AMP18+

Киев

/

Станислав Белковский: в энергетической империи заинтересованы все, кроме самой России

Расширяя присутствие своих энергетических структур на евразийском рынке, Россия рискует потерять геополитическое влияние и превратиться в страну-поставщика сырья, лишенного глобальных государственных амбиций. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» заявил директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.

«Новый Регион»: Украина может реально помешать России в реализации проекта великой энергетической империи?

Станислав Белковский: Ну, если Украина помешает России в реализации этого проекта, я буду ей только благодарен. Поскольку так называемая «энергоимперия» – это практически проект распада и утилизации России.

Н.Р.: А кто на это способен в Украине?

С.Б.: Понимаете, дело не в этом. Украина здесь может играть пассивную роль. Она совершенно не может поставить перед собой такую цель и в одиночку уничтожить проект российской энергетической империи.

Вопрос в том, что этот проект – совсем не то, чем кажется на первый взгляд. Это, фактически, не проект государства, а проект управления территорией, некогда известной как «Россия». Когда отсекается все ненужное, а все ненужное – собственно, российская имперская идея, а также все ее составные части. Начиная от ее военно-промышленного комплекса и кончая наукой и культурой.

И ясно, что в рамках проекта энергетической империи Россия не выживает вообще. Потому что уже через несколько лет встанет вопрос об отделении Сибири и Дальнего Востока, формальном или фактическом, потому что все ресурсы добываются на этой территории, где живет 30 млн. человек, а выгодоприобретателями нефтегазовых доходов является в основном европейская часть. Которая не вкладывает эти доходы в ВПК или армию, науку или образование, а пропивает в ночных клубах или проигрывает в казино.

Н.Р.: Сурков говорит, что на нефть и газ будут приобретаться новые технологии…

С.Б.: Будут приобретаться, только небольшое количество, необходимое для собственно нефтегазовой отрасли. Все остальное будет деградировать и умирать очень стремительно.

Поэтому, проект энергетической империи ведет к гибели и распаду России и в этом смысле любая сила и потому любой фактор, который способствует отказу России от этого проекта, стратегически для России очень благоприятен.

То есть, было бы гораздо хуже, если бы Россия неожиданно захватила украинскую газотранспортную систему. Тогда губительному проекту был бы дан мощный дополнительный стимул.

Н.Р.: Но сейчас, согласитесь, если Европа занимает достаточно пассивную позицию, то очень активно выступают американцы. И они лоббируют Тимошенко именно для того, чтобы Тимошенко помешала «Газпрому» в его экспансии на Запад.

С.Б.: Далеко не все американцы лоббируют Тимошенко. Потому что многие американцы хорошо осведомлены о деталях ее бизнеса, а также об огромных капиталах, которые расположены, кстати, в Америке. Поэтому, однозначной позиции нет.

Мешать энергетической экспансии России в Европу Америка не может, поскольку это вопрос, в первую очередь, России и Европы. Здесь надо констатировать нарастание противоречий между Старой Европой, в первую очередь, Францией и Германии и другими странами-основателями Евросоюза – и новой Европой, которая геополитически ориентируется на США.

Украино-российская газовая торговля – это всего лишь эпизод в этом серьезном геополитическом противостоянии. Ясно, что правительство Тимошенко здесь не может играть никакой существенной роли, и вообще, каким бы ни было украинское правительство, события будут развиваться так, как они развиваются, в соответствии с глобальными трендами, к которым относится и растущее противостояние США и новой Европы, с одной стороны, и старой Европы с другой.

Это значит, что если Украина будет ориентироваться на стратегический альянс с США, то на проекте евроинтеграции Украины можно будет поставить крест. Франция и Германия будут категорически против расширения Евросоюза за счет любой страны, которая ориентируется не на них как ядро ЕС, а на унифицированное размазанное Европейское сообщество, геополитически завязанное на США. Просто некоторые украинские политики, как, впрочем, и многие политики в разных странах мира, нередко мыслят достаточно примитивно.

У них все свалено в одну кучу – НАТО, ЕС. И они не понимают, что вступление в НАТО совсем не означает ускорения евроинтеграции Украины.

Н.Р.: Были конкретные заявления из Вашингтона, что «мы поддерживаем Тимошенко потому что она разорвет договор с «РосУкрЭнерго».

С.Б.: Чьи это были заявления именно в таком виде?

Н.Р.: Новый посол США заявлял в Конгрессе.

С.Б.: Он не заявлял, что они поддержат Тимошенко. Он заявил, что Соединенные Штаты поддержат Украину, если Украина захочет разорвать соглашение с РосУкрЭнерго. Слова «Тимошенко» в этом высказывании нет.

Соглашение с РосУкрЭнерго и так заканчивается. Я думаю, что в июле будет уже новый посредник. Это связано не с тем, какое правительство будет в Киеве. А с тем, что американцы попросили Путина РосУкрЭнерго убрать.

И единственное, почему оно их не устраивает: к основанию этой компании в 2004 году были причастны люди, которые присутствуют в списке ФБР как самые разыскиваемые международные преступники. Это Семен Могилевич и Игорь Фишерман.

Н.Р.: И Путин их послушал?

С.Б.: Да. Он, конечно, заинтересован в РосУкрЭнерго. Потому что конечный бенефициар тех 50%, которые номинально принадлежат Фирташу и Фурсину, – Путин и его команда.

Но, все-таки, для Путина на РосУкрЭнерго свет клином не сошелся. Он поставит нового посредника, в котором будет не меньшим бенефициаром и который не будет связан с Могилевичем и Фишерманом.

Н.Р.: Получается, что те, кто составил украинскую часть, «пролетают»? Окружение Ющенко, якобы вошедшее «в долю»?

С.Б.: А их там и не было никогда, это был миф, который Юлия Владимировна создала и активно раздувала, чтобы дискредитировать своих политико-аппаратных противников и ускорить процесс замены посредника РосУкрЭнерго.

Хоть одно доказательство этому было получено или нет?

Н.Р.: А нельзя косвенно считать доказательством то, что Ехануров сейчас отстаивает договор с РосУкрЭнерго?

С.Б.: Вот я на их месте отстаивал бы существующий договор с утроенной энергией. Потому что только контракт с РосУкрЭнерго это гарантия нынешней цены в 95 дол. А со следующим посредником, естественно, цена будет выше.

Н.Р.: А кто может быть следующим посредником?

С.Б.: Например, создаваемая сейчас при участии тюменской «ТНК-BP» и «Лукойла» транспортная транзитная компания, идеологом которой выступает очень влиятельный, хотя и малоизвестный российский бизнесмен Геннадий Тимченко, один из ближайших деловых партнеров Владимира Путина.

Вот такая компания, если ее успеют создать до 1 июля, сможет стать посредником.

Н.Р.: А как же «Газэкспорт» уступит монополию?

С.Б.: «Газэкспорт» никогда не обладал монополией на поставки в Украину. «Газэкспорт» занимается поставками в Западную Европу. А поставками в СНГ занимались другие компании. От «Итеры» до РосУкрЭнерго.

Впрочем, кандидатура конкретного газотрейдера не имеет такого уж существенного стратегического значения. Надо верно понимать цели российской стороны. Стратегической целью, программой максимум, было овладеть газотранспортной системой Украины, но сейчас эта цель не ставится. Потому что Путин пришел к выводу о ее недостижимости, что абсолютно правильно. Потому ставятся гораздо более скромные цели, важнейшая из которых – поддержание на высоком уровне капитализации «Газпрома».

Для этого будет очень важно разыгрывать комедию, что, дескать, он продает Украине газ по $230. На самом же деле, он понимает, став за 6 лет специалистом в газовой отрасли, что это цена неподъемная для Украины и больше $115-120 за тысячу кубометров Украина платить не может.

Ему важно иметь такую схему, при которой он будет продавать за $230, а Украина – покупать за $115. Без посредников эта схема не реализуется, потому что этот посредник должен получать по себестоимости известные объемы среднеазиатского газа.

Не исключено, кстати, что если до 1 июля не успеют создать компанию имени Тимченко, то поставщиком газа в Украину может стать, например, российско-казахстанская компания. Тем самым, Путин привяжет к себе Казахстан и лишит его какой бы то ни было свободы маневра, что сейчас и делается.

Для Украины схема с РосУкрЭнерго была способом избежать более высокой цены. То, что сейчас будет с 1 июля я себе прекрасно представляю. Политик а-ля Юлия Владимировна Тимошенко, либо кто-нибудь такой же безответственный и беспринципный, заявит, что «мы избавились от страшной «росукрэнерги» имени Могилевича и Фишермана, да, просто цена выросла, у нас теперь $115, но зато мы стали честными людьми»…

Н.Р.: А фигурирует цена в $130-140…

С.Б.: Ну, я думаю, что выше $120 не будет. Просто по причине отсутствия у Украины возможности платить больше.

Все-таки, Владимир Путин придерживается принципов рыночной экономики, а решения о цене на газ принимает лично он. Все остальные люди и структуры имеют вспомогательное значение.

Поэтому, украинская экономика, потребители и народ, пострадают, зато невероятно либеральные, демократичные, честные и прозрачные украинские политики, которые тоже будут в доле, возможно, они заявят, что «мы победили».

Защита Ющенко и Ехануровым существующего газового контракта была, на мой взгляд, очень неумелой, в пиар-плане они ее совершенно провалили, не справились с задачей. Но в экономическом плане я считаю, что сделка от 4 января была для Украины выгодна, во всяком случае, она была лучшей их возможных на тот момент.

Н.Р.: А какая судьба постигнет «Укргазэнерго»?

С.Б.: Я думаю, что в «Укргазэнерго» были, в первую очередь, заинтересовано РосУкрЭнерго. Очевидно, при смене посредника эта контора может медленно сойти на нет.

Н.Р.: А РосУкрЭнерго заявляет о своем активном желании выйти на европейский рынок. После того, как Украина расторгнет этот контракт, у РосУкрЭнерго есть какие-то шансы на это?

С.Б.: Украина не может расторгнуть этот контракт, не договорившись предварительно с Россией о том, каким образом будет поставляться газ.

В трубе есть только два вида газа. «Газпромовский особый» по $230 и «росукрэнергетический» по $95.

И тот, кто не покупает «росукрэнергетический» по 95, должен соглашаться на 230.

В рамках предвыборной демагогии возможно все что угодно. Например, обещания Юлии Владимировны в Ивано-Франковске получать от России газ бесплатно, или – Наталии Михайловны Витренко – договориться по $ 40-45.

Но когда люди подходят ответственно к тому, что они делают и говорят, они вынуждены мириться с реалиями рынка. А эти реалии таковы, что без газа обходиться невозможно. Что цена не может быть ниже определенного предела. И, с другой стороны, прекратить поставки газа в Украину Россия не может. Газотранспортная система построена таким образом, что в трубе постоянно должно присутствовать определенное давление. И нельзя сократить добычу газа.

Есть три способа, куда девать добываемый газ, так как прекратить добычу невозможно. Это либо сжигать его, либо направлять в хранилища, либо – в трубу.

Первый вариант неприемлем по вполне понятным соображениям, второй ограничен размерами системы газохранилищ, которое целиком заполняются за 18 дней, значит, остается третий вариант – «Газпром» с определенного момента времени должен поставлять газ в полном объеме.

Независимо от того, платят ему за газ или нет. Это и есть основная гарантия надежности газопоставок. Поэтому, когда минувшей зимой и весной уважаемые украинские политики и экономисты говорили, что РосУкрЭнерго не является надежным поставщиком, потому что может в любой момент обанкротиться, это звучало как полная ерунда.

Надежность газовых поставок определяется самой схемой газотранспортной системы, а не кандидатурой поставщика.

Н.Р.: Но РосУкрЭнерго уже публично заявил о желании покупать европейские сети. Вот, если Украина публично заявит о том, что она расторгает контракт. Это повлияет на судьбу этой компании в Европе?

С.Б.: Понимаете, РосУкрЭнерго – не самостоятельная компания. Это придаток Газпрома и Владимира Путина. Как он решит, так и будет.

Если он решает заменить ее на другую, то все остальные планы РосУкрЭнерго не имеют никакого значения, потому что единственный ресурсом этой структуры – возможности Владимира Путина как президента РФ и «Газпрома» как корпорации.

До тех пор, пока «Газпром» на льготных условиях дает РУЭ среднеазиатский газ и доступ к трубе, существует и бизнес этой компании.

Н.Р.: Идея газовой империи, насколько я понимаю, заключается в том, что Европе дают доступ к газу, а «Газпрому» дают скупить сети.

С.Б.: Отчасти, да.

Н.Р.: Об этом заявляет РосУкрЭнерго. То есть, если РУЭ исчезает с украинского рынка, она автоматически исчезает с европейского?

С.Б.: Скажем так, если Россия согласится на замену посредника, то да.

Н.Р.: Скажите, а зачем вообще нужны посредники для прихода в Европу и покупки европейских сетей? Потому что «Газпром» не настолько открытая структура, можно было отрабатывать эти схемы в ее рамках, зачем нужны эти фирмы?

С.Б.: Для того, чтобы диверсифицировать контроль над газотранспортной инфраструктурой и обеспечить интересы определенных частных лиц.

Н.Р.: А в рамках «Газпрома» это невозможно?

С.Б.: «Газпром» и сам будет покупать активы на Западе. На РУЭ свет клином не сошелся.

Путин легко может отдать РУЭ в жертву американцам, что он, скорее всего, и сделает. Просто, в ситуации 4 января, ему нужен был доверенный посредник, который достаточно надежно реализовал бы схему поставок «газового коктейля» на Украину. И единственной кандидатурой тогда была компания РосУкрЭнерго.

Н.Р.: Считается, что Америка всячески препятствует дальнейшей капитализации «Газпрома» потому что когда «Газпром» перевалит за триллион, он составит конкуренцию на мировой бирже американским компаниям. Это так?

С.Б.: Понимаете, «Газпром» на бирже конкуренцию составлять не может, ибо на бирже корпорации между собой не конкурируют по бизнесу.

В капитализации «Газпрома» заинтересованы, во-первых, все акционеры «Газпрома», к ним относятся аффилированные структуры Владимира Путина, а также значительное количество европейских и американских инвесторов.

Рост капитализации «Газпрома» не противоречит планам Америки, равно как и не совпадает с ними, Капитализация не является ни геоэкономическим, ни, тем более, геополитическим параметром. Поэтому, по большому счету, для Америки не так важна капитализация «Газпрома».

Ее беспокоит совсем не это. Ее беспокоит энергетическая независимость самой Америки и варианты ослабления Западной Европы. Как геополитического конкурента. Вот это важно.

Н.Р.: Если вас послушать, в создании энергетической империи заинтересованы все, кроме самой России.

С.Б.: Да. Потому что все заинтересованы на сегодняшний день, чтоб у России не было геополитических амбиций. Чтоб она съежилась в своих претензиях, замкнулась территориально, не претендовала на доминирование в мире или некоей его части.

Ссылка по теме:

Заклятые друзья. Березовский, Волков, Тимошенко, Белковский >>>

Киев, Елена Маргвелашвили, Любовь Уварова

© 2006, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Интервью, Кавказ, Интервью, Камчатка, Интервью, Киев, Интервью, Красноярск, Интервью, Крым, Интервью, Москва, Интервью, Нижний Новгород, Интервью, Омск, Интервью, Пермь, Интервью, Приднестровье, Интервью, Челябинск, Интервью, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Интервью, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Экономика,