Прослушка телефонных переговоров (ПТП) в общественном сознании превратилась в обыденность и обросла огромным количеством мифов. Одни уверены, что слушают абсолютно всех – и записи годами хранятся в региональных управлениях ФСБ, как готовый для использования компромат. Другие допускают существование относительно безопасных для связи мессенджеров, таких как некогда Skype, позволяющих иметь относительно конфиденциальные каналы для связи. Так или иначе, серьезные вопросы решают исключительно лично. Корреспондент NDnews.ru задался вопросом – насколько безопасна связь при помощи мессенджеров и, кажется, нашел ответ.
«Раньше авторитеты использовали для прогонов (писем – прим.авт.) обычные листки бумаги. Зэки проглатывали их, на пересылках передавали друг другу. Иногда информация оставалась конфиденциальной. Иногда их ловили. Переломным стал 2014-й год. – рассказывает знакомый силовик. – Тогда у всех появились айфоны или смартфоны на Android. После чего в отправке писем пропала надобность. И завертелось. Тогда мы не работали непосредственно с мессенджерами и технологии перехвата не были толком отработаны.По этому поводу было даже собрание в Москве с руководителями региональных ОБОП, ГУ ФСИН и ФСБ – думали, что делать…»
На тот момент, утверждает силовик, несмотря даже на слухи о том, что Skype вскрыли, не было ни одного приговора суда, в котором отражалось бы проведение оперативно-розыскных мероприятий. Тех, где использовались данные, полученные при перехвате сообщений Skype.
Хотя технически такая возможность существует – владелец сервиса открыл коды дешифровки российским правоохранительным органам. Именно благодаря этому, в свое время, был задержан сотрудник фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин, на тот момент находящийся в федеральном розыске. Как говорят источники в правоохранительных органах – аккаунт вице-президента фонда находился на постоянном контроле. И когда наркоборец не сдержался и открыл Skype,чтобы связаться с близкими, его местонахождение стало известно правоохранителям.
На самом деле анализ интернет-трафика (СОРМ-2) вполне доступен силовикам. Операторы связи и провайдеры предоставляют правоохранительным органам практически любую информацию, которую те потребуют. Ранее проблема заключалась в том, что смартфоны ежесекундно скачивают и отправляют огромное количество информации. Однако сейчас, оперативно-технические службы ФСБ научились вычленять из общего массива информацию, относящуюся к мессенджерам.
Одним из самых ненадежных с точки зрения конфиденциальности переписки сейчас считается популярный WhatApp. Сообщения, отправляемые посредством сервиса не шифруются(в отличие от того-же Skype), а значит становятся доступными для спецслужб.
Долгое время самым надежным средством для общения считался сервис Viber.Забавно, но сами сотрудники спецслужб в общении с теми же журналистами на щекотливые темы, а также передачи файлов предпочитали использовать именно этот мессенджер.
Примечательно, что Viber по-прежнему является самым популярным мессенджером у наркоторговцев. И аудиопереговоры, и переписка здесь шифруются – при этом технических возможностей для одновременного контроля нескольких тысяч абонентов не существует даже сейчас. Несмотря на то, что как то предписывает закон, серверы с персональными данными россиян, использующих Viber, расположили на территории РФ, им по-прежнему пользуются преступники.
Если ознакомиться с базой приговоров по уголовным делам, мы увидим, что переписку наркоторговцев силовики получают в свое распоряжение только после изъятия непосредственно самого смартфона, в котором хранится история сообщений.
«Дело в том, что техническая возможность контроля Viber имеется только у ФСБ, которая крайне неохотно делится данными переписки. И рядовой оперуполномоченный из районного ОП или даже ФСКН не станет обращаться в «контору» за этой информацией. Его попросту могут проигнорировать» – рассказывает собеседник агентства.
Самым надежным на данный момент является мессенджер Telegram,созданный Павлом Дуровым. Пока бизнесмен отказывается размещать сервера на территории Российской Федерации.
По крайней мере, американские исследователи мессенджеров пришли именно к такому выводу. Жозеф Бонно из Принстонского центра политики информационных технологий, совместно с Джулией Энгвин с тематического портала eff.org после разоблачений Эдварда Сноудена провели собственное исследование мессенджеров и опция Secret Chats в Telegram заняла высшую оценку с точки зрения приватности и конфиденциальности.
Отметим, что в ноябре 2015го депутаты Государственной Думы обращались к директору ФСБ с просьбой запретить мессенджер, потому что в целях пропаганды им активно пользуются представители ИГИЛ. Павел Дуров иронично ответил предложением запретить слова, потому что ими пользуются террористы.
Сами оперативники для большей безопасности рекомендуют отправлять одно сообщение при помощи сразу нескольких приложений. Например, начало в Viber, середину в WhatsApp, а конец в тот же Telegram. Основной разницей с прослушкой телефонных переговоров специалисты по безопасности называют быстрое развитие и появление на рынке новых мессенджеров, вскрытие которых в интересах государства возможно только в индивидуальных случаях. С применением специалистов, в каждом отдельно взятом случае, что порой не гарантирует успеха.
В этом контексте весьма уместно звучит комментарий от представителей Свердловского областного суда – чтобы вскрыть переговоры законно и приобщить переписку в качестве доказательства по делу, необходимо соответствующее разрешение суда.
«В Свердловский областной суд представители правоохранительных органов за разрешением «вскрыть» мессенджеры не обращались ни разу», – заявила руководитель пресс-службы суда Екатерина Масленникова.
А значит пока броня сильнее снаряда.
Екатеринбург, Максим Бородин
Екатеринбург. Другие новости 22.01.16
Подельник Кинева признал свою вину и готов возместить внучке Ледовской ущерб. / Три чиновника Березовского оштрафованы за нарушения организации муниципальных торгов. / Потенциальный якорный резидент «Титановой долины» готов заморозить проект. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»