В России с 2017 года начнет действовать новый закон в сфере обращения с отходами, но пока люди плохо представляют, как он будет работать. О тонкостях нового документа NDNews.ru рассказал председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов. Об этом, а также о том, когда в России мусор станет таким же выгодным, как в Европе, почему бригады бомжей – бич Москвы, а также что вырастет на месте закрывающегося Широкореченского мусорного монстра, читайте в материале агентства.
NDNews.ru: Егор Анатольевич, расскажите, пожалуйста, вкратце о новом законе по обращению с отходами.
Егор Свалов: Он должен заработать с 1 января 2017 года, к этому времени должен появиться региональный оператор, которого должны выбрать в ближайший месяц, и уже регоператор будет заключать договоры со всеми образователями твердых коммунальных отходов. При этом, если с жителями многоквартирных домов договоры будут заключаться через управляющие компании и ТСЖ, то с жителями частного сектора – напрямую.
А сами жители частного сектора будут платить? Прогноз по собираемости какой?
Они впервые будут вовлечены в этот процесс, и как это будет происходить, пока большой вопрос. Думаю, будет введен очередной переходный период, хотя пока таких поправок в закон на уровне федерации нет. Потому что даже за услуги, которые оказываются жителям многоквартирных домов, задолженность от 4 до 6 миллиардов рублей. Люди не платят там, где всегда платили. А частный сектор за жилищные услуги вообще никогда не платил, так что, думаю, процент сбора будет на первых порах низкий.
Как будет формироваться тариф?
В квитанциях у нас будет новая отдельная строчка – «Утилизация отходов». Как обещали федеральные власти, тариф пока выделят из суммы, которая взимается за содержания жилья. Так что формально нововведения не должны повлиять на стоимость услуг в целом.
И какой тариф примерно будет?
Сейчас около 2-3 рублей с квартиры за квадратный метр жилья. Тут важно понимать, что, когда появится регоператор, он сам должен будет защитить тариф. Пока мы на будущий год утверждаем тарифы по старым правилам, например, «Спецавтобаза» подала заявку на тариф по старым расчетам. А уже когда оператор появится, будут разработаны инвестпрограммы на ближайшие лет 10, появится инвестсоставляющая на модернизацию всей сферы, на новые мощности. Вопрос – на сколько повысятся тарифы и как быстро это произойдет. Ведь можно по рублю в год добавлять, а можно, как в Саратовской области сделали – сразу в три раза увеличить. Но я за то, чтобы делать это постепенно. Надо расставить приоритеты – сначала идет строительство полигонов, потому что мощностей недостаточно. Вторым этапом – создание сортировочных комплексов, а третьим, когда уже появятся объемы отсортированного мусора, запуск линий по переработке. Потому что пока мощности по пластику, бумаге, железу, алюминию, и так далее, недозагружены.
Почему?
Потому что сортировка на уровне домовладений низкая по качеству. Жители готовы сортировать мусор, но не делают этого, потому что видят, как из двух разных контейнеров, оранжевого и зеленого, все скидывают в одну кучу, вывозится одним мусоровозом.
И как эту проблему решить?
Очень просто, у управляющей компании должно быть два договора на вывоз мусора – один на зеленые контейнеры, другой – на оранжевые.
Но у нас же не два вида мусора.
По закону, два – пищевые и непищевые отходы. У нас не Европа и не Америка, где делят на органику, пластик, стекло, бумагу и т.д.
Подождите, а как же урны для раздельного мусора, которые у нас на улицах стоят?
Это больше для подготовки, для воспитания. Пусть стоят. В Европе десятилетиями этот процесс шел, чтобы научить людей сортировать мусор. А у нас только сейчас начинают.
Получается, у нас от этих контейнеров выигрывают бомжи, которым не надо рыться в помойке, достаточно найти вот такую урну.
На самом деле, получается, что бомжи изымают непищевые отходы у тех, кто на этом зарабатывает деньги. У нас пока это некритично, но я был в командировке в Москве, так там большая проблема с этим, потому что из специальных урн целые бригады бомжей выгребают, например, весь пластик.
