AMP18+

Москва

/

Пенсионные судороги: реформаторские идеи ЦБ и Минфина непонятны даже экспертам

image

Основная проблема пенсионной системы в России заключается в том, что правительство пытается судорожно и кулуарно решить краткосрочные задачи, связанные с нынешним дефицитом госбюджета и Пенсионного фонда, в ущерб долгосрочному развитию. Такое мнение высказали сегодня ведущие эксперты в данной области на пресс-конференции в Москве. По их оценке, в любом случае реформа неизбежна, но то, как она готовится, вызывает массу вопросов.

Первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергей Эрлик обратил внимание, что сейчас Россия действительно переживает нелегкий период, который связан с санкциями и большим объемом социальных обязательств. «Государство в период высоких цен на нефть пыталось поддерживать страховую пенсию на уровне, который покрывал инфляцию, считая это важной составляющей всей социальной политики», – напомнил он и добавил, что сейчас ситуация заметно изменилась в худшую сторону.

В связи с падением цен на нефть и демографическими проблемами – ростом продолжительности жизни и уменьшением числа граждан трудоспособного возраста – государство не видит выхода из этой ситуации в рамках существующей пенсионной системы. «Реформирование системы неизбежно», – считает Эрлик.

Изменение внутри системы, которые подталкивают к реформированию, отметил также исполнительный директор аналитического центра «Институт страхования», управляющий партнер НИФИ Павел Самиев.

«Что мы имеем сейчас: с точки зрения экономики, демографии у нас низкий уровень заработных плат и снижение реального уровня доходов населения. Сейчас такой антирекорд, несмотря на то, что есть некоторые признаки восстановления отраслей экономики», – отметил он.

Самиев также обратил внимание еще на два фактора, которые неблагоприятно влияют на пенсионную систему – рост числа людей пожилого возраста. По данным Банка России, трудоспособное население страны ежегодно сокращается на 900 тысяч человек. При этом сохраняется высокий уровень неформальной «теневой» занятости, которая в некоторых регионах Северного Кавказа превышает 50%.

Как отметили эксперты, проблемы есть и их необходимо решать, но то, как это делает правительство РФ, вызывает массу критики. «Вся история реформирования (пенсионной системы) сводится к тому, чтобы закрыть какие-то дыры короткого периода. А в глобальном смысле и введение балльной системы, и увеличение пенсионного возраста могут использоваться только для снижения давления на бюджет», – констатировал Самиев.

Новые инициативы министерства финансов и ЦБ РФ по формированию добровольных пенсионных накоплений эксперты считают слишком расплывчатыми, а потому – нецелесообразными.

«Мы считаем, что инициативы Минфина и Центрального банка озвучены нечетко, и мы не видим их преимуществ перед действующей системой. Практически все, что могут предложить Минфин и ЦБ, может быть реализовано уже сейчас», – подчеркнул ведущий аналитик компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Биезбардис.

В качестве примера он привел перевод пенсионных накоплений в частную собственность. «Что мешает законодателям сделать это сейчас: досрочное снятие или снятие в случае угрозы здоровью», – добавил Биезбардис.

«Самое главное, что нам не нравится – законодатели пытаются решить проблему распределительной системы, забрав средства из накопительной системы», – сказал эксперт.

Он уверен, что сохранение хотя бы 1% тарифа накопительной системы в обязательном порядке, поможет сохранить инфраструктуру и индустрию пенсионных фондов. «Это позволит в дальнейшем, при улучшении ситуации в бюджете России, восстановить в полном объеме накопительную систему», – считает Биезбардис.

По мнению Эрлика, в новой пенсионной инициативе сейчас многое неясно не только обывателям, но даже экспертам.

«Мы меняем концепцию всей системы, но мы не очень понимаем, чем она плоха. Есть некоторые вещи, которые можно сделать в рамках существующей системы. Если говорить о концепции, которую предложил Минфин, мы с большим удивлением услышали о ней, потому что данный документ разрабатывался в условиях строжайшей секретности, мы не имели возможности ознакомиться с проектом и высказать свои предложения», – отметил первый вице-президент НАПФ.

«Мы не видели экономической составляющей влияющей вопроса. Никто не посчитал и не сказал нам, почему и в чем накопительная система не оправдала ожиданий», – добавил Эрлик.

Как обратил внимание президент «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков, из того, что было озвучено представителями правительства 23 сентября, непонятно, какие риски реформа несет в себе. «Нужно просчитать все последствия, которые несет в себе новшество»,– сказал он и добавил, что у граждан должна быть гарантия того, что они будут иметь доход через определенный промежуток времени.

Самиев со своей стороны отметил, что перед стартом новой пенсионной реформы необходимо учитывать поведение граждан на финансовом рынке. По его оценке, сейчас у населения очень низкий уровень склонности к сбережению – нет мотивации на добровольные накопления. При этом 73% граждан вообще не имеют никаких накоплений из-за низких доходов. А среди тех, кто может откладывать деньги, большинство делает это на краткосрочный период.

«Авторы инициатив предлагают сконцентрировать свои усилия по созданию коэффициента замещения утраченного заработка только низкодоходному слою населения. Те, кто зарабатывает 35 тысяч рублей и выше, фактически отказывается от приемлемой пенсии», – уверен Биезбардис. Он добавил, что коэффициент замещения, который декларирует Минфин, способствует появлению бедных пенсионеров.

«Наши люди устали от постоянных изменений, с которыми сталкивается пенсионная система. Очередная встряска не играет на руку ни государству, ни Пенсионному фонду. Государству предстоит предпринять значительные усилия, в том числе финансовые, чтобы убедить граждан в целесообразности этой программы», – уверен Эрлик.

Он считает, что в сложившихся сложных условиях государство и негосударственные пенсионные фонды должны совместно разрабатывать новую систему, чтобы представлять возможности, которые будут открыты для граждан, и в дальнейшем объяснять населению перспективы изменений.

«Пока мы видим тактические выкладки, которые не позволяют просчитать, что будет с пенсионной системой через 5 лет», – считает Четвериков.

По мнению Эрлика, если государство не услышит голос экспертного и профессионального сообщества, это может привести к тому, что уже через 2 года «придется обсуждать новую концепцию развития пенсионных накоплений».

Москва, Мария Вяткина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика, правительство РФ, Финансовый кризис, ЦБ РФ,