AMP18+

Скандалы и происшествия

/

Ростовский бизнесмен-изобретатель пять лет сидит в СИЗО без возбуждения уголовных дел За это время под арестом умер еще один «случайный» предприниматель

Предприниматель-инноватор из Новочеркасска уже пять лет остается под арестом, причем в отношении него не возбуждено ни одно уголовное дело. Суд раз за разом отклоняет ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения. Предприниматель Юрий ​Осипенко поплатился за «слишком успешный» старт. Осипенко был приобщен к делу сторонней финансовой пирамиды, в которой никогда не был ни руководителем, ни даже сотрудником. С помощью ареста бизнес-партнеры вывели основателя из дела.

Историю новочеркасского бизнесмена Юрия Осипенко приводит РБК из данных, представленных самим арестантом, его адвокатами и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.

Старт новочеркасского предпринимателя Юрия Осипенко оказался настолько успешным, что вскоре он стал партнером многих крупнейших российских и зарубежных компаний, среди них была, например, госкорпорация «Роснано». По данным открытых источников, в 2006 году предприниматель запустил производство мощного энергосберегающего светодиодного оборудования под маркой «Церс». Дело расширялось, в итоге образовав группу компаний «Церс», занимающуюся также альтернативной энергетикой, разработкой и исполнением инфраструктурных проектов, световым и промышленным дизайном. К 2008 году компания Юрия Осипенко получила сертификацию, патенты на изобретения, диплом «100 лучших товаров России» и первая из отечественных компаний приняла участие в международной выставке светового оборудования в Дубае. Но бизнес-партнеры Осипенко нашли способы отстранения предпринимателя от созданного с нуля дела и уже успешного бизнеса.

Был организован арест Осипенко, затем создана новая компания, куда «партнеры» перевели всех людей и активы группы компаний «Церс», используя разработки и патенты изобретателя.

Поводом для ареста Осипенко стало дело кредитного кооператива «Инвестор-98». В 2008 году кооператив стал банкротом. Не справившись со своими инвестиционными программами, кооператив стал классической финансовой пирамидой. Правоохранители возбудили уголовные дела по ч. 4 ст. 160 УК (присвоение или растрата) и ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество) против конкретных и не установленных лиц из числа руководителей кооператива и его филиалов. По версии обвинения у 10 тысяч пайщиков кооператива были похищены больше 1,8 миллиардов рублей.

В ходе следствия из дела было выведено большинство материально-ответственных лиц и руководителей кооператива, основные активы тоже исчезли в неизвестном направлении. По одной статье проходят исключительно неустановленные руководители кооператива и его филиалов. по второй статье проходят два руководителя кооператива: председатель кооператива Федорцов и директор его Октябрьского филиала Комарова. Заодно следствие ввело в оба дела Юрия Осипенко, хотя он никогда не был ни руководителем, ни сотрудником этого предприятия. Зато его бизнес входил в «сферу интересов» кооператива.

Осипенко сначала проходил по делу свидетелем, затем правоохранители трижды попытались поместить его в СИЗО, но суд им отказывал. Правовые препятствия были обойдены с помощью сложной комбинации.

Против бизнесмена было возбуждено уголовное дело о легализации. Дело еще на этапе предварительного следствия было прекращено за отсутствием состава преступления, но успело «сработать». Было вынесено постановление о розыске Осипенко и одновременно он получил разрешение на выезд в командировку. Зная маршрут командировки Осипенко и время его возращения, полицейские задержали его в аэропорту, когда тот возвращался домой из Москвы.

«Розыскное дело по Осипенко было заведено согласно сведениям ИЦ лишь спустя месяц после того как он был уже арестован и помещен в СИЗО. Предъявления обвинения предпринимателю Осипенко, как того требует закон, не состоялось и по сей день» – сообщила адвокат бизнесмена.

После ареста предпринимателя началась операция по захвату его бизнеса и выводу активов предприятий, в чем приняли активное участие заинтересованные лица из числа бывших партнеров и сотрудников. Вскоре после помещения Осипенко в СИЗО, один из следователей, ведущих дело кооператива, явился к нему для конфиденциальной беседы и «разъяснил ситуацию», посоветовав договориться с заинтересованными лицами.

По словам самого арестанта, из переписки с региональной прокуратурой выяснилось, что его считают тайным организатором и руководителем финансовой пирамиды «Инвестор-98». При этом кооператив-банкрот был создан в 1998 году, когда будущий предприниматель-инноватор еще учился на Украине, в одном из ВУЗов Луганска. Реальные руководители кооператива, один из которых написал «чистосердечное признание», были арестованы лишь через 3,5 года после начала судебных слушаний.

На текущий момент Осипенко находится в СИЗО уже 5 лет и 1 месяц. В ходатайствах об изменении меры пресечения на не связанную с лишением свободы, суд много лет отказывает по одним и там же основаниям.

«Единственное дело в моем отношении было возбуждено в 2010 году по ст. 174.1 УК РФ. Тогда же оно было и прекращено, так как было доказано, что ни одного рубля на мой счет или счета моих предприятий от кооператива не поступало. То есть, уголовного дела, возбужденного в отношении меня, нет, обвинения мне фактически не предъявлено, но по факту я уже отбываю срок», – заявил на последнем суде Осипенко.

За это время умер в СИЗО коллега Осипенко по несчастью – еще один из сторонних для «дела кооператива» предпринимателей, который был к нему привлечен. В тяжелом физическом состоянии теперь находится и другой предприниматель – Нелли Хохлачева. Во время судебного заседания 26 июня, она в связи с плохим состоянием здоровья фактически лежала на полу в течение всего заседания.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что дело Осипенко прежде всего привлекает внимание несообразно долгим сроком содержания его в СИЗО. «Мы неоднократно привлекали внимание самых разных федеральных инстанции к делу Осипенко и по прежнему считаем, что он как предприниматель имеет право на более мягкую меру пресечения, чем арест. К сожалению, это не единственная ситуация подобного рода. В той же Ростовской области предприниматель Иосиф Кацив ожидал в изоляторе приговора более пяти лет. Мое мнение: в таких случаях нарушается право граждан на отправление правосудия в разумные сроки. Именно поэтому мы выступили с инициативой введения института следственных судей, цель которого – разделить судей выносят их приговор по сути дела и выбираю их меру пресечения», – сказал Титов.

В 2013 году дело Осипенко было рассмотрено на очередном заседании общественного совета центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» в Москве. Председатель Московской коллегии адвокатов «МОВЕ» Лариса Мове отметила, что в данном деле «присутствуют существенные процессуальные нарушения, а также признаки спланированной рейдерской атаки», – отмечала тогда эксперт.

Со слов защиты, сейчас предприниматель более 5 лет удерживается под стражей без перспективы на постановление приговора, до истечения сроков давности привлечения его к уголовной ответственности, который наступает в 2018 году.

Ростов-на-Дону, новый День, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Центр России, Юг России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Рейдерство,