50 тысяч арестованных и уволенных за 4 дня: неудавшийся военный переворот в Турции, который многие эксперты считают тщательно спланированной провокацией Эрдогана для укрепления его власти, обернулся массовыми репрессиями в стране. Кроме армии, массовые чистки начались в системе светского образования: уволены или арестованы 1577 деканов турецких университетов, уволены 15200 педагогов структур Минобра и 21 тысяча преподавателей частных учебных заведений – за несоответствие курсу власти. Ученым и преподавателям запретили выезжать из страны.
Началом массовых репрессий стала атака на судебную власть: уже на другой день после мятежа были отстранены от работы 2745 судей. Заодно постов лишились пятеро членов Высшего совета судей и прокуроров (именно этот орган отстранил от должности тысячи членов судейского корпуса). Оставшиеся лояльные режиму судьи должны обеспечить успешные процессы над представителями других ветвей власти, армейцами, полицейскими, священнослужителями и представителями интеллектуальной прослойки, которые не поддерживают Эрдогана.
Репрессии в армии были следующим шагом: арестованы 103 генерала и адмирала, а также 6038 солдат и офицеров. Впрочем, это можно назвать финальным этапом чисток в вооруженных силах Турции: в годы правления Эрдогана в роли президента и премьера шло постепенное вымывание (порой с арестами) ключевых офицеров-кемалистов. Офицеры и генералы на многих ключевых постах заменялись более-менее лояльными Эрдогану и его курсу людьми. Что неудивительно: армия в Турции почти весь XX век была опорой светских националистов и гражданские власти практически всегда понимали, что офицерский корпус может сместить их в любой момент.
Чистки затронули и МВД. Были арестованы или отстранены от работы 8777 человек – как в центральном аппарате МВД, так и в региональных структурах. Заодно своих постов лишились 30 из 81 губернаторов провинций и 47 глав районных администраций.
Вслед за ликвидацией непосредственной угрозы режиму в виде нелояльных армейцев и полицейских, власти принялись за базу инакомыслия – систему светского образования. Тем более, что система высшего и отчасти среднего образования представляет собой естественный противовес исламизации. А также замене светского образования религиозным – пока для населения из турецкой глубинки (основной электорат Эрдогана).
Как сообщает Reuters, Совет по высшему образованию Турции запретил покидать страну всем ученым и преподавателям. В правительстве заявили, что это временная мера, принятая на время расследования состояния умов среди работников высшей школы: многие из профессорско-преподавательского состава турецких вузов поддержали военных, видя в них возможность избавления от принудительной исламизации Турции.
Этот же правительственный совет по высшему образованию заставил уйти в отставку 1577 деканов турецких университетов и уволил 15200 преподавателей. Сотрудников частных учебных заведений не могли уволить, но просто лишили лицензии – без работы осталась 21 тысяча преподавателей частных вузов и школ.
Заодно чистки начались и в корпусе религиозных деятелей. Уволены и стали подозреваемыми (часть арестована) 492 сотрудника Диянета – турецкого управления по делам религий. Чистка среди религиозных деятелей обусловлена тем, что официальная Анкара объявила заказчиком и организаторов переворота исламского проповедника Феткуллаха Гюллена. Эрдоган и Гюллен в прошлом были союзниками и оба они сторонники реисламизации Турции. Разделило их не идеологическое противостояние, но борьба за власть. Потому среди религиозных деятелей в Турции многие являются сторонниками бежавшего в США олигарха-проповедника.
Заодно в Турции в эти четыре дня с момента переворота были закрыты 24 телеканала и радиостанции и 20 интернет-СМИ. Все эти медиа власти объявили сторонниками Гюллена.
Наконец, пиком репрессий в виде увольнений и арестов почти 50 тысяч человек стала идея властей вернуть смертную казнь. Инициатива подана в виде «гласа народа»: уже в ночь мятежа в Сети появились тысячи сообщений с призывами вынести смертные приговоры участникам путча. Весомости этим требованиям добавили самосуды толпы над отдельными военнослужащими в ночь мятежа. После того, как мнение о необходимости возвращения смертной казни была успешно вброшена в народ и широко распространилась, президент Эрдоган смог сослаться на это «пожелание» и предложить его официально. По его словам, таково желание турецкого народа, которое правительство не может игнорировать. Но турецкий президент столкнулся с противостоянием евролидеров. Как сообщает «Немецкая волна», канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе телефонного разговора с Эрдоганом указала на то, что Евросоюз и Германия категорически против смертной казни в Турции. Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини отметила, что страна, которая вводит смертную казнь, не может стать членом ЕС. Осудили заявление Эрдогана и генсек НАТО Йенс Столтенберг и Верховный комиссар ООН по правам человека Саид Раад аль-Хусейн.
Анкара, Алексей Усов
Анкара. Другие новости 20.07.16
The National Interest: Неудавшийся госпереворот помирит Эрдогана и Путина. Их объединяет недовольство политикой США и заинтересованность в «Турецком потоке». / ОПГ в итальянской армии: взятки за поступление на военную службу. Арестованы двое военнослужащих, следствие продолжается. / Ницца после теракта: улыбок на улицах стало меньше, слышна русская речь (ФОТО). Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»