российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 20 декабря 2024, 01:44 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
О выживании в пустыне, под водой и в невесомости, – невероятные истории о подготовке российских космонавтов от первого лица (ФОТО)

В преддверии Дня космонавтики «Новый Регион» записал интервью с российским космонавтом-испытателем Сергеем Прокопьевым. Уроженец Екатеринбурга, подполковник запаса, военный летчик уже 4 года готовится к полетам в космос. В марте стало известно, что он назначен командиром основного экипажа корабля «Союз МС-06» (экспедиция МКС-53/54, запланирована на 2017 год). Космонавт с уральскими корнями рассказал о жестком отборе и обучении, которое ему пришлось пройти для достижения своей мечты.

Новый Регион: Каким образом вы стали космонавтом?

С.П.: Мечта о поступлении в отряд космонавтов была еще с детства. Я знал, что один из вариантов осуществить ее – это стать военным летчиком. Прослужив в ВВС 18 лет и став командиром отряда стратегических ракетоносцев, я не оставил мысль о космосе. Я готовился использовать свой шанс, если он представится. В 2010 году мне сообщили, что открыт новый набор в отряд, – хочешь попробовать себя? Конечно, я согласился, потому что это интересно, это была моя мечта, хотя и сомневался немного: к этому времени я уже оперился как командир, профессионал. Все-таки я был участником парада над Красной площадью, на ТУ-160, боевые награды есть. А тут придется все начинать сначала.

НР: Как проходит набор, какие требования к кандидатам?

С.П.: Исторически набирали только из военной авиации или с предприятий, связанных с космосом. Когда я отбирался, если бы сам не проявил инициативу, никуда бы не попал. Центр подготовки космонавтов уже тогда вышел из структуры ВВС, и получилось, что попадали в кандидаты те, кто сам случайно узнал о наборе и проявил инициативу. В прошлый набор, 2012 года, в ЦПК (Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, – прим НР), к конкурсу допускали уже людей из различных областей деятельности, не только из военной авиации, но удовлетворяющих строгим требованиям. Это был открытый набор, новый опыт. Следующий набор будет объявлен в 2016 году на сайте ЦПК, там будут показаны основные требования. Инженерное образование, здоровье соответствующее.

НР: Есть ли возрастные ограничения?

С.П.: В принципе, да. От 28 до 35 лет. Однако, если кандидат достойный, комиссия может отступить от этого правила. Я, например, в 36 попал. И бывает, что космонавты первый раз летят в 50 лет. Как пример – Михаил Корниенко. Он свой юбилей отпраздновал на орбите в первом полете – это нормально. Профессия космонавта не подразумевает, что это должен быть молодой человек, важен опыт. Ну и спортивная форма, конечно. При поступлении люди сдают десяток физических тестов. У наших преподавателей своя методика. Всего 10 параметров, основные: бег – 3 километра, лыжи – 5 километров, стометровка, подтягивание на турнике 15-18 раз, заплыв 25 метров под водой, и 800 метров просто проплыть. Тесты на координацию. Например, прыгнуть с вышки так, чтобы было как можно меньше брызг, и проба Ромберга – когда с закрытыми глазами на одной ноге с вытянутыми руками должен простоять около минуты. На батуте надо выполнить несложные упражнения. То есть достаточно разнообразные вещи, но ничего запредельного. Я скажу, что для среднего спортсмена, который в детстве занимался в спортивных секциях и во взрослой жизни поддерживает себя в тонусе, это не так трудно, и физические параметры можно подтянуть.

НР: В первую очередь проверяют на совместимость?

С.П.: Да. Холериков стараются не брать. Ты должен быть терпим к чужим недостаткам. Сейчас средняя продолжительность полета на МКС – полгода минимум, и если на станции начнется какой-то внутренний конфликт, это может привести к серьезным последствиям. Легче это пресечь еще на стадии отбора. А уже в процессе подготовки мы проходим обширный психологический курс, тимбилдинги. Благодаря тому, что нас опекают психологи, конфликтные ситуации, которые нельзя было бы разрешить миром, – невозможны. Люди все работают опытные, профессионалы. Основной алгоритм действий, если будет ссора, – напомнить всем о первоочередной задаче. Нужно в любых условиях обеспечить работоспособность станции и проводить необходимые работы. Эмоции здесь недопустимы.

НР: А были конфликты среди членов экипажа?

С.П.: Возникали. Еще в Советском Союзе, в семидесятых, были примеры. Собственно, поэтому и ввели этот психологический тест. Я не буду называть фамилий, но была такая ситуация, когда два члена экипажа между собой сильно повздорили. Надо отдать им должное, они закончили полет по программе, но после посадки они ни разу друг другу руки не подали. Не знаю, что там происходило...

НР: Медкомиссия и психологические тесты – это еще не все?

С.П.: Да. Один из самых главных вступительных экзаменов – на усвоение технического материала. Человека вызывают и говорят: вот тебе листов сорок технического текста, должен сегодня прочитать за вечер, и завтра перед людьми рассказать. На следующий день ты приезжаешь, заходишь в комнату, сидят человек двадцать – специалисты в разных областях: лингвисты, техники, инженеры, психологи, летчики. И они начинают тебе со всех сторон задавать вопросы. Могут задать вопрос из русской литературы, следом попросить написать формулу из аэродинамики и т.п. Смотрят не только на твой кругозор, это своего рода и психологическая проверка, потому что многие люди в такой обстановке начинают теряться.

