Россия теряет позиции мировой державы в важнейших областях Во многом это объясняется инертностью и эгоизмом российского обывателя
Россия становится все менее заметной страной в мире. Дело не только в экономике, перешедшей из разряда самых быстрорастущих стран в список стран, наиболее пострадавших от кризиса. И не только в потере традиционных сильных сторон России – достижений в науке, спорте и оборонной промышленности.
Одна из ключевых причин отдаления России от мира в том, что самой России неинтересны мировые вопросы. Ни элиту, ни простых россиян всерьез не заботят проблемы, которые стоят перед миром. Это, в свою очередь, объясняется тем, что в России до сих пор доминируют «ценности выживания».
Россияне по-прежнему считают, что важно решить наши собственные проблемы, а глобальными вызовами должны заниматься страны побогаче. При таком подходе не стоит удивляться, что России не о чем разговаривать с большинством граждан планеты, пишут в статье, опубликованной в газете «Ведомости», ректор Российской экономической школы, профессор «Морган Стэнли» Сергей Гуриев и профессор Йельского университета и Российской экономической школы Олег Цывинский.
На последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе была лишь одна сессия с Россией, в описании или заглавии («Мир без ядерного оружия: утопия?»). Сессий про Китай было восемь. Одна из причин в том, что Россия все меньше может предложить миру. Россия все еще может уничтожить мир ядерным оружием.
Но страна больше не научная сверхдержава (по количеству научных публикаций в международных журналах Россия находится на уровне Нидерландов). После Олимпийских игр в Ванкувере трудно говорить, что мы спортивная сверхдержава. Россия начинает закупать за рубежом обычные вооружения – например, корабль «Мистраль» во Франции.
В конце концов, на прошлой неделе на конференции CERA Week – одной из ведущих мировых площадок для дискуссий по энергетическим вопросам – всерьез обсуждались новые источники энергии, которые ставят под сомнение статус России и как энергетической сверхдержавы. Уже в 2009 году США обогнали Россию по добыче газа.
Еще один из показателей влиятельности страны – количество представителей в списке мировых интеллектуалов, формирующих мнения глобальных элит и граждан. В списке 2009 года журнала Foreign Policy «100 глобальных мыслителей» ни одного россиянина. В опросе читателей журналов Prospect и Foreign Policy 2008 года «100 публичных интеллектуалов» было всего три россиянина (Гарри Каспаров, Лилия Шевцова и Егор Гайдар).
Но Давосский форум – это не только обсуждение политических и деловых проблем. Значительная часть форума посвящена ключевым глобальным вопросам: помощь Гаити, глобальное изменение климата, вакцины для беднейших стран, доступ развивающихся стран к технологиям, миграция и т. д.
Показательно, что в группе молодых глобальных лидеров, которых выбирает Давосский форум, из россиян в последние годы нет представителей некоммерческих организаций. В остальных странах такие организации представляют примерно треть этой группы. Впрочем, российская элита (в том числе и представленная в Давосе) вполне адекватно отражает ценности россиян.
Недавняя статья Владимира Магуна и Максима Руднева, опубликованная в «Вестнике общественного мнения», дает портрет ценностей россиян в сравнении с другими европейскими странами. Это исследование основано на данных опроса «Европейского социального исследования», которое регулярно проводится в 25 европейских странах. Магун и Руднев приходят к выводу, что российские ценности значительно отличаются от приоритетов жителей развитых европейских стран.
В частности, россияне больше, чем средний европеец, заботятся о себе. Одно из ключевых различий в ценностях, которые социологи включают в группу «Выход за пределы своего «я». Эта группа ценностей разбита на две подгруппы. Первая – «благожелательность». В ней отражается важность помощи окружающим, желание заботиться об их благополучии, верность друзьям.
Вторая – «универсализм». В ней отражается важность того, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково, чтобы у всех были равные возможности в жизни, желание выслушивать и понимать другую точку зрения и важность заботы об окружающей среде.
По «Благожелательности» Россия (вместе со Словакией, Румынией и русскоговорящим населением Эстонии) характеризуется самыми низкими значениями среди европейских стран и отстает от 16 стран. По «универсализму» Россия (вместе с Венгрией, Словенией, Болгарией, Словакией, Румынией, Кипром и русскоговорящим населением Эстонии) отстает от 12 стран.
Средний россиянин намного больше жителей большинства европейских стран характеризуется «эгоистическими» ценностями, такими как стремление к власти, богатству, личному успеху и признанию. Авторы исследования считают, что эгоистические ценности замещают ценности «выхода за пределы своего «я» – «универсализм» и «благожелательность». А ведь именно эти ценности и проявляются в помощи Гаити, защите окружающей среды или разработке вакцин от малярии.
Лишь одна пятая (22%) российской выборки попадает в группу-кластер с высокими показателями ценностей «открытость к изменениям» и «выход за пределы своего «я», которые свойственны жителям таких стран, как Дания, Швейцария, Франция и Германия. И только четверть этой группы (т. е. 6% от всех опрошенных) россиян характеризуется крайне высоким, даже в группе развитых европейских стран, сравнительным значением ценности» выхода за пределы своего «я».
К сожалению, голос меньшинства практически не слышен и внутри России, и за ее границами. Понять это нетрудно. Россияне до сих пор считают, что у РФ слишком много своих проблем и они далеки от глобальных вопросов. С другой стороны, глобальные державы интересны в первую очередь глобальными идеями. Если россиянам не будет дела до проблем других стран, то в России такие идеи и не появятся, заключают авторы публикации.
Москва, Марат Бубновский
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».