В РПЦ увидели в «Ромео и Джульетте» и «Чайке» пропаганду суицида
Роман Льва Толстого «Анна Каренина», трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» являются произведениями, пропагандирующими суицид. Об это заявил журналистам руководитель Патриаршего центра кризисной психологии Михаил Хасьминский, сообщает агентство «Москва».
По словам Хасьминского, в «Ромео и Джульетте» тема суицида романтизируется, «это романтизация суицида конкретная». «А мы потом спрашиваем, почему дети нормально относятся к суициду – они пишут сочинения про это», – заявил представитель РПЦ.
Он добавил, что «Бедная Лиза» спровоцировала историю подражательных суицидов еще в те времена, когда Николай Карамзин был жив. «Бесприданница» – там почти суицид, Александр Островский, «Гроза» – все проходили. Детям дают это поведение по-разному», – добавил Хасьминский. По его словам, с пьесой Максима Горького «На дне» тоже «можно по-разному подходить» (в пьесе покончил с собой один из персонажей, Актер – прим. ред.).
«А также «Чайка» Антона Чехова, «Гамлет», «Митина Любовь» Ивана Бунина, «Анна Каренина», – перечислил Хасьминский. «И если бы во время прохождения их детям говорили что-то антисуицидальное, это было бы правильно. Я не призываю к тому, что надо запрещать что-то, но надо это правильно подавать», – заключил он и добавил, что необходимо с осторожностью давать детям информацию о литераторах, которые покончили жизнь самоубийством.
В Российской академии образования (РАО) высказывания представителя РПЦ понимания не нашли. В интервью радиостанции «Говорит Москва» профессор РАО, доктор педагогических наук Евгений Вяземский назвал «кощунственной» саму постановку вопроса. По его словам, «и в искусстве, и в культуре вектор, тематика этих романов гораздо глубже, чем просто пропаганда чего бы то ни было». «Классика есть классика, мировой канон культуры, в котором есть разные грани. И, вообще, жизнь и смерть – таинства. Любое произведение очень многогранно, тем более, классическое», – подчеркнул Вяземский.
Ранее президент РАО Людмила Вербицкая заявила, что из школьной программы можно исключить роман Толстого «Война и мир» и некоторые произведения Достоевского. По ее словам, эти книги слишком глубоки для их понимания детьми.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»