НР: Сколько кандидатов отсеивается на начальном этапе?

С.П.: По своему опыту могу судить. Заявления написали около 400 человек. Вот из этих четырехсот отобрали нас – группу в семь человек. В процессе подготовки в нашем наборе осталось только пятеро космонавтов-испытателей. Двое ушли по показаниям врачей.

НР: А среди вас есть какая-то внутренняя конкуренция?

С.П.: Одна из заповедей старых космонавтов – никогда не ставь подножку своему ближнему. Поэтому конкуренция если и присутствует, то здоровая, из серии – кто лучше сдаст предмет, лучшую оценку получит, выполнит тест или отработает на тренажере. Атмосферы борьбы нет. У нас очень дружная команда, и это один из факторов психологической подготовки, мы должны быть совместимы друг с другом.

НР: Как вас готовили?

С.П.: В феврале 2011 года я приступил к подготовке в качестве кандидата в космонавты на курс ОКП – общую космическую подготовку, она около двух лет проходит. Там мы получаем первоначальные знания о том, чем будем заниматься. Я хоть и летчик, но для меня было очень много нового, и сказал бы даже, не сразу укладывающегося в голове. Кроме теоретической подготовки существует масса спецподготовок. Например, специальная парашютная подготовка. Одна из дисциплин – решать специальные карточки в свободном падении с одновременным ведением репортажа. Тебе дают задачу, и ты в течение 40 секунд, пока падаешь, должен решить, надиктовать на диктофон. На земле проверяют. Не смог решить – повторный заход. Конечно, бывают и травмы, но это очень захватывающе и интересно. Потом летная подготовка. Много людей, которые не были летчиками, стали у нас летать. Это очень важно, потому что человек должен привыкнуть к трехмерному мышлению.

Кроме учебных Л-39 есть у нас специальный самолет, для выполнения тренировок на невесомость – ИЛ-76 МДК. Для этого он выполняет полет по специальной траектории – параболе, где в верхней точке создается эффект невесомости, примерно на 28 секунд. За эти 28 секунд мы должны надеть скафандр и потренироваться в перелетах, перемещении грузов. У меня, хотя я был летчиком, не было понимания, что такое невесомость. То есть если ты прыгаешь с вышки или в свободном падении с парашютом – это не невесомость, а твое ускоренное движение к центру Земли. Невесомость надо прочувствовать на практике и быть к ней готовым.

Еще один вид спецподготовки – выживание в различных климатических зонах. Зимой надо три дня продержаться с минимальным обмундированием, только с НАЗом (носимый аварийный запас, – прим. НР) в зимнем лесу. Потом «морские» выживания, то есть на случай, если аппарат случайно приземлится где-нибудь в океане. Считается, что за двое суток в любом случае найдут. Наш курс рассчитан на трое суток. Сложнее всего мне далась тренировка по выживанию в пустыне. В НАЗе воды на трое суток – всего лишь пять литров на троих. Требуется продержаться двое суток с небольшим, но, тем не менее, обезвоживание получаешь серьезное, испытание достаточно тяжелое.

Интересное для самопознания, но в тоже время серьезное испытание проходит в конце курса ОКП – так называемая сурдокамера. В полной изоляции от внешнего мира необходимо провести без сна 68 часов с выполнением по циклограмме ряда психологических заданий.

Кроме прочего, за два года ОКП мы получили квалификацию промышленных водолазов. Тренируемся на затопленном макете станции МКС в гидролаборатории, отрабатываем в скафандрах внекорабельную деятельность, выход в открытый космос.

Заканчивается общий курс большим экзаменом, в нем участвуют около 100 экзаменующих, после этого присваивается звание космонавта-испытателя. Нас распределяют по группам, и мы продолжаем учиться, но уже углубленно, как специалисты. И только еще через два года нас зачисляют в конкретный экипаж.

НР: Сейчас много говорят о том, что Россия теряет лидирующие позиции в космической отрасли? Вы согласны с этим утверждением?

С.П.: Мне кажется что космонавтика, особенно пилотируемая, сейчас у нас находится на высоком мировом уровне. Россия является единственной страной, которая доставляет на МКС космонавтов и астронавтов других космических агентств. Это уже говорит о многом – мы не просто не отстали, мы лидируем. Корабли, хоть и внешне выглядят как корабли 70-х годов, очень изменились внутренне. Стали еще надежней, проще в управлении, благодаря нашим конструкторам, которые постоянно разрабатывают новое и новое оснащение. Также сейчас разрабатывается новый транспортный пилотируемый корабль, который, по планам, к 2020 году полетит уже с людьми. Это новый уровень. И я думаю, что исполнение мечты о высадке человека на Марс и строительство обитаемой базы на Луне – не за горами.

Екатеринбург – Москва, Антон Гуськов

Екатеринбург – Москва. Другие новости 10.04.15

Руководить свердловским исполкомом ЕР будут партработник из Туринска или друг Шептия. / Пропавший в Нижнем Тагиле пенсионер нашелся в психиатрической больнице. / На Малышева – 8 Марта в сторону УПИ образовалась большая пробка из-за ДТП (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках