AMP18+

Екатеринбург

/

Интернет-спам против телезомби, советские стереотипы и вырождение региональных лидеров – что мы увидим на выборах-2016

На парламентских выборах 2016 года партиям придется одновременно бороться за симпатии двух совершенно разных поколений: пенсионеров старше 60 лет, заставших могущество и крах советской власти, и молодежи в возрасте 25-35 лет, чье детство пришлось на лихие 90-е. Именно эти две электоральные группы сейчас являются самыми крупными в Свердловской области, и от их предпочтений в большей степени зависит, кому в итоге достанутся депутатские кресла в Госдуме РФ и Свердловском заксобрании. О том, кому и чему сегодня больше верят избиратели, – в материале NDNews.ru.

Два поколения – две страны

От выборов до выборов состав электоральных групп постепенно меняется. По данным облизбиркома на 1 июля 2015 года, пожилые люди старше 60 лет составляют самую большую группу избирателей – порядка 830 тысяч человек. Для такого возраста характерен сильный гендерный перекос, то есть женщин в два раза больше, чем мужчин. При этом пожилые люди являются и самыми активными избирателями. К примеру, на парламентских выборах 2011 года явка старшего поколения на избирательные участки составила более 60% по области. Для устоявшихся парламентских партий такой электорат – просто подарок. Именно на «бабушках» политтехнологи обычно и оттачивают свои приемы.

Совсем другое дело – молодые избиратели. Свердловчане в возрасте от 28 до 35 лет, поколение советского бэби-бума 80-х, являются второй по численности электоральной группой – 583 тысячи человек. И среди них есть немало тех, кто выходил на протестные митинги в декабре 2011 года. Еще 490 тысяч человек – это избиратели от 18 до 27 лет, или впервые голосующие, как их определяют эксперты. По большому счету, молодежь к выборам относится равнодушно, явка молодых избирателей на участки, как правило, одна из самых низких. Как считают специалисты, эта тенденция сщхранится и в 2016 году, так как молодой электорат в Свердловской области «не прибран» ни одной из действующих партий.

Различие между двумя основными группами избирателей колоссальное, прежде всего – в мировосприятии. Доцент кафедры политических наук УрФУ Надежда Сивкова характеризует настроение двух поколений следующим образом: «Молодежь до 30 лет и люди старше 45 лет – это две разные страны, это Россия и Советский союз. В условиях кризиса, экономических трудностей, всегда возникает тенденция к возвращению стереотипов. Это и происходит сейчас – общество вспоминает стереотипы советского прошлого. Почему так происходит? Наверное, потому что в том времени была надежность и стабильность. И людям старше 45 лет намного легче принять эти стереотипы, так как у них есть жизненный опыт, они помнят, как преодолевали трудности. Молодежи до 30 лет тянуться не к чему, им незнакомы советский образ жизни и советская система ценностей. И поэтому молодежи будет труднее сориентироваться, сделать выбор».

Партии, люди

Примечательно, что пока ни одна из известных партий не готова делать ставку на молодых избирателей. «Единая Россия» стремится быть универсальной и закладывает свою идеологическую программу и пиар-компанию на все возможные социальные группы: молодые и пожилые люди, интеллигенция и рабочие, сельское и городское население.

КПРФ почти всегда ориентируется на старший пенсионный возраст. Их избиратели застали преимущества советского времени, помнят социальные гарантии и готовы отдать свои голоса за коммунистов.

ЛДПР – это партия мужчин, чаще всего без высшего образования, традиционно советско-российской ориентации, неудовлетворенных жизнью. Несколько лет назад либерал-демократы набирали хорошие позиции в северных регионах страны. Эксперты прогнозируют, что и в современных условиях у ЛДПР есть неплохие шансы.

«Справедливая Россия» чаще обращается к пожилым людям и строит пиар-кампанию, исходя из запросов этой возрастной группы. Но эксперты пока затрудняются определить будущее эсеров.

«У СР и других партий либерального толка, на мой взгляд, мало перспектив, – считает Надежда Сивкова. – Либеральные идеи не прижились в России, так как либерализм воспринимается как хищническо-рыночная вседозволенность. Это не свобода, сопряженная с личной ответственностью, как принято в Европе. Россия – достаточно консервативная страна, и ориентация власти на традиционные ценности вполне соответствует духу страны». То есть для СР остро стоит вопрос и определения «предложения», которое можно сделать избирателю».

Все другие объединения – «Гражданская платформа», «Яблоко», Партия пенсионеров и партии-новички – пока имеют малый процент поддержки. «Им необходимо работать с избирателями, презентовать себя в СМИ. Пока только парламентская четверка может набрать очки у электората», – считает собеседница NDNews.ru.

Лидеры и паровозы

Чем же будут завлекать партии столь разнообразные электоральные группы на выборах? Как говорят эксперты, старые приемы не исчезнут. «Электоральное поведение управляемо. По большому счету, мало кто из избирателей читает программы партий. Тот, кто владеет информационным ресурсом, – тот и выигрывает выборы. Это закон», – пояснила Надежда Сивкова. То же – с «паровозами». Партии по-прежнему будут толкать в партийные списки фамилии всем известных авторитетных и уважаемых людей.

