Правительство России в ближайшее время превратится в еще более закрытую структуру, чем сейчас. В закон «О правительстве РФ» предложены поправки, которые позволят кабмину принимать отдельные решения без созыва заседаний. К подобным «отдельным решениям» относятся, например, такие немаловажные вопросы, как государственные заимствования и приватизация. В итоге общественность будет знать о государственных делах еще меньше. Поправки, разработанные Минюстом, уже одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности и рекомендованы к принятию.
Как пишет РБК со ссылкой на свои источники, в предложенных поправках перечень вопросов, которые решаются только на заседаниях правительства, предложено урезать на четверть. В частности, предлагается перестать обсуждать на правительственных заседаниях планы государственных заимствований (объемы выпуска ценных бумаг), продажу федеральной государственной собственности, проекты оказания финансовой поддержки на суммы меньше 100 млн руб., а также вопросы заключения международных договоров РФ, подлежащих ратификации.
Эксперты отмечают, что поправки в закон могут выглядеть как чисто бюрократический ход, но, независимо от мотивации разработчиков, общество будет знать меньше о решениях и соображениях властей. То есть правительство становится все более закрытым. Сейчас как минимум публикуются повестка заседаний, стенограмма открытой части, и, если часть вопросов будет выведена из-под формата заседаний, информации о них станет на порядок меньше.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость изменения закона о правительстве объясняется тем, что его нормы «по прошествии более 18 лет со дня принятия (…) в силу определенных политических преобразований и нововведений в системе государственного управления требуют уточнения», а порядок и процессуальные реалии рассмотрения тех или иных решений правительством поменялись. На заседаниях Минюст предлагает решать только вопросы, «непосредственно вытекающие из конституционных норм», касающиеся организации деятельности органов исполнительной власти, формирования и исполнения федерального бюджета, законодательных инициатив. Остальное проект предлагает решать «без созыва заседаний». Но в проекте оговорено, что на своих заседаниях правительство может рассматривать «и иные вопросы» – по решению президента или премьер-министра.
Перечень вопросов, которые решаются исключительно на заседаниях правительства, сейчас состоит из 16-ти пунктов. В частности, только так принимаются решения о внесении в Госдуму проектов федерального бюджета и правительственных законопроектов, рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, устанавливается перечень товаров, цены на которые регулируются государством, рассматриваются вопросы приобретения государством акций, следует из закона «О правительстве». С момента принятия закона в 1997 году этот перечень ни разу не сокращался – только дополнялся. Так, вскоре после принятия закона в 1997 году обязательным для вынесения на заседания правительства стал вопрос о покупке государством акций, а в 2008 году – отчет правительства о результатах его деятельности за год, который затем представляется Госдуме. Нынешний закон о правительстве предполагает, что о решениях, которые приняты на его заседаниях, в том числе закрытых, аппарат правительства обязан сообщать общественности через СМИ; журналисты также могут присутствовать на этих заседаниях.
Эксперт по госслужбе, доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин считает, что цель сокращения перечня вопросов, обязательных для обсуждения на заседаниях правительства, – разгрузить повестку заседаний. Видимо, объем вопросов получается слишком большим и есть желание его уменьшить, рассуждает он. То же объяснение дает директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.
По мнению Кудюкина, в целом при соблюдении всей процедуры предварительных согласований и при условии, что учтены все необходимые позиции, упрощенный порядок принятия решений по ряду вопросов возможен. Другое дело, что вопросы, касающиеся планов госзаимствований и приватизации федерального имущества, слишком важны, чтобы их выводить из перечня обязательных для коллегиального обсуждения. Перевод этих вопросов в категорию «необязательных» выведет их из сферы общественного контроля, подчеркнул эксперт. Из законодательства и регламента правительства следует, что если предложенные поправки будут приняты, то общественность будет узнавать об этих «необязательных» вопросах лишь после того, как решения по ним будут приняты, а принятые в правительстве акты опубликованы, говорит он. «Особенно интересно с приватизацией получится», – иронизирует эксперт. И вопрос о госзаимствованиях, и вопрос о приватизации сейчас, в условиях бюджетных затруднений, особенно актуальны.
Москва, Зоя Березина
Москва. Другие новости 05.04.16
Россия покинула тройку лидеров по расходам на вооружения. Страны Запада продолжают наращивать военную мощь. / «Киберберкут»: Порошенко отдаст Турции Херсон и поселит там мусульман. / Итальянские СМИ: Россия победила в Сирии, став освободительницей Пальмиры. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»