Старикам тут не место? В поликлиниках хотят ввести возрастной ценз После 72-х лет к врачу можно будет попасть только с позволения медсестры
Людям пожилого возраста в России могут запретить самостоятельно обращаться к врачам. В правительстве РФ рассматривают предложение о том, чтобы старики попадали на прием к доктору в поликлинике только с разрешения медсестры или фельдшера. Такое новшество входит в «Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года». Над документом сейчас работают сразу несколько ведомств, а координатор – Минтруд. Стратегия была утверждена правительством в феврале, однако сам по себе этот документ носит декларативный характер.
Как пишут «Известия», одно из предложений документа – изменение системы первичного приема граждан в поликлиниках. Его суть заключается в том, что пациентов старше определенного возраста сначала будет принимать медсестра или фельдшер и попасть к врачу можно будет, только если персонал среднего звена сочтет это необходимым. Возрастной ценз – 72 года.
Член комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский, рассказывая о новом предложении, отметил: «Я не готов говорить, правильно это или не правильно. Может, это и правильно, чтобы понять, куда направить человека, чтобы он не тратил время и впустую не сидел в очередях, да и не загружал тех специалистов, к которым не надо идти. Но сейчас речь идет об обсуждении предложений, которые поступают. Давайте их соберем, посмотрим, на что хватит ресурсов».
Он добавил: «Мы будем вносить предложения, чтобы старшее поколение было ориентировано на оперативную медицинскую помощь, на первичное звено, а в сельских населенных пунктах – на фельдшерско-акушерские пункты. Эти пункты должны быть приведены в порядок».
Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любовь Храпылина, которая входит в экспертную группу по подготовке стратегии, считает инициативу о переводе стариков на приоритетную сестринскую доврачебную помощь дискриминирующей и противоречащей федеральному законодательству. «А если фельдшер или медсестра ошиблись?, – спрашивает она. – И вообще, почему это вдруг пожилой человек становится человеком второго сорта в своем праве получить врачебную помощь? С какой стати гражданин России лишается права выбирать для себя медицинское учреждение, врача?».
«Предлагающие такое нововведение считают, что старики – основной контингент поликлиник, что жалобы у них стереотипные, что и так всем известно, с какой жалобой они придут, поэтому зачем зря занимать время врача? Но встает вопрос, насколько те, кто это предлагают, вообще знают, что такое геронтология и геронтологические аспекты помощи. Там особые симптомы, особое назначение лекарственных средств, – подчеркнула Храпылина. – Я не считаю, что возраст определяет изменение прав на медицинскую помощь, на конституционную основу. Он же гражданин России? Гражданин. Никто же старика гражданства не лишал!».
«Эта идея будет несостоятельной, – заявил председатель комиссии Общественной палаты по охране здоровья, директор Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, член Совета «Общества врачей России» Владимир Нероев. – Существует федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в котором четко прописано, как должна оказываться медицинская помощь. Прием пациента должен проводить врач, а не медсестра. Не вижу никакой перспективы у этой идеи. Надо идти не по пути перевода пациентов на медсестер, а по пути увеличения кадрового потенциала российского здравоохранения. Так мы можем опуститься до того, что завтра пациентов начнут принимать медсестры, а послезавтра санитарки. Моя позиция как врача с многолетним стажем – пациентов должны принимать квалифицированные врачи».
Получить оперативный комментарий Минздрава по этому поводу не удалось.
Добавим, что конкретные же мероприятия стратегии, ее программы, ответственные за их выполнение, источники финансирования и прочее будут прописаны в плане, который с учетом предложений всех заинтересованных ведомств разработают до конца апреля и представят на рассмотрение правительства. Еще одним направлением реализации стратегии будет развитие геронтологической службы вплоть до того, что штатную должность геронтолога предлагается создать в каждой поликлинике. Однако вопрос с финансированием геронтологии предлагается возложить на регионы. Рязанский заявил, что в Росси уже есть «небольшой опыт по созданию геронтологической службы»: появился главный гериатр страны, создан центр на базе Второго медицинского университета. «И важно этот опыт распространить на все регионы нашей страны», – считает он.
Любовь Храпылина к инициативе с геронтологами относится скептически. «У нас люди по 4-6 часов сегодня сидят в очереди, чтобы попасть на прием к терапевту или врачу-специалисту. Прежде чем написать красивую фразу, надо сначала рассчитать, откуда финансирование, кто будет оплачивать, как это будет организовано. Геронтология нужна, но я не понимаю финансовой основы развития геронтологической службы первичного звена», – отметила она.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»