Но этот пластик, в конечном счете, все равно приходит на мусоропереработку.
Да, но компании, которые этим занимаются, платят налоги, делают отчисления, лишаются части своей прибыли. Так что с этим придется как-то бороться. А вообще мы активно поддерживаем коммерсантов, которые ставят, например, сетки для пластика во дворах. И мы видим, как быстро они загружаются. И это хорошо – пластик – это самый распространенный вид отходов из наших квартир. Это и бутылки от воды, и упаковка от бытовой химии, и банки от соков и йогуртов. Пластик, который попадает в сетки, уже не будет складироваться на полигоне, не будет загрязнять окружающую среду, а сразу будет идти во вторичную переработку. Даже в рамках города – это огромные объемы.
Тогда почему во всех дворах их не поставить?
Они стали год-полтора назад появляться, а в этом году цена на вторсырье на 30-40% упала. Потому что мировой кризис, снижение объемов производства, и часть компаний, которая занималась этим, просто прекратила свое существование. Остались те, кто занимался и другими видами отходов.
Почему тогда не добавить такие же корзины под стекло, бумагу?
По стеклу у нас вообще серьезная проблема. Стоимость тонны стекла – от 80 копеек до 3 рублей, а у пластика – 30 рублей. Стекло собирать сложно, если это бой – то это вообще копейки, а если целые бутылки, то их надо по цвету разделить, по размеру, этот процесс очень сложный и экономически невыгодный. Поэтому коммерсанты не хотят браться. «Балтика» в этом году дважды с этим вопросом обращалась, они готовы заняться приемом стеклотары, пытаемся им помочь, посмотрим, что выйдет.
А что с макулатурой? Каждый год у родителей школьников головная боль – где внезапно набрать бумаги, чтобы принести в школу в назначенный день. Может, как-то это организовать на постоянной основе?
Да, я тоже поэтому дома коплю, но даже избирательной макулатуры в этом году мало. А по акциям в школах, я думаю, мы с управлением образования проработаем вопрос. Следующий год – Год экологии, так что включим это в план мероприятий.
В городе где-то есть завод по переработке макулатуры?
Нет, везем в Пермь, в Челябинск, кстати, в последнем завод и по пластику есть, и по батарейкам. А у нас все же регион серьезной промышленности. Да и пока даже мощности в соседних областях недозагружены.
Почему так происходит? Во всем мире вопрос переработки мусора очень выгодный.
Потому что там это субсидируется государством. Плюс тарифы на вывоз отходов там в разы выше. Конечно, у них деньги есть. Но мы не можем в десять раз увеличить тарифы.
А надо в десять раз?
То, что надо вкладывать деньги в сферу обращения с отходами, – это факт. Денег катастрофически не хватает. Подзаконные акты федерального уровня слишком долго принимались, обещали по регоператору еще в 2015 году все документы выпустить. В том же году обнуление ставки экологического сбора произошло, что не позволило собрать обещанные 30 млрд. Решили отменить, потому что серьезная экономическая ситуация, экологический сбор повлияет на стоимость товара. Но без денег мы не сможем построить ни полигоны по новым требованиям, ни сортировочные пункты, ни перерабатывающие мощности, а без этого мы рано или поздно задохнемся.
Насколько я знаю, новый закон должен будет решить в том числе проблему несанкционированных свалок. Каким образом? Лицензированием?
