Американские ученые расшифровали геном штамма сибирской язвы, вспышка которой произошла в 1979 году в Свердловске. В штамме не нашли ничего необычного, но исследование окажется полезным, если до сибирской язвы доберутся биотеррористы.
Результаты научных исследований
Как передает корреспондент NDNews.ru, в апреле 1979 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) была зафиксирована небывалая эпидемия сибирской язвы, в результате которой погибли десятки мирных жителей, сотни – пострадали. Почти 40 лет спустя исследователям из Университета Северной Аризоны в США под руководством генетика Пола Кеима удалось секвенировать геном той самой бактерии, которая вызвала эпидемию 79-го года. Их исследование опубликовано в журнале mBio.
Они взяли образцы бактерии из хранившихся в формальдегиде фрагментов тканей пострадавших. ДНК частично разрушилась от времени и воздействия формальдегида, но ученые смогли ее реконструировать, пишет сегодня «Газета». На филогенетическом дереве, структуре, отражающей эволюционные взаимосвязи между различными видами, имеющими общего предка, штамм оказался ближе всего к СТИ-1 – штамму, который используется в вакцине против сибирской язвы. Между ними оказалось лишь несколько генетических различий. При этом свидетельств генной инженерии или бактериальной селекции ученые не нашли.
Результаты также предполагают, что советским исследователям не удалось сделать этот штамм сибирской язвы более убийственным, чем исходный. Либо штамм СТИ-1 был и так достаточно грозным, так что ученым не пришлось изменять его, чтобы повысить вирулентность. Хотя это был единственный штамм, вырвавшийся из лаборатории института 19-го военного городка Свердловска, неизвестно, сколько еще их там было.
Исследование может оказаться полезным, если до сибирской язвы доберутся биотеррористы. «Оно обеспечило нас молекулярным отпечатком, – сообщает Рональд Груноу, эксперт по сибирской язве из Института Роберта Коха в Берлине. – Если штамм когда-нибудь появится снова, мы сможем сказать, что это тот штамм, который вырабатывали в огромных количествах в Свердловске».
К слову, биотеррористы уже использовали споры сибирской язвы для массового заражения людей. В 1993 году члены японской секты «Аум Синрикё» (организация запрещена в России) распылили их со здания в Токио. К счастью, они случайно использовали безвредный для человека штамм. А в 2001 году два сенатора Демократической партии США и сотрудники нескольких СМИ получили письма со спорами сибирской язвы. Оказались инфицированы 22 человека, умерли пятеро.
Обстоятельства эпидемии сибирской язвы
Выброс спор возбудителя сибирской язвы произошел весной 1979 года из-за людской халатности. Утечку биоматериала из засекреченного института 19-го военного городка (здесь занимались разработкой биологического оружия) связали с отсутствием в лаборатории фильтра. Ранее микробиолог Канатжан Алибеков заявлял, что работник лаборатории Николай Чернышев снял фильтр, когда производство спор было приостановлено, но не оставил соответствующей записи в журнале. Начальник следующей смены снова запустил производство, а отсутствие фильтра заметил только через несколько часов.
В пользу версии о выбросе говорят несколько фактов. Во-первых, большинство зараженных умерло от редкой легочной формы сибирской язвы, для которой характерно попадание в организм через дыхательные пути, а не с пищей. Во-вторых, все погибшие жили и работали в узком секторе, направленном к юго – юго-востоку от Свердловска-19. 2 апреля было зафиксировано направление ветра в эту сторону, примерно в это же время расположенный к югу от Свердловска-19 военный городок №32 перешел на казарменное положение. Перед началом эпидемии, 4 апреля, в военный городок приехал эпидемиолог и главный государственный санитарный врач СССР Петр Бургасов, который ранее работал в Свердловске-19.
Облако с вирусом, между тем, накрыло керамический завод, зоны для заключенных, под действие сибирской язвы попали и те, кто утром шел на работу. Изначально официальная версия строилась на том, что эпидемию вызвало употребление в пищу мяса зараженного скота. Однако после распада СССР была названа истинная причина ЧП.
Разоблачители эпидемии – Борис Ельцин и генерал КГБ
Истинную подоплеку эпидемии раскрыл президент РФ Борис Ельцин, который в 70-е возглавлял Свердловский обком КПСС. В мемуарах «Исповедь на заданную тему» он назвал вспышку сибирской язвы «утечкой с секретного военного завода». В 1992 году он открыто заявил о факте утечки в интервью.
При этом считается, что причины биологической катастрофы знали появившиеся в Свердловске 4 апреля 1979 года генерал Бургасов (заместитель министра здравоохранения СССР и главный государственный санитарный врач СССР), а также генерал Смирнов – начальник 15 управления Генштаба, «хозяин» Свердловска-19. Однако свои наблюдения они скрывали. В итоге виновность военных биологов была установлена вопреки им. Как ранее уже сообщал NDNews.ru, это сделал генерал контрразведки Андрей Яковлевич Миронюк.
