Директор ФСБ Александр Бортников сообщил, что на стороне «Исламского государства» воюют как минимум, 1700 человек, имеющих российское гражданство. Всего же среди боевиков ИГИЛ насчитывается до 20 тысяч иностранцев и их ряды растут. Чтобы предотвратить выезд новых «мусульманских добровольцев» из РФ и застраховаться от их возможного возвращения на родину, российские госорганы готовы сотрудничать с США. В США одобрили эту инициативу. «Насильственный экстремизм и терроризм – это серьезная проблема, которая касается всего мира, в том числе и России», – отозвалась представитель Госдепартамента США Джен Псаки.
Директор ФСБ Александр Бортников принял участие в вашингтонском саммите, который политкорректно был посвящен противодействию «насильственному экстремизму» (о том, что, по мнению Вашинтона, существует и легален «ненасильственный экстремизм», часто шутят даже американские СМИ. А российские оппозиционные издания даже превозносят такой вид деятельности – прим. NDNews.ru). Официальной задачей Бортникова было «информирование участников форума о функционирующей в России национальной системе противодействия экстремизму с акцентом на важности центральной роли государства в противодействии идеологии терроризма» – говорилось в сообщении центра общественных связей ФСБ.
Вашингтон одобрил и приветствовал участие главы ФСБ в саммите. «Насильственный экстремизм и терроризм – это серьезная проблема, которая касается всего мира, в том числе и России» – приводит «Интерфакс» комментарий представителя Госдепа США Джен Псаки. Однако Псаки не преминула указать, что участие Бортникова в этом мероприятии не означает потепления отношений двух государств: «США приветствуют участие России в саммите... Как вы знаете, есть ряд тем, по которым мы сотрудничаем. При этом, между нам есть серьезные разногласия по Украине».
Сам директор ФСБ отметил, что спецслужбы России и США, несмотря на политические разногласия между странами, понимают необходимость сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом. Мы неоднократно обсуждали вопросы сотрудничества и приходили к выводу, что не стоит политизировать подобные вопросы», – сказал Бортников. Он признал, что если постоянно находиться под прессом санкций, можно пропустить «экстремистские вылазки» и «тем самым причинить урон безопасности наших государств». Бортников также допустил возможность обмена разведывательными данными по террористическому формированию «Исламское государство».
Свой визит в Вашингтон Александр Бортников считает профессиональным и политическим. «Нельзя решать вопросы политических проблем, не используя возможности, которыми располагаю я и мои коллеги. Это очень важный аспект, который лежит в основе того, что может влиять позитивно на происходящее», – пояснил директор ФСБ (цитируется по публикации RT).
Александр Бортников с саммита привез неутешительные выводы: каждый десятый член «террористического интернационала» – ИГИЛ – имеет российский паспорт. «На данный момент в Ираке находится около 1700 российских граждан, и за прошедший год это количество возросло практически в два раза» – приводит РИАН сообщение директора ФСБ. Всего же в рядах ИГИЛ насчитывается до 20 тысяч иностранных боевиков. Еще год назад их было около 13 тысяч.
Из сообщений Бортникова можно сделать вывод, что ФСБ беспокоит как проблема того, что тысячи граждан России едут в Ирак и Сирию, чтобы воевать на стороне «Исламского государства», так и вопрос о том, что делать с вернувшимися в Россию боевиками, получившими боевой опыт и жесткую идеологическую подготовку. При этом о выезде Бортников говорит достаточно конкретно, а о проблеме вернувшихся боевиков – крайне уклончиво: «Нам необходимо выстраивать работу, чтобы предотвратить выезд, и с другой стороны, делать все необходимое, чтобы после возврата этих граждан в страны исхода… делать все, чтобы не пропустить террористические вылазки и атаки».
На вопрос о том, может ли найти себе применение в России по примеру некоторых других стран практика полного запрета на выезд, например в Ливию, директор ФСБ ответил: «Такая форма существует, когда в некоторых государствах, в том числе европейских, у лиц, намеревающихся выехать в зоны конфликта, отбирают паспорта. По-моему, нормативно регулируют еще и вопрос возможного лишения гражданства, подданства и так далее. Считается, что такая радикальная мера может влиять на намерение граждан участвовать в деятельности терструктур».
Бортников практически не раскрыл вопрос работы с боевиками, вернувшимися в Россию из Ирака и Сирии. Но здесь можно напомнить, что еще летом 2013 года в ФСБ официально объявили о такой проблеме, а к концу весны 2014 года вступил в силу Федеральный закон, который увеличивает до 15 лет наказание по ч.2 ст.208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании).
Первым осужденным по обновленной ч. 2 ст. 208 УК РФ стал житель Грозного Рустам Керимов, участвовавший в сирийской войне на стороне исламистских формирований. Для показательного процесса был выбран среднестатистический рядовой и неудачливый деятель – в качестве намека основной массе «вестников шариата». Получил Керимов также не максимальный срок обновленной 208-й статьи в 15 лет, но три года колонии общего режима. Ранее NDNews.ru отмечал, что дело Керимова было относительно мягким предупреждением от российской власти об изменении госполитики по отношению к добровольцам, чья деятельность противоречит политике государства.
Исламисты ИГИЛ с российскими паспортами могут рассчитывать дома и на ранее невостребованную статью 395 УК РФ «Наемничество». Правда, пока по ней пытались привлечь только русских националистов, «засветившихся» в рядах украинских «добровольческих батальонах» – «Азов» и других.
Факты присутствия чеченцев, дагестанцев, ингушей и прочих жителей Северного Кавказа, Татарстана и Башкирии в Ираке и Сирии стали медийной данностью еще в 2013 году.
Помимо кавказцев в боевых действиях на Ближнем Востоке участвуют татары, башкиры, русские из многих регионов, но в основном – из Поволжья, где сейчас идет наиболее активная экспансия ислама. Вербовка граждан РФ ведется несколькими одиозными личностями через пропагандистские сайты. Некоторые вербовщики-салафиты включены российскими «правозащитниками» в список «жертв тоталитаризма, пострадавших за религиозные убеждения».
Салафиты используют гражданскую войну в Сирии не только для вербовки в РФ «пополнения» ближневосточным боевикам, но и для того, чтобы мотивировать террористов на преступные действия в самой России. С 2011 года боевики, воюющие в Сирии утверждают, что салафитский терроризм в России – часть «джихада на других фронтах», потому что Россия – «союзник асадовского режима и вы воюете с теми, кто ему помогает».
Ссылки по теме:
Кремль дал сигнал нелояльным добровольцам /Условно-легальный интернационализм: кто из воюющих за рубежом граждан РФ может оказаться на скамье подсудимых >>>
Чеченец из Грозного получил три года за участие в сирийской войне на стороне исламистов / Первый реальный срок добровольцу из РФ за участие в войне за рубежом >>>
Сербским добровольцам, воюющим в Новороссии, грозит до 10 лет тюрьмы (ФОТО, ВИДЕО) Белградские спецслужбы готовят уголовные дела против 50 бойцов >>>
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 20.02.15
Ярутина исключили из совета при губернаторе: «Куйвашев ополчился на ОНФ». / Петербургским эсерам могут заменить Дмитриеву на Нилова. / В Каслях инвалид сжег себя после ссоры с женой. Проверяется версия доведения до самоубийства. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».