Российские власти не дождались от российских «политических» НКО исполнения закона об «иностранных агентах». Почти все правозащитные организации еще до вступления в силу новой редакции закона о НКО объявили себя «отказниками». Генпрокуратура в ответ начала планомерное исследование финансовой деятельности НКО. В исследовании источников финансирования – вплоть до «государственной принадлежности» жертвователей – надзорному ведомству помогают специалисты Минюста и ФНС. Старт кампании задал президент Путин, который в середине февраля на коллегии ФСБ потребовал от НКО исполнения законодательства, а от госслужб – контроля над этим процессом.
О начале массовых проверок НКО сообщила представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. «Подобные проверки проводятся повсеместно в соответствии с планом работы Генпрокуратуры» – цитирует пояснения Генпрокуратуры «Коммерсант».
Первым в списке на проверку оказалась Московская школа политических исследований (МШПИ). Эта организация создана в декабре 1992 года при поддержке Совета Европы. На сайте сообщается, что она «знакомит лидеров общественного мнения с методами, практиками гражданственного мышления и действия». Прокуратура затребовала у Московской школы политических исследований все документы, касающиеся деятельности НКО с 2010 по 2012 годы, включая карточки бухгалтерских счетов, договоры с жертвователями, декларации по упрощенной системе налогообложения. Прокуроры просят предоставить учредительные, уставные документы, сведения об учредителе, документы, раскрывающие источники поступления средств и иного имущества, а также сведения об отчетности с отметкой о направлении в Минюст РФ, подтверждающие своевременность и полноту представления НКО отчетов. Прокуроров интересуют документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, полученных для осуществления деятельности организации. Им важно знать, из каких организаций и от каких физических лиц поступали деньги, «их государственная принадлежность» и на какие цели выделялись средства. Наконец, прокуроры требуют сообщить общую сумму денежных поступлений в организации за 2010, 2011 и 2012 годы.
По словам представителей школы, сотрудники прокуратуры заявили, что у них есть целый список организаций, к которым они придут с проверкой в ближайшее время.
Представители «политических» НКО отмечают, что текущая проверка отличается от всех предыдущих тем, что, помимо специалистов надзорного ведомства, в ней участвуют сотрудники Минюста и ФНС. В НКО считают, что эти проверки – начало работы по составлению списка «иностранных агентов».
Напомним, что еще до вступления в силу новой редакции закона о НКО большинство этих организаций объявили, что не станут добровольно исполнять новый закон и маркировать себя как «иностранных агентов». Первыми «отказниками» стали «Мемориал», «Московская Хельсинская группа» Людмилы Алексеевой, «За права человека» и российское отделение Transparency International (признана иноагентом). Правозащитники заявили, что признание себя иностранным агентом равноправно признанию во вредительстве своей стране и не пожелали официально соответствовать этому статусу. Правда, зачем-то правозащитники объявили себя «жертвами» задолго до того, как их кто-либо мог попытаться заставить исполнять новые нормы закона.
Финансирование НКО – наиболее «острая» тема для членов этих организаций и по этому поводу правозащитники готовы до последнего отбиваться от государства. Например, «Агора» два года подряд «воевала» в судах за возможность не платить налоги на прибыль с иностранного финасирования. 28 июля 2011 «Агора» «отбилась» в Высшем Арбитражном суде: ВАС постановил, что российские НКО не обязаны платить налог на прибыль с пожертвований, полученных из-за рубежа. В октябре 2012 года эта же организация в пермском райсуде парировала претензии от Минюста. Правда, лишь на основании того, что Минюст не уполномочен осуществлять налоговый контроль и выставлять требования по уплате недоимок.
По новому закону о НКО, принятому Госдумой весной и подписанному президентом этим летом, организации, которые получают иностранное финансирование и «занимаются политической деятельностью», должны зарегистрироваться в реестре Минюста и снабжать свою продукцию соответствующей меткой. Например, материалы на сайтах этих организаций и размещенные в других СМИ пресс-релизы того же «Мемориала» должны будут помечаться как «материалы изданы НКО, выполняющей функции иностранного агента».
«Участником политической деятельности» признается организация, которая, независимо от декларируемых целей и задач, финансирует и проводит политические акции в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Если НКО, которая выполняет функции иностранного агента, не состоит в специальном реестре таких организаций (отказалась регистрироваться в Минюсте в качества «агента»), то организация будет оштрафована на 300-500 тысяч рублей, а должностные лица на 100-300 тысяч. Если НКО-иностранный агент разместила в СМИ или в интернете информацию без указания, что эта информация размещена иностранным агентом, то предлагается наложить штраф на должностных лиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, на юрлиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
Если НКО-иностранный агент продолжила работать, несмотря на решение о приостановке ее деятельности, то штраф планируется ввести в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей на организаторов работы такого НКО, а на участников такой организации – от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
До сих пор реестр «иностранных агентов» так и не был создан. До сих пор госорганы наблюдали – исполнит ли новые нормы добровольно хоть одно из «политических» НКО. «Люфт» между вступлением в силу закона и принуждением к его исполнению составил несколько месяцев.
Новые положения закона об НКО являются калькой с американского законодательства, где действуют существенные ограничения для политических организаций, финансируемых из-за рубежа. Схожие меры действуют также в Израиле и Франции. До сих пор ни одна из организаций, отказавшихся (зачем-то заранее) от признания себя «иностранным агентом», не смогла пояснить, как «глухой отказ» соответствовать новым нормам и их критика сочетается с привычными отсылками правозащитников к европейской и американской законодательной и правоприменительной практике.
Ссылки по теме:
В Екатеринбурге не обнаружено ни одного «иностранного агента» – НКО не спешат регистрироваться в Минюсте >>>
Неизвестные вновь атаковали «Мемориал» в Москве (ФОТО) И вывесили транспарант «Здесь сидит иностранный агент» >>>
«Правозащитники – не настоящие!» «Офицеры России» создали альтернативный правозащитный совет, обозвав Алексееву сотоварищи «пятой колонной» >>>
Российские правозащитники отказались признавать себя иностранными агентами «Мемориал» и «Московская Хельсинская группа» заранее стали отказниками >>>
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 12.03.13
В Ватикане начались выборы нового папы. Сикстинская капелла срочно переоборудована в избирательный участок. / США ввели санкции против КНДР. / Нефть подешевела до 110,22 доллара за баррель. Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».