Наличие лицензии не означает честность организации. Есть частные компании, которые могут пойти двумя путями, – либо отвезти мусор на полигон и заплатить за размещение, либо отвезти отходы в лес, и остаться при деньгах. Таких несознательных мы пока физически не можем контролировать. Но когда заработает регоператор, должен поменяться принцип оплаты работ организациям, занятым в сфере обращения с отходами. Сейчас мы, как физлица, платим перевозчику за вывоз мусора, а он платит полигону за размещение отходов либо мусоросортировочному цеху, если он отвозит ТКО туда. И тут перевозчик волен выбирать – может отвезти на санкционированный полигон за 20 рублей или на несанкционированный, но за 2 рубля условно. В новой схеме все деньги будут идти регоператору, и уже он будет распределять деньги между участниками. Допустим, перевозчик мусора отчитался перед регоператором, что вывез 1000 тонн мусора, предоставил документы. А полигон, с которым у него заключен договор, отчитался, что принял только 500 тонн. В этом случае оператор заплатит только за подтвержденные обоими объемы. Только рублем можно стимулировать. Плюс административную ответственность повышать. Сейчас штраф на юрлицо за незаконную свалку мусора – 30-50 тысяч рублей. И то, если поймают и докажут. А если штраф в 10 раз поднять, то все уже начнут задумываться, потому что полмиллиона – серьезная сумма. Но и пряник должен быть.
Какой?
Должен быть средний и дифференцированный тариф на вывоз мусора. По среднему, если мусор просто вывозится, а если жители и управляющая компания организовали раздельный сбор, и перевозчик его напрямую везет на сортировочный комплекс, должна быть другая, более выгодная цена.
Сколько сейчас в Екатеринбурге полигонов по приему мусора?
Их два, Широкореченский и Северный, тот, что Верхней Пышме. Например, по Широкой Речке в прошлом году мы приняли решение его почти закрыть. Почти, потому что он принимает отходы только для сортировки. И занимается размещением только «хвостов» – это то, что остается после сортировки. А вообще в середине сентября мы заключили контракт по рекультивации этого полигона, и будем проектировать его полное закрытие. Пока же он принимает 30% отходов, на Северный уходит 70%. По новой терсхеме Екатеринбург поделят на две части, и из одной будут свозить в Верхнюю Пышму, там еще предстоит построить мусоросортировочный комплекс, а по другой половине планируется построить полигон в Белоярском ГО. И нам надо увязать закрытие Широкой речки с этим процессом строительства.
А что подразумевает рекультивация на Широкой Речке?
Это будет санитарно-гигиеническая рекультивация. У нас есть инвестпроект со шведами по добыче метана, на полигоне скапливается газ, и его оттуда надо вытащить. Соглашение заключено на 15 лет, и за этот срок метан должны оттуда забрать, за счет чего и выбросов будет меньше, и сама куча осядет. Кроме того, предусмотрена работа по выводу фильтрата. Но даже после этого крайне сложно там будет сделать зону отдыха или горнолыжный курорт на этой «горе» – мы просто закроем эту кучу полутораметровым слоем земли, засадим кустарником, деревьями и травой. Будет просто холм.
То есть весь этот гниющий мусор там останется?
А что вы предлагаете? Перевозить в другую точку? Например, в Москве, в Химках, тоже есть огромная куча мусора. По прикидкам, стоимость вывоза составляет от 4 до 7 млрд рублей. Но это Москва, там земля дорогая, и можно окупить, если высотки настроить, благо инвесторы есть. А за МКАДом такие суммы нереально найти. Проблема в том, что эта территория под полигон была выделена в 1964-1965 годах решением исполкома, и тогда никто не предполагал, что город будет развиваться в ту сторону. Поэтому наша задача сейчас – минимизировать влияние на окружающую среду, чтобы уже не разрастался этот монстр. Все хотят, чтобы было чисто, чтобы рядом не было свалок, но нет у нас черных дыр, куда можно все скинуть и забыть.
В терсхеме указано, что с каждым годом процент захоронений должен уменьшаться. За счет чего?
Да, этот показатель должен приблизиться к 3-5%. Процентов 25% отходов должно идти на вторсырье, еще 25% можно переработать в топливо для цементных печей. Полиэтилен, упаковка – все это в топку. Считайте, уже закрыли половину. Далее – из органики надо отбирать часть отходов, потому что есть технологии, которые позволяют из пищевых отходов делать удобрения для нужд народного хозяйства. Так мы и придем к тем самым 3-5%.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 11.10.16
В Нижнем Тагиле ледовый городок посвятят экологии. / Куйвашев выступит с бюджетным посланием перед заксо уже 17 октября. / Суд прекратил дело Бориса Малафеева: автохам откупился от исправительных работ. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»