Борода Парфенова, грибы Ионина и гуща Куйвашева: обзор печатной агитации кандидатов в губернаторы (ФОТО)
За три недели до дня выборов практически все кандидаты в губернаторы наконец выпустили свои агитационные газеты. В прошлую кампанию, когда кандидаты соревновались за голоса в Госдуму и заксобрание, к этому моменту все почтовые ящики уже были забиты агитационной макулатурой, а лица претендентов на депутатское кресло были на всех рекламных местах, столбах, урнах и так далее. Теперь же все скучнее – кажется, даже борьба за второе место никого особо не вдохновляет. У большинства кандидатов вышло по 1-2 газеты тиражом не более 300 тысяч экземпляров. А потому отыскать газеты почти нереально. К тому же они довольно «худенькие». Но кандидаты все-таки постарались себя представить. «Новый День» опишет, что из этого получилось.
Парфенов. Сушки с бородой
Самую веселую и задорную кампанию в этом году ведет банкир от КПРФ Алексей Парфенов. Наблюдать за ним интересно везде: дебаты с его участием перестают быть томными, его рекламные материалы вызывают слезу («Дети, растущие без родителей… Мальчики, взрослеющие без отцов. Девочки, лишённые материнского тепла»). Он же выпустил потрясающий мерч – футболки черно цвета с изображением своего лица и надписью «Бородатый губер». И как-то сразу думается, что за всем этим стоит «технолог из Москвы. Лучший». Ждем разрешения гей-парадов.
Газета оказалась тоже довольно увлекательной. Отпечатана она была еще в прошлом месяце и более свежие издания не попадались, по крайней мере, в Екатеринбурге. Тираж в 400 тысяч экземпляров оказался даже выше, чем у некоторых выпусков кандидата от «Единой России».
Чисто визуально выдержан «дух коммунизма» – красные цвета, орден Ленина, критика власти и т.д. На каждой полосе – изображения кандидата, который, напомним, работает в банке. И по фото кажется, что был он там не в ТОП-менеджерах, а, скорее, в СБ. Но, как и положено банкиру, с первых же строк Парфенов говорит о том, что нужно наконец «зарабатывать». В числе плюсов указывается – Парфенов не был ни чиновником, ни депутатом. Аргумент для претендента на высшее чиновничье кресло в регионе слабый. А еще, оказывается, он не участвовал в грабительской приватизации и сам построил свой бизнес, больше никто таким похвастаться не может. Не будем говорить за всех остальных, но кандидат от «Справедливой России» такой формулировке мог бы удивиться – во время приватизации он должен был осваивать алфавит.
Следующий ляп – на следующей же странице. «Свердловская область столетиями носит звание опорного края державы», – сообщает агитка. Рассказываем ее авторам: фразу ввел в оборот Твардовский, он родился в 1910 году. Текст посвящен итогам правления Куйвашева с громким заголовком «Еще одну пятилетку «развития» региону не выдержать!". Коммунисты смогли найти аж два примера закрывшихся заводов и упомянули о росте госдолга.
Интересный лозунг используют коммунисты в качестве иллюстрации про развал в медицине. «Закрыли больницу? Откройте кладбище!". Странные у вас пожелания, коммунисты, лучше б вы просили больницы обратно открыть. На полосе, посвященной «известному российскому общественнику» размещена ставшая уже весьма известной фотография «чОткий кандидат»: Парфенов обошел запрет на использование в агитации изображений других людей, попросту замылив их лица.
И, наконец, полоса с анекдотами, самая, пожалуй, не смешная во всем выпуске. Потому что «бояны». А вот рецепт хорош – сушки. Коммунистические сушки от банкира: вода, мука, яйцо и мак.
