российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Понедельник, 29 апреля 2024, 02:30 мск

Новости, Кратко, Популярное, Интервью

Архив
Россия изменится только после падения цен на нефть Пока же Кремль добывает углеводороды, чтобы строить трубопроводы

Россия сможет измениться только после падения цен на нефть, обвал которых отечественная экономика будет не в состоянии ничем компенсировать. Такое мнение высказали экономические эксперты в ходе он-лайн конференции «Финам.ru». Согласно их оценке, нынешняя модель уже не принесет стране развития, поскольку исчерпала себя. От предвыборного и поствыборного периода эксперты не ждут серьезных позитивных изменений.

Директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев, принимавший участие в конференции, оценил нынешнюю экономическую политику РФ как непрофессиональную и безответственную.

«Доказывать неэффективность можно по многим показателям. Меня впечатляет, например, то, что за 2000-2010 годы от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа Россия получила $1,6 трлн. Это по объему около пяти российских федеральных бюджетов. За эти-то деньги можно было бы по-настоящему обустроить Россию, сделать, что называется, «конфетку». Но когда выезжаешь за пределы Москвы и видишь во многих областях убогость провинциальной жизни, как-то задаешься вопросом – где деньги, Зин?», – отметил эксперт.

Николаев обратил внимание, что сегодня бездефицитность федерального бюджета обеспечивается примерно при уровне мировых цен на нефть $120 за баррель. «Для такой вот структурно не самой хорошей экономики, мягко говоря, это комфортный уровень. Нас должна успокаивать такая комфортность? По-моему, нет. Считаю, что диверсифицированная экономика, по-настоящему инновационная, вполне комфортно себя бы чувствовала и при ценах на нефть в $70 за баррель», – сказал он.

Между тем, эксперт с сожалением добавил, что не видит перспектив сокращения доли в экономике нефтегазового сектора в ближайшие годы.

«Я уже говорил о нефте- и газопроводах как о хребте сырьевой экономики. Я как-то даже воочию себе представляю все эти трубы как каркас экономики сырьевого типа. Трубы надо заполнять, выполняя контрактные обязательства? Значит, все большие ресурсы российской экономики будут направляться на то, чтобы добывать, добывать, добывать во все более труднодоступных местах заветное сырье. Ну, и как сократить долю нефтегазового сектора в этом случае? Это наша беда. Мало того, что мы сегодня делаем, мягко говоря, немножко не так. Мы создаем большие проблемы на будущее», – констатирует Николаев.

При этом он обращает внимание, что никакие направления в российской экономике не могут в обозримой перспективе компенсировать возможное падение цен на энергоносители. Они просто не готовы для этого, они просто недоразвиты.

«Если такое падение (цен на нефть) будет, то пока волшебной палочки-выручалочки у нас нет. И по-другому не могло быть. Потому что экономика у нас осталась зависимой от экспорта сырья, потому что хребет этой экономики только усилился. Мы строим новые нефте- и газопроводы, вкладываем туда десятки миллиардов долларов, укрепляя тем самым сырьевую направленность нашей экономики. Про советскую экономику известный эколог М. Лемешев говорил еще в 70-е годы прошлого века: «Мы добываем железную руду, чтобы делать экскаваторы, мы делаем экскаваторы, чтобы добывать железную руду». Позволю себе перефразировать понравившуюся мне цитату: «Мы добываем нефть, чтобы сроить нефтепроводы, и мы строим нефтепроводы, чтобы можно было добывать нефть». Так что самоедство теперь уже российской экономики сохраняется», – отмечает Николаев.

По его мнению, у России вряд ли получится взять на вооружение китайскую модель и развивать внутренний спрос.

«Китай, как и в первую волну кризиса, постарается компенсировать снижение потребления его товаров на внешних рынках за счет развития внутреннего рынка. Если бы мы действовали стратегически именно таким путем, то и у нас можно было бы избежать огромного экономического провала. Но в полной мере нам компенсировать снижение спроса на наше сырье все равно не удастся. У нас совершенно другая структура экономики – сырьевая», – констатирует эксперт.

По его оценке, сейчас многое мешает динамичному восстановлению российской экономики. Одно из главных препятствий – недостаточно высокий уровень конкуренции в экономике. В экономике, где административные рычаги по-прежнему остаются очень важными для ведения бизнеса, конкуренция не является институтом, который позволяет развиваться быстро и эффективно.

«Нет соответствующих рыночных стимулов. И вот этим надо было бы заниматься. Развивать конкуренцию. Но тут возникает много вопросов. Оказывается, что для развития конкуренции потребуется проводить не показушную, а реальную административную реформу. Потому как первые душители конкуренции у нас чиновники. А это уже политические реформы, на которые властям идти чрезвычайно трудно. Так что одно из четырех известных И – «институты» – остается по-прежнему у нас недоразвитым», – считает Николаев.

Научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института экономической политики им. Гайдара Кирилл Родионов также считает, что в течение всего предыдущего десятилетия зависимость российского бюджета от сырьевого экспорта только усиливалась.

«Если в 2002 году федеральный бюджет был сведен с профицитом 1,4 ВВП при ценах на нефть Urals $24 за баррель, то в 2010 году дефицит федерального бюджета составил 4% ВВП при среднегодовой цене на нефть в $78 за баррель. Сильно вырос ненефтегазовый дефицит бюджета – с 5,2% ВВП в 2006 году до 13,9% ВВП в 2010-м. Если расходные обязательства, намеченные правительством за последние 8 месяцев, будут включены в главный финансовый документ следующего года, то бюджет-2012 сведется без дефицита только при среднегодовой цене нефти в $150 за баррель», – сказал эксперт.

По его мнению, это чрезвычайно опасно для будущего страны.

«Среднегодовая цена на нефть в длительной исторической ретроспективе (1880-2007 годы) составляет $19,41 за баррель (в ценах 2000 года). Период экстремально высоких цен на энергоносители рано или поздно закончится, и тогда Россию ждут большие финансовые проблемы», – констатирует он.

Согласно его оценке, резерв сокращения зависимости исполнения бюджетных обязательств от уровня цен на нефть лежит в урезании государственных расходов и использовании неналоговых источников доходов.

«Необходимо возвращаться к канонам бюджетного консерватизма, которым Россия придерживалась в начале 2000-х годов, когда была свежа память о дефолте 1998 года. Несмотря на то, что урезание социальных расходов политически нереально, у правительства есть широкое поле для бюджетного маневра», – считает Родионов.

В первую очередь, полагает эксперт, это касается сокращения бюджетных расходов по статье «национальная экономика». Дирижистская политика, которая проводилась правительством во второй половине 2000-х годов (деприватизация «ЮКОСа» и «Сибнефти», накачка узкого круга государственных компаний («Газпром», «Роснефть») новыми активами, создание госкорпораций, принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в «стратегические» отрасли) была вовсе не бесплатной для налогоплательщиков.

«Если в 2005 году расходы бюджета по статье «национальная экономика» составили 7,9% (250 млрд. рублей), то в 2009 – уже 18,6% (около 2 трлн рублей). Поэтому первым шагом на пути бюджетной стабилизации должен стать отказ от продолжения политики национализации и полная ликвидация государственных корпораций», – считает он.

Как сомневается Родионов, что правительство изменит подходы к проведению экономической политики после окончания федерального избирательного цикла.

«Скорее всего, без внимания не останется работа 21 экспертной группы по коррекции Стратегии-2020. В итоговом докладе экспертов говорится о необходимости достижения бюджетной стабилизации, радикальном снижении инфляции, запуске пенсионной реформы, нормализации делового климата и тд», – отмечает эксперт.

При этом он отмечает, что из недолгой истории посткоммунистической России известно, что, во-первых, экономические программы реализуются только тогда, когда в выработке экономической политики участвуют их авторы; во-вторых, реформы осуществляются тогда, когда их будет нельзя не проводить.

«Поэтому, скорее всего, реальных изменений можно будет ожидать лишь в случае резкого снижения цен на нефть и серьёзных перестановок «наверху», – прогнозирует Родионов.

Ссылки по теме:

В правительстве Путина признали: скоро Россия будет полностью импортозависима /// Нынешний курс рубля крепче, чем способна выдержать отечественная промышленность >>>

Рублю предрекают новый обвал /// Сразу после президентских выборов 2012 года >>>

Эксперт: России предстоят тяжелые времена /// «Нефть упадет в цене, а растущие объемы импорта и ЦБ РФ обеспечат полный развал реального сектора экономики» >>>

Россия стала жертвой экономического вампиризма /// Центральный банк РФ работает на разрушение отечественной экономики >>>

Москва, Андрей Романов

Москва. Другие новости 13.09.11

«Медведев! Путин! Не поддерживайте сирийский режим». Оппозиция Сирии проводит «День гнева» против России. / Бортинженер, выживший при крушении Як-42, переведен в обычную палату. / РБК приобрел «ОГОРОД» за $1 млн. Читать дальше

© 2011, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках