Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело по факту конфликта в мэрии Улан-Удэ, участниками которого были мэр города и съемочная группа канала «Россия 24». Сторонам конфликта рекомендовано обратиться в суд для решения своих разногласий.
Как сообщает пресс-служба СК, отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Бурятии завершена процессуальная проверка по заявлениям корреспондента ТРК «Россия 24» Артема Кола о воспрепятствовании журналистской деятельности и причинении ему и оператору побоев сотрудниками администрации города Улан-Удэ, а также по встречным заявлениям мэра Александра Голкова и его секретаря о применении к ним насилия со стороны корреспондента.
«На основании сопоставления всех пояснений участников и очевидцев конфликта, на основании анализа изъятых видеоматериалов, а также восстановленных фрагментов видеозаписи из приемной мэра, удаленной с накопительного диска, следствием установлена следующая объективная картина происшествия», – говорится в сообщении.
2 декабря 2015 года около 14 часов корреспондент телеканала «Россия 24» вместе с оператором в рамках интервью начал задавать вопросы мэру города Улан-Удэ в его рабочем кабинете в здании местной администрации. После ответа на ряд вопросов мэр объяснил, что спешит на рабочее совещание и попытался покинуть кабинет. Однако корреспондент начал препятствовать этому и, злоупотребляя своими правами на получение информации, потребовал, чтобы чиновник немедленно ответил на все его вопросы, хотя в соответствии со статьей 40 закона РФ «О средствах массовой информации» мог направить в администрацию нужный запрос. Поэтому на выходе из кабинета сложилась конфликтная ситуация, в связи с которой несколькими сотрудниками администрации, находившимися поблизости, в отношении корреспондента и оператора была применена физическая сила. Однако применение насилия не сопровождалось какими-либо требованиями, относящимися к вопросам распространения полученной журналистами информации. После разрешения конфликта работникам телекомпании были возвращены видеокамера с записями, которые в дальнейшем использовались в нескольких телевизионных сюжетах.
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации…
Из описания вышеуказанной статьи следует, что преступным является только такое воспрепятствование журналистской деятельности, которое совершено путем принуждение к распространению либо отказу от распространения информации. Из пояснений корреспондента телеканала «Россия 24» и оператора следовало, что подобные требования к ним никто во время конфликта не предъявлял, попыток уничтожить собранные ими материалы не предпринимал. Данные обстоятельства подтверждались пояснениями других лиц и видеозаписями. Поэтому признаков указанного преступления в действиях работников администрации следствием обоснованно не усмотрено.
Помимо этого следствие пришло к выводу, что мэр не применял насилие в отношении корреспондента и оператора телеканала «Россия 24». Насилием, в том числе преступным, не может быть расценено то физическое воздействие, к которому мэр прибегнул в дверном проеме своего кабинета, стремясь выйти наружу и отодвигая заслонившего проход корреспондента. Таким же образом – непреступным, следствие расценило эпизод, связанный с нанесением корреспондентом удара микрофоном мэру по голове. Совокупность собранных материалов, в том числе содержание видеозаписей, показывает, что соприкосновение микрофона с головой мэра произошло в тот момент, когда корреспондента схватили сотрудники администрации и попытались отстранить от прохода. Рефлекторным движением, хватаясь за плечо мэра рукой с микрофоном, корреспондент задел им голову чиновника.
Таким образом, ни в действиях мэра, ни в действиях корреспондента (по приведенному эпизоду) не усмотрено признаков преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль).
Помимо этого, по результатам проверки корреспонденту и оператору направлено разъяснение о том, что они могут самостоятельно обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении тех работников администрации, которые применили к ним насилие во время конфликта. Следственные органы не могут самостоятельно возбуждать такие уголовные дела, так как: уголовные дела о преступлении, предусмотренном статьей 116 частью первой, считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего путем подачи им заявления в суд.
Аналогичное разъяснение направлено секретарю мэра, которая таким же образом вправе обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении работников телекомпании в связи с нанесением ей удара дверью по лицу и плечу.
Ссылки по теме:
Избиение журналистов в мэрии Улан-Удэ: в полицию обратились обе стороны конфликта >>>
В Улан-Удэ мэр и его охранники избили журналистов «России 24» >>>
Улан-Удэ, Зоя Березина
Улан-Удэ. Другие новости 20.01.16
«Ибупрофен» и «парацетамол», а не «фервекс» и «нурофен». Уральцам напомнили, как должны выглядеть рецепты от врачей. / Грабители почты в Челябинске расстреляли одного из инкассаторов. / Подстраховались: число депутатов южноуральского парламента, получающих зарплату, вырастет на четверть. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»