Сергин. Нереальный баян и поездки в деревню
Дмитрий Сергин начал кампанию с довольно ярких плакатов. Слоганы «Иду в губернаторы» и «На одной ноге с народом» – вызывающие, учитывая, что нога у него всего одна. Первая полоса газеты – в том же духе. «губернаторская гонка – Сергин побеждает» – и фото его финиша на марафоне «Европа-Азия». А вот дальше все более серое.
Начинается газета с сообщениями о том, что кандидат смог пройти муниципальный фильтр: «Жители 77 муниципалитетов поддержали выдвижение Дмитрия Сергина», говорится в агитке. При том что поддержали не просто жители, а местные депутаты. Далее – «социалочка», рассказ о том, как депутат ЕГД Сергин пытается добиться рассмотрения в заксо законопроекта о приоритетном зачислении в школы инвалидов, сирот и детей из многодетных семей. «Получается, природа нашла близнецам место в чреве их матери, а общество не может найти им место за одной партой», – иллюстрируют распределение близнецов по разным школам. на второй полосе – два рассказала о поездках Сергина по селам. И здесь все честно: он съездил, ему пожаловались. вот вам новость. Никаких традиционных для кандидата речей о том, как он поможет всем тем, кого бросила власть. Просто описание жалоб и еще чуточку – своих эмоций. «Замечательно я съездил в нашу глубинку!", – подытоживает кандидат в губернаторы. Кстати, он тоже взял на вооружение прием с замыливанием чужих изображений, получилось качественнее, чем у банкира: и фотография «смотрится», и наклеенная на заборе агитация Ионина и Парфенова просматривается.
Разворот посвящен биографии Сергина – его службе в армии, работе в стройотряде и врачебной практике. И вот тут вышло совсем некрасиво. От лица Сергина подаются якобы случаи, «приключившиеся с друзьями». Две уже покрывшиеся плесенью байки, которые слышал, наверное, каждый. что странно, не проще ли реально работавшему врачом припомнить подлинные истории. У каждого медика их вагон и маленькая тележка.
Еще одна полоса – про «Социальную карту» жителя Екатеринбурга и рассказы о том, с какими просьбами к нему приходят горожане. Бороться он планирует, очевидно, не за голоса из области – что и понятно, итоги выборов губернатора практически предрешены, зато через год – выборы ЕГД и мэра столицы региона. На последней полосе – программа празднования дня города, кроссворд и анекдоты. Свежих не оказалось и здесь. Кажется, это беда всех агиток – новых анекдотов, вероятно, в стране не сочиняют.
Ионин. Грибочки и фальстарт уголовного дела
На первой полосе газеты эсера Дмитрия Ионина – тот же слоган, что и на плакатах. «Местный! Честный ! Справедливый!". Пока так никто и не понял, зачем ему эта странная отсылка к МЧС.
По традиции, первым в газете высказывается руководитель реготделения Бурков, настоятельно советующий сделать губернатором человека из его партии. Перечисление заслуг Ионина начинается с уже слегка набившей оскомину истории о том, как он ездил жить в серовском бараке. Пара дней в разваливающемся доме – и сюжет для агиток на три года. А заодно – мимимишное фото с котенком, которого Ионину подарили после поездки. На фоне бороды Парфенова смотрится отлично.
Некоторые из заслуг кандидата оказались опубликованы раньше времени. «Благодаря Дмитрию Ионину удалось возбудить уголовные дела на руководителей, не плативших зарплату рабочим [...] «СМУ ГУФСИН». Во-первых, компания называется ФГУП «СМУ-38 ФСИН», во-вторых, Ионин на самом деле поднял тему долгов ФГУПа, но до возбуждения дела там еще очень далеко.
После 2,5 полос заслуг Ионина, подкрепленных известными в некоторых кругах личностями, читателю подкидывают несколько абзацев про развал медицины. Любимая тема, пожалуй, всех партий, особенно эсеров и коммунистов. А далее – «9 шагов к справедливости». Видимо, предвыборная программа.