Он в 1979 году исполнял обязанности начальника особого отдела Уральского военного округа и составил секретную карту-обвинение (с истинными координатами), переданную позже командированному в Свердловск заместителю председателя КГБ СССР В.П. Пирожкову. До настоящего времени данные этой карты, обобщившей реальную картину событий, считаются государственной тайной и находятся в архиве КГБ/ФСБ.
Между тем, нынешние коллеги Миронюка, который сейчас живет в Днепропетровске, передали нашему агентству некоторые материалы, которыми занимался контрразведчик. Из них следует, что в 79-м году в Свердловске от сибирской язвы умерло минимум 18 офицеров КГБ (!), проходивших сборы в 32-м военном городке, и более 50 гражданских лиц. Подопечные генерала тогда отрабатывали различные версии ЧП, затребовали карты направления ветров в 19-м городке и аэропорту Кольцово.
«Создали оперативные группы, подробно опросили родственников умерших и по часам, с привязкой к местности отметили на карте те места, в которых находились погибшие <…> В 8 часов утра они оказались в зоне ветров с 19-го городка. Точки местонахождения пациентов протянулись овалом с осью примерно в 4 километра – от военного городка до южной окраины Чкаловского района <…> Потом люди из КГБ подключили свою технику к служебным кабинетам лаборатории, и мы узнали правду. Первая вспышка язвы произошла из-за халатности персонала: один сотрудник лаборатории пришел рано утром и не включил защитные механизмы. В результате резко повысилось давление на «рубашку» вентиляционной системы, фильтр лопнул и выпустил на волю смертоносные споры сибирской язвы. Они разлетелись веером. Жертвами стали те, кто рано утром спешил в городок на сборы, на работу, учебу, кто был на балконе, на улице и так далее, – отмечал в своих мемуарах Миронюк. – Мы знали точно, что источник заразы – военная лаборатория, и ее руководство пыталось скрыть этот факт. Лишь позже специалисты сознались. Тогда-то и была разработана целая программа по дезинформации общественного мнения в стране и мире». Кстати, начальник злополучного НИИ, генерал Михайлов, застрелился».
Попытка засудить государство
Среди тех, кто пострадал в 1979 году от сибирской язвы, оказалась жительница Свердловска Раиса Смирнова. В прошлом году она подала иск в суд, требуя выплатить ей компенсацию. Пенсионерка указала, что у нее сохранилось в медкарте упоминание о сибирской язве. Другие жертвы эпидемии (а таких насчитывается около 700 человек) лишились подобных документов – их изъяли сотрудники КГБ. При этом говорилось о наличии свидетельства о смерти одного из жителей Свердловска, в котором причина была указана как «сепсис 002» (то есть сибирская язва).
Смирнова долгое время хранила молчание из-за подписки о неразглашении, но в 2015-м, наконец, решила бороться за свои права, потребовав в качестве компенсации за вред ее здоровью 6 млн рублей. Однако ответчики в лице Министерства обороны РФ и Центра военно-технических проблем бактериологической защиты НИИ микробиологии избежали наказания. Судья Чкаловского районного суда Артем Усачев оставил иск Смирновой без рассмотрения, позже его решение оставил в силе Свердловский областной суд.
Примечательно, что служители Фемиды отказали Смирновой и ее адвокату во всех ходатайствах – об истребовании данных о количестве скоротечно умерших от инфекционных заболеваний граждан в 1979 году, информацию в службе городских кладбищ о том, когда на Восточном кладбище выделялся специальный участок для захоронения скончавшихся от сибирской язвы и другие сведения.
Представитель Минобороны назвал доводы истицы голословными, отметив, что Смирновой медицинскими работниками был поставлен диагноз не «сибирская язва», а «пневмония». Болезнь, о которой говорит горожанка, официально доказана не была и, как следствие, – не подтверждена никакими документами. Конкретных доказательств того, что Смирнова перенесла именно сибирскую язву, представлено не было. Сама же пенсионерка заявила, что во время судебного процесса ее квартиру «обчистили чекисты», которые искали доказательства эпидемии.
Прокурор при этом пояснила, что юридическая практика не предусматривала в 1979 году компенсацию морального вреда. Такая норма появилась лишь в 90-х, после развала СССР. «И закон действующего времени обратной силы не имеет. Таким образом, если вред нанесен до введения законодательства, то требования истца не подлежат удовлетворению, даже если истец испытывает моральные и физические страдания», – отметила представитель прокуратуры, поясняя обоснованную причину отказа суда в части удовлетворения компенсации.
Надо признать, что такой вердикт был ожидаемым, поскольку Смирнова готовилась и выступала на процессе самостоятельно, без квалифицированной помощи адвоката (первый защитник очень скоро «сошел с дистанции»). По ее словам, все правозащитники отказали ей в консультациях, поскольку, якобы, им «пригрозили сверху отзывом лицензии на юридическую и адвокатскую деятельность». В результате она не смогла внятно объяснить свою позицию и доказать обоснованность своей точки зрения. Вместо этого пенсионерка лишь давила на эмоции, которые, как принято считать, в судебном процессе неуместны.
После судебного процесса Смирнова заявила, что вместе со своими друзьями и другими горожанами, также пострадавшими от сибирской язвы, она будет подавать документы в Верховный суд РФ.
Екатеринбург, Игнат Бакин
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»