AMP18+

В мире

/

Приговорившая Бута к 25 годам тюрьмы судья назвала приговор «неадекватным» «Этого парня втянули. Я дала ему самый минимальный срок наказания, какой смогла»

Бывший федеральный судья Южного округа Нью-Йорка Шира Шейндлин, осудившая в 2012 году россиянина Виктора Бута на 25 лет тюрьмы, назвала собственный приговор «слишком суровым» и «неадекватным». Об этом она заявила газете New York Times. Статья опубликована на сайте издания.

Бут был арестован в Бангкоке в 2008 году в ходе американской спецоперации, вывезен затем в США и осужден на 25 лет тюрьмы.

Комментируя это дело, Шейндлин сказала, что Бут «когда-то был торговцем оружием, но на момент ареста он уже практически отошел от дел». «Я не защищаю его, но он бизнесмен. Он был в бизнесе по торговле оружием. Но он не был ни боевиком, ни террористом «Аль Каиды», который живет для того, чтобы взорвать гражданских лиц в супермаркете», – цитирует РИА Новости слова экс-судьи.

Согласно материалам дела, Бут был арестован в результате провокационной по характеру спецоперации: платные осведомители американских спецслужб, выступавшие в роли представителей колумбийской леворадикальной группировки FARC, которая в США считается террористической, обсуждали с россиянином в бангкокской гостинице крупный потенциальный контракт на поставку вооружений, в том числе портативных ракет «земля – воздух», которые якобы нужны были им «для уничтожения американских вертолетов в небе Колумбии вместе с американскими пилотами».

На основании аудиозаписи этих переговоров и показаний «соучастника» сделки британца Эндрю Смуляна, бывшего партнера Бута, которого для участия в операции нашел и завербовал один из платных осведомителей, российского бизнесмена обвинили в «подготовке сговора с целью убийства американских граждан», «подготовке сговора с целью убийства военнослужащих США», незаконном обороте средств противовоздушной обороны и материальной поддержке террористической организации.

В американском праве, действующем по прецедентному принципу, в прошлом уже рассматривалось дело по аналогичным обвинениями, в ходе которого «нижняя планка» уголовной ответственности была установлена на уровне 25 лет тюремного заключения, и по закону ниже этой «планки» опускаться было нельзя, сказала Шейндлин газете.

«Этого парня втянули, ему предложили огромную сумму. Я дала ему самый минимальный срок наказания, какой смогла дать», – сказала изданию бывший федеральный судья. На суде обвинение требовало для Бута пожизненного заключения.

По американским законам, вердикт о виновности подсудимого выносит жюри присяжных, а председательствующий судья только назначает наказание, исходя из соответствующих статей законодательства и прецедентов, причем именно прецеденты играют в этом процессе определяющую роль.

Шира Шейндлин, которой 69 лет, занимала пост федерального судьи 22 года. В отставку она ушла 27 апреля 2016 года.

Федеральный судья – пожизненная должность в США, однако по собственному желанию человек может уйти на пенсию и с этой должности. Уход Шейндлин американские аналитики связывают с принятым ею в 2013 году постановлением о неконституционности практики личных досмотров «подозрительных» граждан на улицах, широко использовавшейся полицией Нью-Йорка, особенно по отношению к афроамериканскому населению.

Постановление судьи вызвало резкую критику не только со стороны городского департамента полиции, но и мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, которого поддержала значительная часть общественности города. По этому поводу Шейндлин сказала, что, при всем уважении к Блумбергу, она до конца дней не раскается в принятом решении.

Супруга российского бизнесмена Алла Бут так прокомментировала интервью Шейндлин: «Слова Шейндлин, сказанные New York Times, подтверждают искусственный, надуманный характер американских обвинений против моего мужа». Алла Бут отметила: Шейндлин прямо говорит в интервью, что дело против Виктора было сфабриковано спецслужбами США, втянувшими его в подготовленный ими самими сговор.

«Все было так срежиссировано спецслужбами и прокуратурой в рамках американского антитеррористического законодательства, что независимый и принципиальный судья был поставлен в жесткие рамки между 25 годами и пожизненным заключением и не мог выйти за эти рамки, даже понимая, что наказание, которое он обязан назначить, совершенно не соответствует деянию, которое, по мнению прокуратуры и присяжных, совершил обвиняемый», – сказала Алла Бут.

Вашингтон, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Россия, Скандалы и происшествия,