Итак, первым делом кандидат предлагает «Вернуть деньги в муниципалитеты», то есть оставлять НДФЛ в городах. Екатеринбург точно за такое спасибо скажет. Дотационные города (читай – почти все остальные) – вряд ли. Кроме того, он предлагает «Говорить о проблемах, а не замалчивать их». В этом пункте – создание некой структуры, которая будет ездить по городам и весям и спрашивать народ о проблемах и создание портала, где жители будут высказываться.
Предпоследняя полоса хороша. Там – все про грибочки: тонкости засолки лисичек, кандидат в фартуке, нарезающий грибы и пара советов любителям «тихой охоты».
Куйвашев. Столько, сколько надо
Врио губернатора выпустил уже несколько газет, одна из них была даже на глянцевой бумаге и брошюру «12 острых вопросов Евгению Куйвашеву». Но, кажется, пиарщики устали, последний выпуск – четыре полосы, с обилием фото, 200 тысяч экземпляров.
Действующий глава региона продолжает использовать символ ЕК и схематичное изображение области (а население по-прежнему продолжает не понимать, что это не ЕКатеринбург зашифрован, а инициалы врио). «Губернатор сказал – губернатор сделал!" – вещает первая полоса. А под ней – врио, дающий кому-то указания. Еще одна «твердая» фраза – на развороте. «Я буду добиваться своего столько, сколько надо». И под всем этим – перечисление объектов, построенных под контролем губернатора. 4-ый энергоблок на БАЭС, например. Или «Дацюк-арена». Или площадка автомобилей в козицынском музее «Боевая слава Урала». Завершает эту коротенькую агитацию губернатор «В гуще жизни». Это подборка фото в разных нарядах: Куйвашев-шахтер, Куйвашев-хоккеист, Куйвашев-рабочий, Куйвашев-молочник и Куйвашев держит хлеб.
Торощин. Кулачком по столику
ЛДПР выдвинула в кандидаты Игоря Торощина – молодого парня с мягким голосом, которому приходится по-жириновски стучать по столу и выкрикивать лозунги. И на фото в газете он такой же – милый мальчик-зайчик с добрыми глазами.
Агитация начинается с представления Торощина и напоминания, что он уже год как депутат Госдумы от Свердловской области. А дальше авторы переходят к региональным проблемам и обвинению в них действующей власти. Даже в том, что этой власти неподконтрольно. «Наглядным примером непрофессионального отношения к своим обязанностям со стороны местных и рангом повыше чиновников является прошедший в 2016 году в регионе сильнейший паводок».
Вторая полоса выглядит несколько странно. К сожалению, у корреспондента РИА «Новый День» оказалась только электронная версия агитки – может быть, «на бумаге» разворачивать голову на 180 градусов ради прочтения газеты не придется.
У этого кандидата в агитке – тоже своего рода программа, «7 приоритетов Игоря Торощина». В целом он за все хорошее против всего плохого: безработицу победить, сельское хозяйство возродить, села газифицировать, медицину восстановить, очередь в детсады ликвидировать, жилье построить. Отдельный пункт – развитие транспортной системы Екатеринбурга. А вот на область уже места, видимо, не хватило. Кстати, жилье Торощин предлагает строить социальное, по 30 тысяч за «квадрат» (совсем как прописано в федеральной президентской программе), и делать это силами пайщиков.
На последней полосе в газете кандидата от ЛДПР – фактически агитация за участие в выборах с пояснениями, что отказ от голосования или порча бюллетеня это помощь партии власти. В конце – как найти кандидата в соцсетях и QR-код. Напечатали «жириновцы» 100 тысяч экземпляров на всю область.
Киселев
шестой кандидат в губернаторы – Константин Киселев привычной глазу агитации в виде газет и плакатов не распростарнял. Если на начальном этапе кампании он заявлял, что все будет, но позже и этим займется партия, его выдвинувшая, то позже он сообщил, что более целесообразной видит рекламу в Сети.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2017, РИА «Новый День»