Однако старые партии могут столкнуться с таким фактором, как психологическая усталость избирателей. В обществе, и особенно у молодежи, есть запрос на новых партийных лидеров. Но конкретно в Свердловской области их сейчас просто нет. «Пару лет назад мы делали опрос людей, попросив их назвать политических лидеров. И выяснилось, что для жителей области лидеры есть только на федеральном уровне. Ни в регионе, ни в Екатеринбурге таких политических деятелей не оказалось. Хотя еще несколько лет назад люди называли фамилии Чернецкого, Росселя», – привела пример эксперт.

Что будут обещать в 2016 году

Предвыборная кампания будет проходить в непростое для страны время – это связано как с перипетиями внешней политики, так и с преодолением экономического кризиса. Поэтому повестка избирательной кампании, скорее всего, будет связана с двумя темами – стабильность и патриотизм.

Стабильность люди привыкли понимать как достойную жизнь – стабильная работа, зарплата, возможность отдохнуть. То есть в первую очередь в предвыборной риторике должен прозвучать ответ на вопрос: «Куда мы идем?» в среднесрочной хотя бы перспективе и «подгонка» под этот ответ каких-либо социальных решений на уровне государства.

С другой стороны, сейчас в стране экономический кризис, и уже много людей почувствовали на себе материальные трудности. «Для этого как раз и создается на уровне теории некий враг, в противостоянии которому общество может консолидироваться и таким образом пережить неблагоприятный период в экономике. Тема патриотизма в этом плане работает очень хорошо. Вопрос только в том, насколько ее хватит. Это приемлемо для пожилых людей, которые испытывали нечто подобное в своей жизни», – считает Надежда Сивкова.

Другое дело молодежь, которая выросла в эпоху экономического изобилия и тему отказа от благ во имя светлого будущего воспринимает без энтузиазма. Поэтому молодая аудитория может оказаться сложнее для участников выборов-2016. Но заигрывать с ней на ее поле – в интернете – партии уже начали, причем самого разного толка.

Интернет как агиткампания и «колыбель» протестного движения

До недавнего времени социологи трактовали интернет только как источник разного рода манипуляций, акцентирующих внимание на протестных настроениях. «Это самый легкий путь, связанный с формированием ориентации избирателей на ту или иную партию или кандидата – с призывом «Мы против действующей власти». Что, конечно, не очень хорошо. Электоральное движение не должно вырастать из протеста», – считает Надежда Сивкова. По ее мнению, массовые протестные митинги 2011-2012 годов были следствием применения как раз таких интернет-манипуляций: «Пользователь, получивший в соцсети приглашение на митинг, не особо задумывается, откуда пришло сообщение и каковы истинные мотивы отправителя. У него нет критичности восприятия информации. И люди до сих пор не умеют разбираться, какая информация вредна, а какая полезна. Это особая проблема формирования культуры интернета, и она требует отдельного изучения».

Стоит добавить, что в УрФУ каждые 3-4 месяца отслеживаются протестные настроения в интернете. Последние опросы показывают, что молодежь в подавляющей массе использует интернет как средство общения и развлечения, но не как площадку для политических дискуссий. «В соцсетях очень малый процент людей состоят в группах политической направленности. Зато достаточно много пользователей, участвовавших в опросе, были зарегистрированы в группах патриотического направления. На мой взгляд, так происходит потому, что в патриотических группах людям проще ориентироваться – там надо либо кого-то поддержать, либо, что случается чаще всего, выступить против кого-то», – отмечает Надежда Сивкова.

Поэтому, по мнению экспертов, телевидение пока остается средством №1 в предвыборной агитации. Традиционные избирательные технологии будут существовать еще как минимум 10 лет, пока не сменится поколение пенсионеров, и вместе с ним система приоритетов.

Впрочем, совсем игнорировать интернет партии, конечно же, не будут. Сейчас набирает популярность такой вид агитации, как политический спам, – аккаунты партий рассылают в популярные группы в соцсетях или на популярные у молодых людей ресурсы короткие сообщения со ссылкой на сайт партии. Как пользователи воспримут назойливые послания – не важно, главное, охватить как можно больше интернет-аудитории.

К примеру, такой интернет-агитацией начали пользоваться в свердловском КПРФ, передает корреспондент NDNews.ru. Вероятно, что и другие партии в ближайшее время запустят подобную агитацию.

Социологи пока только приступают к изучению этого нового веяния в избирательных технологиях. В ближайший месяц в УрФУ пройдет исследование интернет-аудитории с точки зрения восприятия политической информации. О результатах этого исследования NDNews.ru расскажет в следующем материале.

Екатеринбург, Валентина Ярославцева

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Выборы, Общество, Политика, Россия,