«Скинуть тонны отходов на левую фирму и забыть» – жители Полевского обеспокоены слухами о продаже криолитового завода
Полевской криолитовый завод – убыточное предприятие «Русала», замороженное два года назад, будет продан, утверждают источники «Нового Дня». Бывшие работники завода обеспокоены тем, как изменится и без того непростая экологическая обстановка в городе после сделки. Дело в том, что сейчас предприятие обслуживает хранение тонн вредных отходов, которые копились с момента открытия завода в 1907 году. Основная составляющая шламохранилищ – фториды натрия – сыпучее мелкодисперсное вещество. Чтобы отвалы не разносило ветром, их увлажняют. На остановленном ПКЗ сегодня работает несколько десятков человек, они занимаются обслуживанием гидротехнических сооружений. Качество хранения уже не раз вызывало вопросы у местных экологов.
Например, в 2007 году, еще когда завод работал, ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по УрФО» зафиксировал превышение установленных нормативов выброса вредных веществ 1,8 раза. Было установлено, что в печном и солевом цехах происходит выброс загрязняющих веществ в результате неисправного состояния оборудования. На шламохранилище ПКЗ специалисты центра тогда же обнаружили десятки тонн несанкционированных отходов 4-го и 5-го классов опасности: отходы графита, шлам и пыль газоочистки, отходы, содержащие соли фтора.
В 2013 году после утечки через заводскую дамбу фториды попали в Северский пруд. Это подтвердила независимая экспертиза. «Соединения фтора в первую очередь добивают всю биосферу. Кроме того, очистные ловят органику, она больших размеров, и ее отсечь проще. А фтористые соединения – они очень малых размеров, их сложно уловить. Наши очистные станции не рассчитаны на работу с отравляющими веществами», – рассказал корреспонденту «Нового Дня» один из инициаторов проверки, член Общественного совет при Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Сергей Лоскутов.
Проблему заражения почвы и водоемов Полевского соединениями фтора нужно решать в ближайшие годы, считают эксперты, опрошенные агентством. По словам Сергея Нохрина, доцента кафедры неорганической химии Института естественных наук и математики УрФУ, сегодняшние технологии хранения отвалов нельзя назвать на 100 процентов безопасными: «Сам по себе фторид натрия плохо растворим. Но в нашем регионе нередко проходят кислотные дожди. Если сыпучие отходы хранятся на открытом воздухе, под воздействием кислоты происходит выделение фтороводорода, с получением растворимых соединений, которые вымываются в окружающую среду».
На фоне слухов о скорой продаже Полевского криолитового завода экологи, работающие над проблемой загрязнения окружающей среды в Свердловской области, всерьез встревожены судьбой шламохранилищ ПКЗ.
«Собственнику предприятия, которое не работает, содержать такие объекты неохота. А обеспечение охраны объекта, полива этих отвалов, чтобы пыль не летела в город, – это все требует средств. Когда речь идет о смене собственника, вполне законный вопрос возникает у людей: а не хотите ли вы скинуть объект на левую фирму, и забыть, что это есть? И утилизация вот этого накопленного ущерба ляжет на карман налогоплательщиков», – объясняет беспокойство местных общественников Сергей Лоскутов.
Источники «Нового Дня» добавляют: в неофициальных беседах руководители «Русала» подтверждают, что стороны сделки выходят на этап подписания документов. Экологи из нескольких организаций намерены обратиться в Минприроды с запросом – какие гарантии по утилизации вредных отвалов взяли на себя нынешние собственники криолитового завода.
Напомним, в Верхнем Тагиле два месяца назад брошенные зольные отвалы стали причиной экологического бедствия. После того, как электростанция перестала подавать воду для увлажнения золы, пылевая туча накрыла город.
Полевской, Аркадий Григорьев
© 2016, РИА «Новый День»