Молдавии следует опасаться «виртуальной реинтеграции», считает политолог
Скорое подписание нового документа по приднестровскому урегулированию может заложить основы виртуальной, а не реальной реинтеграции, которая может поставить под угрозу функционирование Молдавии как государства и ее сближение с Европейским Союзом.
Об этом в аналитическом материале пишет молдавский политолог, эксперт лондонского Европейского совета по международным отношениям Нику Попеску. РИА «Новый Регион» предлагает сокращенный перевод статьи с румынского языка:
«Для Молдавии опасность заключается в том, что Приднестровье может превратиться в Аджарию времен Шеварднадзе: де-факто существующую отдельно, но декларативно входящую в состав страны.
Воссоединение Молдавии по образцу Аджарии (когда Саакашвили изгнал Аслана Абашидзе и установил полноценный контроль над Батуми – Прим. РИА «НР») не представляется возможным в обозримом будущем, поскольку условия, имевшие место в Грузии в 2004 году, отсутствуют в Молдавии: президент Воронин или будущий президент непопулярны в Приднестровье, Россия больше не будет стоять в стороне, а Молдавия не будет прибегать к военному давлению.
На данном этапе «аджарский прецедент» или виртуальная реинтеграция – это самая опасная перспектива для Молдавии. Быстрое урегулирование на основе правил, навязанных Россией, накануне выборов (в парламент РМ весной 2009 года – Прим. РИА «НР») абсолютно ничего не изменит в Приднестровье, но очень многое изменит в Молдавии.
Со Смирновым или без него, Россия будет стараться создать все предпосылки для сохранения существующей в Приднестровье ситуации: авторитарной политической системы, изолированной от Молдавии, на которую Кишинев не сможет оказывать никакого реального влияния; вооруженных формирований, не зависимых от Молдавии; местных спецслужб; контроля над внешней границей и российского военного присутствия в той или иной форме.
А Молдавия изменится значительно. Приднестровье формально (но не на деле) признает суверенитет Молдавии, направит около 20 депутатов в молдавский парламент, которые будут голосовать консолидировано так, как хочет Тирасполь, и станут главными посредниками во фрагментированной политической системе Молдавии. Таким образом, Тирасполь будет устанавливать правила игры для любой кишиневской администрации еще в течение многих лет или даже десятилетий.
У Тирасполя будут полномочия и рычаги для блокирования попыток Молдавии реформироваться, европеизироваться и консолидироваться как государство. А у Молдавии будут минимальные рычаги воздействия на виртуально реинтегрированное Приднестровье. Республика Молдова может легко стать заложницей Приднестровья, так же как Шеварднадзе был заложником Аджарии.
И все же реинтеграция возможна. Но она должна быть достигнута только путем изменения молдавских реалий, а не подписанием каких-то документов, которые никто не воспринимает всерьез в Москве или Тирасполе.
Реинтеграция уже реализуется. Приднестровские бизнесмены становятся частью единой экономической системы Молдавии; благодаря молдавским таможенным печатям приднестровский экспорт в ЕС стремительно растет, делая приднестровскую экономику более зависимой от Кишинева, а приднестровские университеты хотят получить аккредитацию в министерстве образования РМ (так в тексте оригинала – Прим. РИА «НР»).
Молдавии нужно консолидировать и углубить текущие тенденции как в процессе приднестровского урегулирования, так и в сближении с Евросоюзом. Чем ближе к ЕС будет Молдавия, тем более функциональной и процветающей будет страна и тем более реальными станут шансы на реальную, а не виртуальную реинтеграцию».
Ссылки по теме:
Приднестровское урегулирование: эксперты менее оптимистичны, чем президенты >>>
Евросоюз не готов снять ограничения на свободное передвижение руководства ПМР >>>
Молдавия вместе с Приднестровьем – «троянский конь» для Румынии >>>
Косово – самый спорный из балканских прецедентов >>>
Тирасполь – Лондон, Эрнест Варданян
© 2008, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».