Имидж русских за рубежом гораздо лучше, чем имидж России Эксперты обсудили проблемы репутации Российской Федерации
Накануне в Международном университете в Москве в рамках XIV фестиваля «ДНИ PR В МОСКВЕ» политтехнологи обсудили современный имидж РФ и возможности его оптимизации.
Как отмечает корреспондент РИА «НР», всевозможные «круглые столы» и конференции по поводу необходимости улучшить «лицо» (или то, что понимается под лицом) России проходят в обеих столицах страны постоянно, иногда параллельно и даже по нескольку одновременно. В этой связи, говорили собравшиеся эксперты, очевидно, что у представителей российской элиты есть ярко выраженный запрос на некие чудесные политтехнологии, которые способны скрасить образ державы на Западе. Но при всем желании даже самый расчудесный пиар-доктор не выпишет какого-то рецепта, пока у заказчиков не выработается четкое представление о том, какой должна быть концепция позиционирования страны.
ТРИ ПУТИ
Президент Коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» и модератор круглого стола Евгений Минченко с сожалением констатировал, что, несмотря на многочисленные попытки сформулировать эту концепцию, сегодня у российской элиты нет единого мнения о том, как должна позиционироваться Россия за рубежом.
Существуют как минимум три разнонаправленных концепции:
1. «Экономический прагматизм», суть которого сводится к простым товарно-денежным отношениям – газ по рыночной цене и ничего личного. При таком позиционировании Россия воспринимается как адекватный договороспособный партнер, преследующий исключительно экономическую выгоду и лишенный имперских амбиций.
2. Концепция «русского мира». Ее активным носителем является нынешний Патриарх Кирилл, который взял на себя миссию «собирания паствы» на постсоветском пространстве и весьма преуспел в этом. Эта концепция означает создание общности людей, находящихся в русле православной традиции.
3. И, наконец, существует третья концепция «Мы тоже Европа», ее авторы предлагают позиционировать РФ ни как страну «с особым путем, суверенной демократией, самое большое государство в мире», а как часть Евросоюза – у нас такие же традиции, схожие законы, общие проблемы.
Как отметил господин Минченко, авторы-носители всех трех концепций между собой активно конфликтуют, неэффективно тратят ресурсы, выделяемые на эти цели, поэтому ситуация с улучшением имиджа страны не меняется вот уже многие годы.
Более того, Евгений Минченко выделил несколько «рисков», благодаря которым образ РФ в ближайшее время может только ухудшиться.
Это, во-первых, лидерский (иногда неоправданно) стиль российской дипломатии. Сложные, запутанные отношения с Украиной, которую последние годы российские СМИ изображали как врага, а теперь неожиданно стали призывать к максимальной интеграции. У народов двух стран возникает закономерное непонимание: «Когда нас обманывали, в 2008, когда называли Украину недоброжелательным соседом, или сейчас?». У бизнеса возникает масса вопросов по сомнительным сделкам в металлургии и других отраслях.
Еще одним риском, по мнению эксперта, можно считать отложенный армяно-азербайджанский конфликт и нестабильную ситуацию в Средней Азии. Сильно раскачивает «лодку» высокий уровень критичности внутри России. В качестве иллюстрации к последнему тезису Евгений Минченко привел ситуацию с осмеянием российской экспозиции на «ЭКСПО-2010» в Шанхае, где главным персонажем отечественного павильона стал носовский Незнайка. «Российские СМИ все как один стали цитировать издевательские комментарии», – сказал Минченко. Такое невозможно себе представить в европейских странах или в США, чтобы местные СМИ муссировали национальный «позор».
Представитель ВЦИОМа дополнила своими примерами нагнетание антироссийских настроений за рубежом.
По ее словам, такие настроения характерны для молодых европейцев и представителей стран азиатского региона. Молодое поколение подчеркнуто не интересуется Россией, не хочет изучать язык и не связывает свое будущее с этой страной. Особенно это заметно в странах Средней Азии. «Формируется некий тюркский анклав. Такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан больше тянутся к Турции, нежели к России», – отметила представительница ВЦИОМ.
Управляющий партнер компании KCG (Украина) Александр Сегал в свою очередь рассказал, что РФ, постоянно поднимая тему «русского языка» на Украине, реально не сделала ничего для того, чтобы привлечь украинскую молодежь.
