменту политического пиара, а как к проекту развития территории. «Это серьезный проект, который нам дает шанс на будущее. Наши соседи – Тюмень, Челябинск, Пермь – находятся в хороших конкурентных позициях, и нам, чтобы привлекать инвестиции и кадры, надо быть в хорошем тонусе. Последние исследования на эту тему говорят о том, что конкурировать в Евразии – не считая Китая, конечно – могут только агломерации с численностью населения не менее 2-2,5 млн человек. И одобрение Генплана Екатеринбурга на общественных слушаниях – это шаг в верном направлении. Маленьким городам это тоже даст шанс на развитие. Возьмите Березовский, Арамиль, Верхнюю Пышму – от 30 до 50% населения этих городов уже и так работают в Екатеринбурге, а если у нас появляется единый план развития, то это означает, что новые рабочие места будут в рамках этого плана создаваться не только в центре Екатеринбурга, но и в этих муниципальных образованиях. Это, в свою очередь, ослабит маятниковую миграцию, снижая нагрузку на сети и транспорт», – говорит Александр Коковихин.
Однако, в подобных планах есть и минусы, ну, или как минимум, опасения. Как считает заместитель генерального директора института территориального планирования «Урбаника» Александр Холоднов, такие вопросы актуальны не столько для обычных миллионников, сколько для действительно крупных мегаполисов, например, Парижа или Москвы. «Здесь есть очень тонкая грань – устроив много центров, мы рискуем их сделать пустыми. Это и должен быть один из вопросов, которые стоят перед разработчиками концепции развития Екатеринбурга – нужен ли городу второй центр наряду с тем, что есть? Ведь ситуация, когда у нас вместо одного города есть несколько обособленных микрорайонов, которые особо не связаны друг с другом, – как, например, ваш Уралмаш, – это не так уж хорошо. Вроде город один, город большой, но люди в нем ощущают себя жителями промышленного райцентра с населением тысяч на 200 вроде Серова. Хорошая практика – это не обособление этих отдельных территорий, а попытка их интеграции», – говорит собеседник NDNews.ru.
Впрочем, и он подчеркивает, что рассматривать вопрос создания второго центра города, где могут быть собраны разнообразные его функции, нужно сразу с нескольких позиций. «И это не только транспортная загруженность, но и, например, цена на недвижимость. Понятно, что инновационные и малые предприятия требуют своей территории, а если люди себе не могут позволить аренду помещения в центре города, то, возможно, нужны альтернативные точки активности», – говорит Александр Холоднов.
Добавим, что прошедшие неделю назад публичные слушания по поводу нового Генплана развития Екатеринбурга показали, что горожанам действительно не все равно, как дальше будет застраиваться город. И речь даже не об уплотнительной застройке или сокращении зеленых зон. Горожане не хотят, чтобы все, кроме центра, превращалось в скучные спальные районы. Об этом заявляли выступавшие представители общественности: «Можно подумать, что жители города только стоят в пробках, покупают вещи, едят и спят». По мнению горожан, уже на этапе Генплана город должен предусматривать инфраструктурные точки развития, связанные, в том числе, с организацией досуга.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 06.11.15
Дефицит бюджета Свердловской области составит 16 млрд рублей, помощь федералов сократится. Областные власти ищут в этом плюсы. / Похоронный конфликт вокруг доступа к моргу в Екатеринбурге продолжился уголовным делом. / В Екатеринбурге ночью полностью выгорел деревообрабатывающий цех (ФОТО, добавлено ВИДЕО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»