«На Украине действительно уже 15 лет никто не изучает русский язык. И все эти годы РФ выражает протест по этому поводу. А можно было бы сделать гораздо эффективнее: выделить в престижных столичных вузах места для украинских ребят, пригласить их изучать язык в нашу страну! Но этого никто не сделает, потому что это не принесет денег. Нашим чиновникам от образования проще открыть какой-то филиал Московского Педагогического Университета на Украине. Но любой студент, выбирая между нормальной формой обучения в нормальном вузе и каким-то вечерним филиалом, выберет украинский вуз», – сказал Александр Сегал.
ТУРИЗМ
Настоящие аплодисменты участников дискуссии сорвал экс-сотрудник Администрации президента, а ныне вице-губернатор Вологодской области, пиарщик Олег Матвейчев. Модераторы круглого стола представили его, «как самого глубокого философа из всех здесь присутствующих».
Г-н Матвейчев начал свой доклад с истории, случившейся с ним в 2006 году, когда в лобио одного из столичных отелей он два часа отвечал на вопросы итальянского журналиста. Вопросы, утверждает политтехнолог, были как на подбор специфические, – про медведей на улицах, пьянство и так далее.
«И в числе прочего он задал мне такой вопрос: «Я, конечно, не могу даже представить, чтобы это случилось со мной или моими близкими, но все-таки скажите, как вы терпите этот гнет КГБ?»…. Я растерялся и не знал что ответить, – смеется Матвейчев. – Начни его разубеждать, он только утвердится в том, что все мы запуганы и КГБ всесильно. И завтра меня повезут в ГУЛАГ или запрут в камеру к Ходорковскому. И так думает большинство на Западе. Они не знают Россию и боятся ее».
Олег Матвейчев привел цифры, что за год только один Рим посещают 16 млн. туристов. Всю Россию с ее Байкалом, Питером, Камчаткой, Золотым кольцом – только 2 млн в год. Поэтому, конечно, существуют мифы. И, чтобы их развенчать и УЛУЧШИТЬ ИМИДЖ РФ ЗА РУБЕЖОМ нужно срочно развивать въездной туризм.
«У нас уникальная ситуация. Нас все знают. Китайцы знать не знают, где находится Германия. А, где РФ, – знают прекрасно. Мы самая большая и очень известная страна. Нам не нужен никакой дополнительный пиар, чтобы к нам поехали», – продолжает эксперт.
Олег Матвейчев выглядел победителем: «делов-то». Зал аплодировал.
Следующий в очереди спикер дискуссии, президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, поставил под сомнение рецепт успеха от г-на Матвейчева.
По его словам, в ситуации, когда во власти нет консенсуса: а надо ли вообще улучшать имидж России, – вкладывать деньги во что-то просто глупо.
Г-н Виноградов дал понять, что в сегодняшнюю Россию, где никому не гарантированы безопасность и права человека, заманить большой поток туристов не удастся. Нужно менять принципы и систему управления, делать страну привлекательной, тогда иностранцам захочется посмотреть на Мавзолей. А не наоборот – туристы приехали, посмотрели на Мавзолей, вернулись, рассказали знакомым и имидж страны значительно улучшился.
«Вообще нужно признать, что имидж русских за границей значительно лучшем, чем имидж самой России», – заметил Виноградов.
Свои «пять копеек» в критику идеи «формирования и продвижения» позитивного имиджа РФ за рубежом внес украинский эксперт Александр Сегал, который заметил, что все разговоры об имидже остались в 90-х годах прошлого века. Сегодня целевые группы совершенно не интересуют эти вопросы, людей интересует репутация страны в целом. Именно на репутацию и нужно работать российской элите. При чем не обязательно, что репутация должна быть исключительно положительной.
«Взять, к примеру, Израиль, – отметил модератор дискуссии Евгений Минченко. – Он продвигает себя в глазах только одной страны – США и плюет на всех остальных. У него репутация как у дворового хулигана, который ничего никому не спустит, не забудет и не простит. И обязательно «разберется» с «зарвавшимся» рано или поздно. Даже США могут забыть или простить. А вот Израиль он такой, резкий, агрессивный, за себя постоит. Это тоже репутация и весьма яркая».
Москва, Арина Морокова
© 2010, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».